Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства



Слово «идеология» образовано сочетанием двух древнегреческих слов: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление. С этимологической точки зрения, слово «идеология» означает учение об идее.

В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Для них идея была особой реальностью, моделью, образцом для объектов материального и духовного мира. Это очень глубокое по своему содержанию определение. Его дальнейшее понимание заставляет нас обратиться к истории формирования понятия «идея», к особенностям его истолкования мифологией, религией, философией.

Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввела группа французских интеллектуалов, в которую входили Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804), П. Кабанис, Э. Кондильяк и др.

Убежденные в том, что именно «Идеи правят миром», формируют общественную мораль которая, в свою очередь, определяет стратегию и тактику государственной политики, французские мыслители методично и последовательно развивали учение об идеях в связи, в конечном счете, с потребностями государственного управления.

Их теоретическая активность была, однако, прохладно встречена со стороны практически действующих политиков. Ознакомившись с высказываниями создателей учения об идеях, или идеологии, Наполеон отозвался о них уничижительно. В наполеоновских отрицательных оценках значения идеологии, не следует, однако, видеть окончательного вердикта о бесполезности идеологии для государства. Гораздо точнее воспринимать их как компетентное свидетельство о том, что в обществе, где государственная политика вырабатывается кулуарно, т.е. без учета интересов и потребностей больших групп людей, где государственное управление не является искусством организации и контроля поведения человеческих масс, идеология должна рассматриваться как второ -, или даже третьестепенный фактор общественного развития. И, наоборот, современная политика и современные государства, тесно связанные с жизнью огромных масс людей, уже не могут отрываться от идеологии. В современном мире идеология первостепенный фактор общественного развития.

Рассмотрение исторического происхождения, или генезиса идей и идеологии, их форм, функций и связей с деятельностью государства показывает, что идеология, как совокупность идей выполняет в обществе различные функции, она является важным условием существования человеческого общества и эффективного функционирования государства.

В научной литературе по вопросу происхождения идеологии имеются, по меньшей мере, три точки зрения. Согласно первой точке зрения, идеология столь же стара, как и человеческое общество, иначе говоря, она существовала всегда, т.к. люди никогда не прекращали осмысления окружающего мира и своего места в нем. Согласно второй точке зрения, возникновение идеологии связано с формированием классов, делением общества на рабов и рабовладельцев. Согласно третьей точке зрения, идеология появляется в Западной Европе не ранее XVIII века и является третьей, после религии и политического национализма, формой самосознания людей.

Оценивая аргументацию второй и третьей точки зрения, напомним, что каких-либо серьезных оснований отождествлять любую идеологию только с классовым сознанием, не видеть, например, в мифологии или религии важного идеологического содержания и смысла, у нас нет. Сказанное также означает, что идеология не обязательно в угоду каким-либо классовым интересам искажает картину мира. Следовательно, что существует не доидеологическое, а доклассовое идеологическое общественное сознание, в частности, такие формы идеологии, как мифологическая, религиозная и т.д.

После того, как деление общества на классы становится реальным фактом человеческой истории, появляются классовые формы идеологии - политические; философские и т.п. Что касается третьей точки зрения, согласно которой идеология возникает лишь в ХVIII веке, то ее сильной стороной является подчеркивание социально-исторической природы идеологии.

Задумываясь о современном понимании идеологии, нельзя далеко уходить от того, что в начале ХХI века мы стали свидетелями еще до конца не осмысленного по своим последствиям, иногда очень круто замешанного на человеческой крови и отчаянии ренессанса идеологической мысли. О значительном усилении существовавшего и в предшествующей истории интереса к идеологии сегодня на разных языках говорят ранее относившиеся к идеологии прохладно, и даже отказывавшиеся от идеологии вообще либералы, консерваторы и анархисты. Сегодня новая волна интереса к идеологии охватила и никогда не порывавших с нею коммунистов. О своей приверженности идеологии очень громко также заявляют и религиозные фундаменталисты, и все более и более многочисленные сторонники идеологий глобализма и антиглобализма.

На наших глазах уже, казалось бы, окончательно порвавшие с какой бы то ни было идеологией политические институты, например, в постсоветских обществах переходного типа, активно занимаются поиском и продуцированием новых типов идеологии.

В начале ХХI века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология стала уже не только известной по прошлому историческому опыту формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов. О ренессансе идеологии также свидетельствует бурный рост количества научных работ, специально посвященных ей.

Анализ современной научной литературы и практики употребления понятия «идеология» показывает, что оно используется в разных смыслах..

Можно выделить, по крайней мере, пять его смыслов. Идеологией, во-первых, называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть и отдельные представители той или иной профессии, и большие социальные группы людей, и государства. В этом смысле говорят об идеологии руководителя и идеологии студенчества, идеологии белорусского или немецкого государства.

Во-вторых, идеологией называют совокупность политических убеждений и установок. В этом случае различают, к примеру, идеологии либерализма, консерватизма, социализма, национализма, анархизма, феминизма, экологизма, религиозного фундаментализма и др.

Идеологией, в-третьих, называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества. Различаются, например, идеологии богатых и бедных, производителей и потребителей, а также экономического развития, стагнации и т.п.

В указанных выше смыслах понятие идеологии используется не только в научной литературе, но и в повседневной жизни.

Специальное научное изучение феномена идеологии, начатое еще французскими мыслителями в ХVIII веке и успешно продолженное в ХIХ (например, К. Марксом) и ХХ веке (К. Манхеймом и др.) позволяет различать также идеологию, в-четвертых, как превратное, искаженное сознание некоторого социального класса.

Впервые данное понимание идеологии было четко сформулировано в ХIХ веке К. Марксом и Ф. Энгельсом в рукописи «Немецкая идеология» (1846). По мысли немецких ученых, идеология является ложным классовым сознанием в силу того, что представители определенного класса, стараясь представить свои интересы, как интересы других классов, не могут не навязывать этим классам собственные заблуждения и иллюзии, маскирующие подлинное положение дел. Немецкий исследователь К. Манхейм также полагал, что идеология искажает существующую реальность, потому что является отражением классовых интересов, в частности, необходимости оставить имеющую в обществе расстановку классовых сил без изменений. В этом отношении, согласно Манхейму, идеология является апологией, т.е. защитой, существующего общественного строя. Идеологии как сознанию господствующего класса противостоит утопия – заинтересованное сознание угнетенных классов. Идеология и утопия, по мнению Манхейма, тесно связаны друг с другом, так как после победы угнетенного ранее класса его утопии превращаются в идеологию (Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994).

Идеологией, в-пятых, называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности. В этом смысле понятие идеологии используется французскими философами постструктуралистами и постмодернистами (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко).

Никто из нас не может, конечно, запретить кому-либо использовать понятие идеологии в одном из пяти указанных выше, или даже в каком-либо другом смысле.

Существование различных трактовок понятия идеологии ставит изучающего идеологию белорусского государства перед непростой проблемой выбора. Данный выбор методологически правильно будет строить не на эмоциях и импульсивных действиях, а на сравнении различных трактовок понятия идеологии между собой, их анализе и критической оценке. Следует исходить из того, что наука интересуется существенно общим и повторяющимся в мире. Изучая природу идеологии, следует сначала обратить внимание на то общее, что объединяет различные ее определения, а затем на те основания и аргументы, которые раскрывают принципиальное различие данных определений.

Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как совокупности (иногда, впрочем, также говорят о системе, структуре и т.п.) идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы (потребности, цели, идеалы и т.п.) своего носителя.

Следовательно, какие бы конкретные смыслы не вкладывались учеными в понятие идеологии, они при этом всегда обязательно соглашаются друг с другом в том, что идеологией называется совокупность (система) идей, выражающая интересы и цели ее носителя.

Основными функциями идеологии являются:

Воспитательная функция идеологии реализуется как организованный, систематический процесс воздействия идеологии на сознание ее носителей, реальных и потенциальных сторонников и оппонентов с целью его изменения в соответствии с определенными целями и задачами.

Содержание воспитательной функции идеологии конкретизируется в ориентировочной, мобилизационной, консолидирующей функциях идеологии. Их содержание нельзя понимать упрощенно. Не следует думать, например, что ориентиром может быть только идеологическая система, соответствующая действительности, иначе говоря, являющаяся по содержанию объективно истинной. В реальной жизни в качестве духовных ориентиров используются и истины, и заблуждения, и такие духовные образования, о которых нельзя сказать наверняка, являются ли они истинными или ложными. Ценности и идеалы, например, свободы и братства, равенства и справедливости, как свидетельствует человеческая история, не имеют однозначного истолкования. Тем не менее, именно данные ценности обычно ориентируют массы людей, являются средствами их консолидации и мобилизации. Воплощая в жизнь различные идеалы и ценности, большие и малые социальные группы людей творят историю. Под лозунгами борьбы с нехристианскими ценностями (для католической церкви - заблуждениями) в Средние века организовывались крестовые походы. Буржуазия, штурмовавшая бастионы феодализма, не столько мобилизовывалась на борьбу с феодализмом слоганом «Свобода, равенство, братство», сколько заключенными в нем ценностями и идеалами личной независимости людей и их идентичности друг с другом по крови. Представители третьего сословия, штурмовавшие Бастилию, мечтали не об абстрактном равенстве вообще (равенстве, например, потребностей человека или его способностей к совершенствованию), а преимущественно о формальном равенстве перед юридическими законами.

По мнению современных ученых, идеология выполняет также целеполагающую, интегрирующую и мобилизующую функции. Целеполагающая и интегрирующая функции идеологии являются, однако, подфункциями более общей функции самопознания идеологии, а мобилизационная функция идеологии является конкретизацией ее воспитательной функции.

Воспитательная функция идеологии тесно связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, манипулирования и т.п., которые являются подсистемами общей системы коммуникации. Как отдельные идеи, так и их системы живут и воспроизводятся только в процессе взаимодействия людей, их социальных связей и отношений.

Коммуникация является особым видом социального взаимодействия, процессом соединения и разделения людей, согласования и дистанцирования друг от друга их принципов, ценностей, идеалов, убеждений и представлений.

Коммуникация – всегда многосторонний, как минимум, трехсторонний процесс. В ХХ веке в связи с формированием системы массовой коммуникации заметно возросла роль в процессе коммуникации ее каналов и средств. Согласно канадскому философу Маклюэну, сегодня вполне осмысленно можно говорить о том, что сами каналы и средства коммуникации стали самостоятельными идеологическими явлениями. Коммуникативная функция идеологии является общей функцией идеологии, стоящей в одном ряду с функциями самопознания и воспитания.

Данные функции идеологии вообще, идеологии белорусского государства, в особенности, взаимосвязанные и взаимообусловленные.

В заключении можно сделать некоторые обобщающиеся выводы:

1) понятие идеологии занимает важнейшее место в социальных исследованиях, что предполагает переосмысление подходов к идеологическому измерению социальной жизни в контексте развития конкретного общества с учетом его традиций и социокультурных ценностей;

2) содержание и специфика идеологии может быть понята в масштабе широкого политико-философского анализа. В обществе как качественно определенной и функционирующей целостности идеология является органической частью культуры и выполняет одну из своих базовых функций – самопознание и самоидентификацию общества через особый способ символизации мира. Ее цель – сплочение социума вокруг определенных ценностей;

3) несмотря на определенный иррациональный компонент идеологии, у нее есть основной вектор – наука, сопряженная с непререкаемым авторитетом разума в осмыслении прошлого и прогнозировании будущего. Поэтому идеология является специфическим способом познания – духовно-практическим способом освоения мира, результатом которого является производство и воспроизводство социального знания Способы проникновения идеологии в общественную жизнь реализуются через государственные и общественные институты, исследовательские стратегии и интеллектуальные технологии;

4) идеологии современного глобализирующегося общества – предмет специального анализа социально-политической философии. Глобальные информационные сети образуют новую социальную реальность, представленную в разнообразных формах современной жизни. Появляются новые технологи измерения данной реальности, в числе которых идеология. По мнению некоторых исследователей, информационное общество формирует даже свою собственную «суперидеологию» (А.Тоффлер), в основании которой лежат проекты глобализма, неолиберализма, постмодернизма. Поскольку скрытые технологии идеологического манипулирования дезориентируют человека в социальном пространстве и времени, это требует от национальных государств разработки основ собственной идеологии дальнейшего развития в современном мире.

Каковы базовые положения идеологии современного белорусского государства?

Базовые положения идеологии белорусского государства закреплены в Основном законе белорусского государства, его Конституции, которая содержит 146 статей, определяющих: основы конституционного строя, отношения личности, общества и государства, избирательную систему, порядок взаимодействия ветвей власти, функционирование местных органов управления и контроля, основы финансово-кредитной системы, а также порядок действия и изменения самой Конституции.

Согласно статье 1 Беларусь является «унитарным демократическим социальным правовым государством». Рассмотрим указанные в данном определении принципы подробнее.

Унитарным называется государство, которое по национально-территориальному делению является единым (в отличие от федеративного и конфедеративного государства). Это означает, что граждане Беларуси образуют единую нацию, обладающую своей территорией. Территория Беларуси неотчуждаема. Такая организация жизни предполагает национальное единство в гражданском согласии.

Демократическим называется государство, основанное на народовластии. Понятие демократии может употребляться в нескольких смыслах: 1) в качестве универсальной характеристики общественных отношений (т.е. таких, при которых уважаются права и интересы людей); 2) как форма устройства любой организации (например, на производстве, где в трудовом коллективе развиты формы самоуправления); 3) как идеал общественного устройства, при котором полностью преодолено отчуждение власти от народа, который реализует свою волю непосредственно и свободно; 4) как тип политического режима, подразумевающий: установление власти народом, открытый способ формирования власти с соблюдением принципа преемственности (т.е. в соответствии с законом), гарантию прав и свобод граждан, плюрализм в сфере политического сознания. Республика Беларусь является таким государством. Политический строй Беларуси базируется на таких основах демократической жизни, как избирательное право и наличие местного самоуправления. Право избирать имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста. Непосредственно гражданами Беларуси избираются Президент, Депутаты палаты представителей Парламента – Национального собрания Республики Беларусь и депутаты местных Советов. Выборы проходят на основе равного свободного прямого избирательного права путем тайного голосования. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос, что никто, кроме самого избирателя, не вправе решать вопрос об участии в выборах и о предпочтении кандидатуры избираемого, что депутаты непосредственно (лично) избираются народом.

Местное самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и др.), местные референдумы, собрания и другие формы общественного и государственного участия. В компетенцию местных Советов входит:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

определение порядка распоряжения и управления коммунальной собственностью;

назначение местных референдумов.

Главный принцип демократии, таким образом, народовластие.

Социальным государством называется такое, которое заботится о своих гражданах и стремится обеспечить достойный уровень и качество жизни. Государство является основным субъектом социальной политики. Определяющим, таким образом, здесь выступает принцип заботы о благосостоянии народа на основе принципа социальной справедливости.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно отвечать таким требованиям, как:

верховенство закона. Оно обеспечивается Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;

принцип разделения властей. Конституцией предусмотрены три ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - и пост Главы государства.

Разделение властей необходимо для создания сбалансированного механизма власти, при котором ее ветви сохраняют паритет, т.е. ни одна из властей не является доминирующей. Система органов государственной власти Республики Беларусь включает:

Президента Республики Беларусь (Главу государства). Президент осуществляет следующие функции: 1) гарантийную – Президент является гарантом Конституции, соблюдения прав и свобод граждан, что налагает на него ответственность; 2) арбитражно-интегративную – Президент находится над ветвями власти, координируя действия государственных органов, разрешая разногласия между ними; 3) контрольную – Правительство подотчетно перед Президентом, а ряд министерств и ведомств непосредственно подчинены ему;

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является основным законодательным органом. Он включает Палату представителей и Совет республики. Палата представителей рассматривает проекты законов в различных сферах государственного регулирования, назначает выборы и принимает отставку Президента и пр. Совет Республики одобряет или отклоняет законопроекты, отменяет решения местных Советов, если оно противоречат закону и пр.;

Правительство (Совет Министров) осуществляет исполнительную власть. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Правительство выполняет, главным образом, функции руководства системой органов государственной власти, разработки и реализации основных направлений политики и обеспечения законности, прав и свобод граждан;

суды представляют судебную власть. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь;

прокуратуру, Комитет государственного контроля, которые являются контрольными органами. Основная функция прокуратуры – надзор за точным исполнением законов и других нормативных актов органами исполнительной и судебной власти, а также органов правопорядка. Комитет государственного контроля следит за исполнением бюджета и использованием государственной собственности;

местные органы управления включают местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные комитеты.

Итак, в Конституции Республики Беларусь закреплены основные положения и ценности идеологии белорусского государства. Как показывает история философии государственного управления, философско-мировоззренческим идеалом государственного управления, является принцип социальной справедливости. Он имеет конкретно-историческое содержание и, например, в современном белорусском государстве означает, что справедливо все то, что соответствует трудовому вкладу, положению и заслугам человека.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.