Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 2 страница



Стихийная диалектика древних.

Согласно Гераклиту, все течет, все изменяется. Мир находится в постоянном движении, противоречив, а потому должен рассматриваться в единстве противоречий.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же и ввел первым термин «диалектика».

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание мира идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей Античной философии, однако все они были стихийными диалектиками.

Диалектика этого периода «нащупала» сложность мира, указала на многогранность и противоречивость явлений мира..

Идеалистическая диалектика НКФ.

Диалектика в ее зрелом теоретическом виде – позднее детище человеческой культуры. В виде стройной теоретической системы диалектика впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Диалектику Гегель разрабатывал на идеалистической основе, т.к. развитие окружающего мира определяется саморазвитием Абсолютной идеи.

Заслуга Гегеля состоит в следующем:

1) Гегель выявил, развил, привел в систему понятийный аппарат диалектики;

2) Гегель сформулировал основные принципы диалектики (т.е. выразил суть теории диалектики);

3) Гегель сформулировал основные закономерности (сформулировал основные законы диалектики), отражающие универсальные связи мира и познания.

Материалистическая диалектика.

Маркс писал: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Переосмысление и развитие под таким углом зрения гегелевского учения требовало синтеза диалектики и материализма.

Если для Гегеля идеальное (духовное) создает все, то у Маркса идеальное (духовное) – это материальное, перенесенное в человеческую голову и переработанное в ней.

В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о взаимосвязи всех явлений мира и всеобщих законах развития природы, общества, мышления.

В жизни мы часто употребляем слово «развитие». Развитие нередко считают синонимом движения или приравнивают к прогрессу. Однако, это не совсем так.

Определение: Развитие – это такой вид движения, который обладает следующими чертами:

качественное изменение объекта и его состояния (т.е. развитие предполагает возникновение нового качества, переход от одного качества к другому);

необратимость (т.е. невозможен возврат в исходное состояние, например, старик не может стать молодым);

направленность (т.е. это способность накапливать изменения во времени упорядоченным образом, т.е. в направлении образования новых структур. Направленность связана с необратимостью (стрела времени).

самодвижение (т.е. за счет внутренних источников)

Только при наличии всех 4 черт можно говорить о процессе развития.

Вывод: Таким образом, не всякое изменение – есть развитие. Могут быть количественные изменения (в пределах одного качества), да и не всякое качественные изменения есть развитие.

Например, вода – пар.

Развитие связано не с разовыми, а с нарастающими во времени, поступательными качественными изменениями системы.

Развитие – это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Примеры развития:

возникновение жизни на Земле.

Эволюция живой сферы (от амебы до человека)

Совершенствование человеческих знаний, орудий и навыков труда.

Развитие - противоречивый процесс, представляющий собой взаимодействие двух противоположных тенденций – прогресса и регресса.

Определение: Прогресс – восходящее качественное изменение системы от низшего к высшему, понимаемое как ее усложнение.

Определение: Регресс – направление изменений от высшего к низшему, понимаемое как деградация системы.

Сфера диалектики – вся объективная и субъективная реальность.

Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества). Это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика или диалектическое мышление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Структурные элементы диалектики:

Принципы

Законы

Категории.

Основные принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей связи

2. Принцип развития

3. Принцип системности

4. Принцип причинности

Принцип всеобщей связи означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его компонентов ( предметов, явлений, процессов).

Принцип развития выражает идею о том, что все в мире изменяется и развитие является необходимым, универсальным и закономерным процессом, т.е. принцип развития отрицает существование в мире застывших, неразвивающихся предметов, процессов, явлений.

Принцип системности означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке.

Принцип причинности означает, что все объекты (явления, процессы) окружающей действительности причинно обусловлены и взаимозависимы.

Объекты окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Признание всеобщности причинно-следственных отношений, всеобщности принципа причинности называют детерминизмом (от лат. – определяю).

Индетерминизм – принцип, в соответствии с которым не признается объективность существования причинности.

Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

Основные законы диалектики

Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями, процессами.

Фундаментальные законы диалектики:

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

1. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений – раскрывает механизм развития, объясняет, каким образом возникают новые качества в развитии.

Суть закона в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям.

Переход от количественных изменений к качественным происходит когда количественные изменения нарушают границу меры, и происходит в форме скачка.

Содержание закона раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».

Определение: Качество - это такая объективная определенность объекта (предмета, явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.

Качество характеризует предмет как целое. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, которые позволяют отнести его к другому классу предметов.

Качество – это то, что выражает отличие объекта от других объектов. У предметов (вещей, явлений) много качеств, которые обнаруживаются при взаимодействии. Но существуют не сами качества, а предметы, обладающие этими качествами. Существует иерархия качеств (основные, неосновные).

Возьмем алмаз.

По твердости он превосходит все остальные вещества. Твердость и образует его качество, если алмаз применяется как абразивный материал (в каменоломнях добывают мрамор при помощи алмазных пил, алмаз используется при обработке стекла). Если бы алмаз не обладал твердостью, он не использовался бы в качестве инструмента.

Но у алмаза много других качеств. Различен его цвет (с примесями и без примесей), его форма. Но с практической точки зрения эти свойства не являются существенными характеристиками абразивного материала.

Если же алмаз берется в качестве драгоценного камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не столько его свойство твердости, сколько способность поддаваться огранке и иметь различный цвет и т.д.

Качество всегда связанно с существенными, внутренними свойствами, а проявляется во внешних свойствах.

В основе качественной определенности предмета лежит:

вещественный состав

структура предмета – т.е. определенный способ связи элементов в системе (алмаз, графит). При нарушении меры лопаются одни связи и образуются новые структуры, а значит и новое качество.

функциональные свойства.

Только все 3 параметра дают представление о качественной определенности предмета. Например, если взять уголь, алмаз и графит, то они имеют одинаковый вещественный состав, однако, разную структуру.

Количество – это исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размеры).

Качество и количество взаимосвязаны. Количественные изменения приводят к новым качественным изменениям. Например, если увеличить заряд атома натрия на 1. то получится магний. Но магний имеет иные качественные характеристики: натрий – одновалентен, магний – двухвалентен, он имеет иную точку плавления и кипения, иную плотность, менее химически активен.

Определение: Категория меры – единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого вещь (явление, процесс) сохраняет свою качественную определенность.

При нарушении меры – количественные изменения переходят в качественные.

Определение: Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход одного качества в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, возникновение жизни на земле, формирование новых видов растений и животных. Понятие скачка относительно. Меньшие скачки выступают по отношению к большим скачкам как их количественная подготовка.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон — ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития.

Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание противоположности: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.

Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.

Противоречие – есть отношение между противоположностями.

Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические и др.

Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия.

Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В изменении и развитии объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей. Тем не менее, было бы грубой ошибкой пренебрегать внешними противоречиями, которые воздействуют на ход развития предмета и условия его существования. Они могут ускорять или замедлять развитие.

Разделение противоречий на внутренние и внешние относительно, ибо в определенных отношениях внешние противоречия могут выступать как внутренние и наоборот.

Основные противоречия — это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение. Они служат главной движущей силой изменения направления движения и преобразования объекта

Неосновные противоречия — это производные, второстепенные противоречия, выражающие изменение отдельных свойств, сторон данного объекта.

2. Закон единства и борьбы противоположностей формулирует определенные методологические требования к познанию любого предмета:

Необходимо выявить все присущие предмету противоречия,

Среди этих противоречий определить внутренние и внешние. Среди внутренних выявить основное определяющее.

3. Закон отрицания отрицания

Закон, его суть заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Согласно этому закону, развитие – есть процесс, складывающийся из определенных циклов.

Примеры:

Смена вкусов в культуре, музыке, моде.

Эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени)

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых

Смена теорий в науке.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития, которое идет не линейным путем (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на более высоком уровне.

Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицания.

Отрицание отрицания прежде всего предполагает:

а) повторяемость в процессе развития;

б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени;

в) относительную завершенность конкретных циклов развития;

г) несводимость развития к движению по кругу.

В этом сущность рассматриваемого закона.

Зерна

2 отрицание Колоса Синтез

1 отрицание Стебель Антитезис

Зерно Тезис

Раскрывает:

Единство поступательности и преемственности (прогресса и регресса)

Цикличность самого развития, структурность стадий этого развития

Необратимость и спиралеобразность форм в развитии

Вывод: Таким образом, развитие основано на наличии внутренних противоречий. Оно осуществляется благодаря накоплению количественных изменений и перехода явления, процесса в новое качественное состояние, становление нового качества идет путем отрицания старого и утверждения нового.

Категории диалектики

Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

Категория – это особый род понятий в науке. Если понятие – это форма мышления, выражающая общие и существенные признаки определенного класса предмета (человек, животное), то категории – предельно общие понятия в конкретном виде знаний.

Философские категории - и категории диалектики – это универсально общие понятия (развитие, противоречие, связь, необходимость, форма и т.д.).

Категории диалектики – отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности.

Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, объективны по содержанию, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от сознания и воли людей. Объект всех категорий один – реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, т.е. представляют собой своеобразные его «срезы». Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты реальности выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности.

Категории диалектики – есть объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, качество, закон и т.д.) + форма мысли, посредством которой постигается, осмысливается эта связь.

К ним относятся единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.

 

№27.Природа как предмет философского анализа.

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа – это материя, взятая во всем многообразии ее форм.

Чаще же понятие «природа» употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле и обозначает всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Противоположным понятием понятию «природа» является понятие «культура». Культура - нечто освоенное, возделанное, преобразованное человеком. Природа – то, что противостоит человеку, существуя по собственным, независимым законам.

Противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций человека по отношению к природе, возникающих в истории человеческой мысли.

Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное и потому более низкое, чем культура. Такое отношение порождает позицию, в соответствии с которой человек подчиняет себе природу, господствует над ней.

Природа – понимается как образец совершенства, как нечто более высокое, превосходящее и культуру человека. Из этого следует, что человек должен учиться у природы и подчиняться ей.

Природа – царство слепых, стихийных сил, хаос, неподконтрольный человеческому пониманию.

Природа – царство, в котором господствует разумные законы, естественная необходимость и нет места случайности и т.д.

Таковы самые крайние, полярные точки воззрения человека на природу. И каждая из этих позиций находила реальное воплощение в ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой.

Мифологическое отношение к природе

Мифологическое отношение к природе, основываясь на языческом понимании мира, демонстрирует наиболее идеальную модель гармонического сосуществования человека и природы.

Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, так как каждый человек пользовался его дарами в форме собирательства и охоты.

Доминирующими в мифологическом сознании были 2 установки:

признание господства природы над человеком;

персонификация природных явлений.

Человек, будучи коммуникативным существом (общительным существом), распространял отношения общения на всю окружающую его природу. В этом «диалоге» природа выступала ведущей стороной, а человек – ее учеником. Природа являлась источником удивления и страха, так как ее жизнь воспринималась архаическим человеком как беспорядочная, дисгармоничная, не имеющая определенной формы для порождения своих разнообразных явлений. Человек ощущал господство природы над собой.

Становление самого человека осуществлялось в процессе формирования первобытных коллективов, основанных на принципах кровного родства. Поэтому и природная жизнь представляется по аналогии, т.е. в системе родственных отношений как наиболее естественных и понятных человеку, образующих космическое единство земли, неба, моря и подземного мира. В таком мире нет границ между «Я» и «не-Я»; человек воспринимал себя в виде живого организма, являющегося частью природного тела.

Природа часто мыслилась в человеческих формах: например, космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями и т.д. Различные сферы природы (леса, реки) олицетворялись духами-хозяевами.

Архаический человек не отделял себя от мира природы, что подтверждается магическим мышлением. Так, согласно принципам гомеопатической или имитативной магии, своими действиями он может повлиять на природный мир в хорошую или дурную сторону в зависимости от аналогичных качеств своей личности. Такая установка породила множество запретов и табу. Магическое слово было направлено на создание образа единого и неделимого целого, которое образуют общество и природа. Сама природа рассматривалась как великое общество – общество жизни, поэтому и вера в магию основывалась на глубоком убеждении в единстве жизни.

Для человека мир был не мертвой и не безмолвной вещью. Считалось, что мир может слышать и понимать, а, следовательно, если к силам природы обращаться должным образом, то они уже не могут не оказать помощи.

Античность

В период Античности природа трактуется как совершенный космос, противостоящий Хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношения человека с природой, жизнь в согласии, в гармонии с ней – рассматриваются как самая желанная и благородная цель. Человек и Природа выступают здесь как единое целое.

Познавательное отношение к природе выражается в умном созерцании. Умное созерцание природы считалось наиболее адекватным путем к истине.

Средневековье

В средневековом мировоззрении отношение к природе меняется с точностью до наоборот. Природа в средневековом мировоззрении впервые начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни.

В центре мировосприятия средневековья вместо безличного космоса оказывается Бог – создатель всего сущего. Мир природы разделяется на мир небесный и мир земной. Средневековая культура положила начало процессу структурирования изначально единого и неделимого космоса. Она не разрушила гармонию космоса, но начала этот процесс, задав совершенно иной принцип гармонизации. Если гармония античного космоса изначальна, она есть способ бытия сущего, то в средневековье принцип гармонизации уже вне космоса, вне природы, это – Бог. Формируется новая целостность бытия, имеющая иерархическую структуру. В этой иерархии природа заняла нижнюю ступень.

В Средневековом мировоззрении природа начинает рассматриваться как прах, лишенный жизни, впервые человек получает право господствовать над природой. Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей.

Познание природы человеком средневековой эпохи подобно расшифровке текста. Весь внешний мир – есть знак, символ. Изучение природы становится делом второстепенным по отношениям к истинам откровения.

Природа мыслится как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с Человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом – разумом. Именно это приближает человека к Богу и дает основание постигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог – противостоит природе. Не слияние с природой (Античность), а возвышение над ней становиться основным принципом средневековой культуры. Бог творит природу и может действовать вопреки естественному ходу вещей, т.е. творить чудеса. Если и есть интерес к природе, то в качестве символов, указывающих на другую, высшую реальность.

В рамках такой традиции было закономерным рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу, как к чему-то злому, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Это служило оправданием для негативного отношения к природе, применения насилия к ней.

Возрождение

Следующий исторический этап западной культуры - эпоха Ренессанса. В развитии отношения «человек – природа» Ренессанс предстает как своеобразный рубеж, как эпоха перехода от одухотворенного космоса к «нейтральной почве». Прежде чем надолго померкнуть, природа блистала всеми своими красками, она предстала как средоточие красоты и источник радости человека, как объект любви и преклонения, как дом человека.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, видит в ней – источник радости, наслаждения. Возрождается Античный идеал толкования природы как воплощения гармонии и совершенства, единения человека и природы. Именно здесь вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Новое время

Такое идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое Время, в период становления промышленного капитала.

Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Бэкон: «Знание – сила». Природа утрачивает свой священный характер и как следствие нарушается связь человека и природы.

Такое понимание природы как поля «силового» приложения человека, как объекта удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках Западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени.

К 17 столетию в западноевропейской культуре формируется образ мира как механизма. Природа – как часовой механизм – таков принятый в классической науке образ природы.

Механистические модели мира довольно разнообразны. Образ природы как часового механизма сменил образ паровой машины, затем позднее – кибернетической, но все равно машины. Заметим, что модель механизма – это наиболее традиционное видение природы с 17 по 20 века.

Восточные цивилизации

Вместе с тем, в рамках традиционных Восточных культур (Древнего Китая, Древняя Индия, Древний Вавилон) сформировалось совершенно противоположное видение природы и отношение к ней человека.

Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. В соответствии с таким пониманием, которое можно выразить словами: «Не навреди», по отношению к природе не допускается силовое воздействие, вмешательство в протекание природных процессов. Человек такой культуры не противопоставлял себя природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, относился к ней с любовью и благоговением.

Вектор преобразующей деятельности был направлен не вовне, на природу, в вовнутрь человека, на его личное самосовершенствование, поиск гармонии с собой и природой.

Современные представления о природе

В связи с открытием явлений самоорганизаций в науке начинает формироваться новый взгляд на природу, появляется перспектива понимания природы как саморазвивающейся целостности, включающей человека.

Революция в физике на рубеже 19-20 веков была связана с преобразованием классического стиля мышления и становлением неклассического (современного) естествознания.

Природа стала рассматриваться как сложная динамичная система, сам человек полагается уже не дистанцированным от природного мира, а находящимся внутри него.

Оказалось, что природа обладает возможностью спонтанной активности. Вместе с тем стало известно, что сложные системы обладают повышенной чувствительностью к флуктуациям (малым возмущениям), благодаря которым микромутации оказывают воздействие на систему в целом. Это вызывает у человека новую заботу, так как исчезли прежние гарантии стабильности мира, подчиняющегося непреходящим законам.

Соответственно такому пониманию формируется новый стиль мышления, который обозначают как «нелинейное мышление», связанное с ситуацией выбора и способное отказаться от схемы постепенного, безальтернативного развертывания.

Правда, сам факт нестабильности мира не говорит о том, что он не поддается изучению и экспериментированию. Просто природа перестает быть объектом, а превращается в партнера, которого необходимо выслушать.

Человек, познавая природный мир, должен не навязывать ему свой язык, а вступать в диалог. Это порождает необходимость отказа от монологического отношения к природе и замене его диалогическим отношением.

Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания.

Диалогическое отношение к природе является одним из базисных принципов альтернативной культуры, отрицающей основные ценности техногенной цивилизации и ориентирующей современного человека на изменение всей инфраструктуры его социального бытия.

Гуманизм, который положен в основание альтернативной культуры, основан на глубоком уважении жизни как индивидуальной, так и «жизни Планеты», которые неразрывно связаны друг с другом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.