Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 5 страница



Это означает, что отражение – есть обязательная сторона любого взаимодействия.

Определенный тип взаимодействия порождает определенный тип отражения, которое зависит от уровня организации материальных систем. Поэтому, отражение – качественно различно на различных уровнях организации материи.

Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

 

В неживой природе отражение проявляется в совокупности физико-химических изменений, адекватных внешним воздействиям. Здесь широко распространены изоморфные (структуроподобные) отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (например, след, вмятины, царапины, намагничивание и т.д.).

Информационное отражение находится в потенции.

Формы отражения в живой сфере

Раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей.

Информационное отражение появляется на этом уровне.

Информационное отражение – отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий в качестве ориентиров, несущих определенную информацию об окружающей среде.

Чувствительность – это способность организмов иметь ощущения, т.е. отражать отдельные свойства объектов, воздействующих на организм.

Чувствительность присуща только животному миру, но не растениям, так как необходимо наличие нервной ткани.

Психическое отражение связано с возникновением ЦНС и мозга.

Психика – способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации.

Что шире понятие психики или понятие сознания? Понятие психики шире понятия сознания, психика есть и у животных, но у них нет сознания. Психика включает и бессознательные моменты.

Сознание – это 1) способность осмысливать, понимать, 2) это способность зафиксировать и осознать психические образы, возникающие в собственном сознании, 3) способность остановить, зафиксировать, разглядеть этот образ.

Что значит осознать? Осознать – это не просто зеркально отразить предметы или явления мира, но и «пропустить» их образ через 1) усвоенную систему знания, 2) ценностей, 3) норм, 4) накопленный опыт и т.д. А где формируются эти системы? В обществе.

Вот почему сознание – это форма социального отражения и его формирование возможно только в социальном окружении.

Отличие сознания человека от психики животных:

Наличие целеполагания.

Человек занимает творческую позицию, он приспосабливает среду к себе. Целеполагание начинается с мыслительного процесса относительно того, что должно быть сделано.

Структура человеческой деятельности

Сравним поведение и деятельность. Поведение характеризует приспособление к миру, адаптацию к уже сложившимся условиям, воспроизводство каких-то действий. Поведение есть и у животных, и у человека.

Деятельность – это специфически человеческая форма активности, это то, что отличает человека от животного. Деятельность связана с целеполаганием, т.е. с осознанием результата своего действия, с возможностью конструирования результат деятельности предварительно в поле сознания.

1) Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаюся те или иные действия.

Постановка целей и связанное с ней проектрование деятельности – специфическое качество человека.

2) Средства – вещи, материальные условия, которые используются для достижения цели. Средствами могут выступать 1) орудия производства, 2) бытовая техника, 3) приборы научных лабораторий, 4) средства массовой информации. Средством может выступать язык, используемый в различных сферах жизни (науке, искусстве, язык жестов, устная и письменная речь; информация, содержащаяся в таких материальных носителя как книги, дискеты, картины и т.д.).

3) Результатами деятельности могут являться, например, в науке – знания, открытия; в искусстве - произведения искусства; в политике - политические идеи, властные полномочия и т.д.

Деятельность многообразна, прежде всего выделяется (по результату деятельности):

Материальная (практическая деятельность)– это действительное преобразование наличного материального бытия.

Духовная деятельность – связана с преобразованием материального бытия лишь в сознании человека.

Наличие развитых форм языка.

Сознание человека – это особая знаково-символическая реальность. С ее помощью осуществляется ориентация не только в мире природных воздействий, но и в мире искусственных знаков (2-ая сигнальная система – реакция на слово или «сигнал сигналов»; первая сигнальная система – ощущения, восприятия). Язык как вторая сигнальная система позволяет ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым обозначениям.

Язык как система искусственных знаков обеспечивает трансляцию всего того, что не может быть передано по биокоду.

Социальность не передается через гены, следовательно, необходимы иные внебиологические средства воспроизводства социальности.

Знак (язык) и есть сущность внебиологического социального кодирования.

Наличие самосознания.

У человека есть 2 мира – Внутренний – собственное «Я» и Внешний – все окружающее. Самосознание – рефлексивное сознание, направленное на самого себя. Человек способен зафиксировать уникальность своего бытия. Самосознание – это способность выделить себя из окружающего мира, осознавать свое отношение к миру, себя как личности, свои поступки, интересы, мысли, желания. Самосознание формируется у детей в возрасте 2-3года.

Выделяют 4 уровня самосознания:

Самочувствие (элементарное самосознание), - свое тело и его вписанность в окружающий мир

Групповое (корпоративное. Родовое) самосознание – отождествление себя с группой, частью которой является человек, идентификация себя с социальной общностью.

Индивидуальное самосознание – осознание собственной уникальности, свобода выбора.

Философская рефлексия. Систематический анализ глубин самосознания, осмысление различных проявлений духа в различных типах культуры. Это свойственно только человеку.

Уровень самосознания не является постоянным для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свои внимание на внешний мир. Их «Я» не делает себя предметом своего осмысления, т.е. у многих нет привычки, навыка сосредоточения на своем внутреннем состоянии.

Способность человека к абстрактно-логическому мышлению (т.е. мышлению посредством понятий, суждений и умозаключений).

Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании человека и его сознания. Мозг как орган сознания стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.

Активно действующая рука учила голову думать. В процессе совершенствования руки уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И прежде чем, приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления.

Таким образом, наблюдался переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству, то есть переход к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали место сознательной деятельности.

Трудовая деятельность способствовала формированию системы неутилитарных потребностей (в общении, эстетическая потребность). Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека.

Познавая окружающий мир, люди приходят и к осознанию самих себя, своей практической и духовной деятельности, формируется самосознание.

Структура и функции сознания

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлек­сы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, которая отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области.

В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы.

Функции сознания;

- информационно-познавательная: благодаря сознанию человек вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира;

- регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности;

- коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

 

№31.Структура психического. Соотношение сознания и бессознательного.

Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа - тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным. Средневековый философ Августин в своей "Исповеди" размышляет о внутреннем опыте субъективности, который гораздо шире, чем сознательный опыт. В Новое время Г. Лейбниц также рассуждает о неосознаваемой психике, не используя сам термин "бессознательное".

Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX века З. Фрейдом. Новые идеи были сформулированы в клинической психологии. З. Фрейд, в поисках эффективной методики лечения невротических заболеваний, сформулировал сначала психологическое понятие "бессознательного". И уже позже благодаря усилиям последователей и учеников З. Фрейда психоанализ превратился философско-мировоззренческую концепцию, в которой определяется философское понятие бессознательного.

Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что З. Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию, и отвергает позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается благодаря возникновению сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые проявления человека лишь недоразвитое сознание. З. Фрейд выдвинул принципиально иной тезис. Бессознательное - исходная и непреодолимая часть субъективности. Сознание - производно от бессознательного и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности.

Бессознательное - вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие подсознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п. Именно по этим следствиям работы бессознательного можно узнать о природе бессознательного, его содержании и функциях (www.philosophy.ru).

По мнению З. Фрейда, бессознательное имеет биологическую сексуальную природу. Его главная функция - охранительная. Бессознательное уменьшает нагрузку на сознание со стороны негативных и тягостных переживаний. Бессознательное структурировано в виде комплексов. Комплекс - устойчивая психическая структура, которая складывается вокруг определенного переживания. Комплексы формируются под влиянием различных личных факторов и обстоятельств жизни, затем вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболеваний. Психоаналитическая методика З. Фрейда как раз и направлена на выявление комплекса, доведение его до уровня сознания и тем самым облегчение страданий человека.

З. Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом:

"Оно" или "Id" - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;

"Я" или "Ego" - сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром, в сознательной сфере действует принцип реальности;

"Сверх - Я" или "Super - Ego" - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть .

"Сверх-Я" выполняет репрессивные функции. Инструментом репрессии выступает "Я". "Я" - посредник между внешним миром и "Оно", "Я" стремится сделать "Оно" приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями "Оно". Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из требований "Сверх-Я", т.е. норм и установлений, противоречащих желаниям "Оно". Для иллюстрации взаимоотношений "Я" и "Оно" З. Фрейд предлагает образ всадника и лошади. "Я" - всадник, управляющий лошадью - "Оно". В нормальной ситуации "Я" властвует над "Оно", превращает волю "Оно" в собственное действие. Невроз возникает, когда противоречия между стремлениями "Оно" и установками "Сверх-Я" становятся непреодолимыми и "Оно" вырывается из-под контроля "Я".

По мнению З. Фрейда, все люди невротичны, поскольку живут в культуре, которая подавляет фундаментальные биологические влечения: агрессивность, деструктивность, сексуальность и т.п. Вопрос заключается только в степени невротичности. В душе каждого человека существует конфликт между "Оно" и "Сверх-Я", а сознательное "Я" оказывается настолько слабым, что не в состоянии управлять инстинктивными влечениями личности. До тех пор, пока человек вынужден подчиняться общественным и культурным установлениям, он не может избавиться от давления "Сверх-Я". С другой стороны, до тех пор, пока у него есть тело, он не сможет избавиться от желаний "Оно". Поскольку ни избавиться от тела, ни вырваться из культуры человек не может, единственным выходом является установление разумного компромисса между "Оно" и "Сверх-Я". Инструмент этого компромисса - "Я". Содержание "Оно" должно постепенно осознаваться и превращаться в содержание "Я". Чем более осознана внутренняя жизнь личности, тем менее эта личность невротична. Однако совершенно свободных от душевного страдания людей в современной культуре нет. Таков неутешительный вывод З. Фрейда.

Последователи З. Фрейда не считали, что сам факт доведения до сознания пациента какого-то бессознательного переживания помогает излечиться. В этом вопросе З.Фрейд выступает скорее как классический философ, для которого знание справедливого и благого означает следование ему. Идея совпадения знания о благе с самим благом принадлежит Сократу. Однако знание о болезни не излечивает от самой болезни. Это верно и в случае с психическими заболеваниями.

В своих поздних работах З. Фрейд предпочитает заменить понятие "сексуальное влечение", как основную характеристику бессознательного, на более широкое понятие "либидо", под которым понимается не только сексуальность, но и вся сфера любви - родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. В поздний период своего творчества наряду с понятием "либидо" или "эрос" З. Фрейд рассматривает понятие "танатос". Эрос - греческий бог любви, Танатос - греческий бог смерти. Не только "эрос" или инстинкт жизни управляет поступками человека, но и "танатос" - инстинкт разрушения и смерти. "Эрос" и "танатос" - два противоположных, но совершенно равноправных влечения, которые руководят и управляют человеком на протяжении всей жизни .

Одним из учеников З. Фрейда был К.Г. Юнг. Сохранив общее определение бессознательного как неосознаваемых и неподдающихся волевому контролю психических содержаний, К.Г. Юнг совершенно иначе ответил на вопрос о природе и функциях бессознательного. По его мнению, бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов, которые определяют основу всех переживаний, представлений и поступков человека. Бессознательное выполняет не охранительную функцию, как утверждал З. Фрейд, а компенсаторную. Бессознательное дополняет сознание до целостности [Юнг К.Г., М., 1995].

Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное - все психологические приобретения личного существования - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Это личный багаж человека, формирующийся в процессе его жизни. Коллективное бессознательное имеет надличностную природу, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково.

Структура коллективного бессознательного задается архетипами. Архетипы - универсальные структуры человеческой психики. Их понимание возможно по аналогии с априорными формами И. Канта. Однако если априорные формы И. Канта относятся к сознанию, то архетипы К.Г. Юнга имеют отношение только к бессознательному. Слово "архетип" происходит от греческого "arche" - начало и "typos" - образ; буквальный смысл термина "архетип" - изначальный, исконный образ.

В работах К.Г. Юнга можно обнаружить следующие определения бессознательного:

изначальные, исконные образы, присущие целым народам и эпохам;

общие мифологические мотивы всех рас и времен;

основная форма всегда возвращающегося душевного переживания;

психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа;

формальные образцы поведения, на основе которых формируются конкретные стереотипы поведения и переживания людей разных эпох и культур.

Давая столь разные определения, К.Г. Юнг, тем не менее, постоянно подчеркивает формальный характер архетипа. Именно в силу своей формальной природы архетип доступен изучению не сам по себе, а только в связи с каким-либо конкретным содержанием, обусловленным эпохой и культурой. Для иллюстрации формального характера архетипа К.Г. Юнг проводит аналогию с кристаллической решеткой. Решетка не существует сама по себе, ее можно обнаружить только в связи с каким-либо веществом, которое структурируется вдоль определенных линий, называемых кристаллической решеткой. Так же и архетип - проявляется только в связи конкретным психическим содержанием, но сам по себе, вне этого содержание существует только как потенциальная форма, как возможность. Действительностью архетип становится в идеях, символах или образах, которыми насыщено пространство культуры.

Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований, опосредованным образом определяют характер философских учений и т.п. Герои мифов и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существует как отдельный человек, так и человечество в целом. Именно с помощью понятия "архетип" К.Г. Юнг обосновывает идею психического единства человечества.

Несмотря на принципиальную новизну и нетрадиционность некоторых идей К. Г. Юнга, его концепция получила широкое распространение в философии и психологии второй половины XX века. Идеи К. Г. Юнга оказались приемлемой основой для самопонимания западного человека конца XX века. Кроме того, они позволяют прояснить некоторые важные особенности современной культуры.

 

№30-31Сознание как предмет философского анализа

Сознание как важнейшее свойство человека изучают многие пауки: психология, физиология высшей нервной деятельности, антропология, кибернетика. Каждая из них формулирует свой предмет анализа. Философия, обращаясь к проблеме сознания, стремится ответить на следующие вопросы:

- какова природа сознания (материальная или идеальная), кто его источник и носитель?

- как и когда возникает сознание?

- какова структура сознания, из каких элементов и уровней оно состоит и в каких формах выражается?

- какие функции выполняет сознание в жизни отдельного человека, общества, культуры, Вселенной?

Исследуя сознание, философия сочетает рационально-логический и аксиологический, ценностный подходы. Она анализирует сознание в единстве того, что человек осознает и как он это делает. Этим философия сознания отличается от конкретных научных выводов и религиозно-художественных интерпретаций сознания.

Традиционно философия изучает сознание в контексте проблемы взаимодействия идеального и материального начал бытия.

Представления об идеальной природе сознания возникли раньше, чем были обоснованы материальные, физические предпосылки его возникновения. Это не случайно. Древние греки, а именно они начали анализировать проблему сознания, отводили интеллектуальной деятельности гораздо более высокую роль, чем физической. В философии Платона был очерчен определенный круг явлений, имеющих противоречивые свойства. С одной стороны, эти феномены, очевидно, являлись результатом мышления, воли, фантазии человека, а с другой - они совершенно не зависели от мышления, воли, психического состояния каждого конкретного индивида и даже руководили его поступками. Например, законы государства, культурные и языковые нормы, логические категории и математические истины. Человек усваивает такие явления в процессе воспитания и обучения, а затем руководствуется ими в повседневной жизни. В некоторых ситуациях человек даже отдает им предпочтение по сравнению со своими материальными, физическими потребностями. Эти всеобщие нормы культуры Платон и назвал идеями, а философия обозначила проблему исследования сознания как проблему идеального вообще.

Дальнейшее исследование сознания связано с творчеством Аристотеля, Плотина, Августина Блаженного, Р. Декарта, И. Канта, К. Маркса, 3. Фрейда, Э. Гуссерля.

Делая вывод о том, что сознание имеет идеальную природу, т.е. является выражением способности человека отражать мир в образах, философия должна была ответить на следующий вопрос: как существует идеальное? Существуют ли те образы, которые творит человек, в природе самой по себе или в биологической природе человека? Очевидно, что нет. Так, например форма кувшина, который делает гончар, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в анатомической организации тела самого гончара.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли представители марксизма и психоанализа, которые создали психосоциальную, материалистическую по своей основе концепцию сознания. Опираясь на данные естествознания, они сделали вывод о том, что идеальное - это форма жизнедеятельности человека. Результатом совокупной деятельности многих поколений людей, воплощением их сознания, творчества, духовных дерзаний и душевных переживаний становится культура. Культура- это особый мир, отличный от мира первой природы тем, что его создает человек, способный творить образы. Поэтому мы можем утверждать, что идеальное обладает реальным бытием.

Именно на этих методологических основаниях осуществляется исследование конкретных проблем философии сознания.

2. Научная картина эволюции сознания

В основе научной картины сознания лежит идея о том, что сознание возникло в результате длительной эволюции на основе более универсального свойства материи - свойства отражения.

Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Отражение происходит в результате взаимодействия различных систем реального мира, при котором происходит обмен информацией между этими системами. На различных уровнях организации материи характер отражения и содержание отражаемой информации имеют свою специфику.

В неживой природе взаимодействие материальных систем ведет к механической деформации. Происходит передача информации о колебаниях температуры, направлении и силе света, изменениях электромагнитных и звуковых волн, других химических и физических сигналов.

В живой природе выделяется три уровня отражения, которые зависят от сложности объектов и их взаимодействий со средой: раздражимость, возбудимость и чувствительность, психика.

Раздражимость - свойство организма отражать воздействия внешней среды, находясь в непосредственном контакте с нею и реагируя как целое.

раздражимость выступает регулятором приспособительного поведения и имеется уже у простейших организмов типа амебы.

Возбудимость и чувствительность - способность организма избирательно реагировать на биологические раздражения различными органами чувств. На этом уровне, характерном для многоклеточных организмов, отражаются не только негативные, но и позитивные сигналы, начинают формироваться эмоциональные реакции.

Психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать значительное число существенных пространственно-временных и причинных связей в окружающем мире и анализировать быстро меняющуюся обстановку.

Психика характерна для животных, обладающих центральной нервной системой, развитыми органами чувств и мозгом. Она определяет способность реагировать не только на непосредственную информацию, но и предвосхищать, предупреждать некоторые ситуации. Такая способность реагировать на ситуацию, которая может возникнуть в будущем, называется опережающим отражением.

Процесс формирования психики связан с развитием у животных форм поведения более высокого уровня. Большую роль в поведении играют инстинкт, навык, подражание и обучение. Инстинкт-это целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами и информацией и совершаемая под влиянием биологических потребностей. У животных, обладающих психикой, формируются ярко выраженные индивидуальные особенности характера и поведения, они способны к эмоциональным переживаниям, у них есть зачатки элементарного интеллекта.

Все три названных уровня биологического отражения характерны и для человеческого организма, но у человека присутствует и принципиально новый, более высокий, сложный и специфический уровень - сознание.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, основанная на способности отражать мир в идеальных образах.

Важнейшими характеристиками сознания являются целеполагание, самосознание и абстрактное мышление.

Целеполагание - это способность сознания формировать цель и образ результата деятельности. Этим человек существенно отличается от животного. Как отмечал К. Маркс, человек-ткач может быть менее искусен, чем ткач-паук, а человек-архитектор уступать пчеле или бобру, но ни у паука, ни у пчелы, ни у бобра нет заранее образа результата, который они должны получить. Результат их действий содержится в психике, а поведение животных базируется на рефлексах. Образ же сознания не содержится в биологической природе человека. Животное, приспосабливаясь к миру, либо изменяется само (мутирует), либо погибает. Человек же приспосабливает мир к себе и изменяет его.

Самосознание - это осмысление человеком своих действий, чувств мотивов поведения, интересов, положения в социальной среде. Любые продукты своей деятельности человек может рассматривать как особую реальность, со стороны. В высшем своем проявлении самосознание называется рефлексией. Способность к рефлексии является условием зарождения философии. Самосознание формируется в процессе деятельности и связано с целеполаганием и абстрактным мышлением.

Абстрактное мышление (от лат. abstractio - отвлечение) - это способность человека раскрывать сущностные связи между объектами, посредством которых можно объяснять явления окружающего мира. Абстракции представляют собой образы реальности, созданные посредством отвлечения от несущественных признаков, свойств и характеристик объектов. Формами абстрактного мышления выступают понятия, суждения и умозаключения. Научная картина возникновения сознания исследует не только механизм становления сознания, но и предпосылки и условия его возникновения. Предпосылки возникновения сознания можно подразделить на две большие группы: естественные и социальные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.