Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общества. Государство и гражданское общество



Государство — центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.

Основными признаками государства являются: территория, население, власть, суверенитет, монопольное право на применение принуждения, монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-политической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяйствования; развитие средств связи, дорог и других средств обеспечения жизнедеятельности всего общества; социальные, культурно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции:

обеспечение национальной безопасности,

отстаивание государственных интересов в международных отношениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

Государство - основной институт политической системы, система органов, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Государство — единственный властный политический институт, обладающий легитимной монополией на применение принуждения, насилия. Для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления.

В демократическом, правовом государстве главным субъектом государственного управления является народ, выбирающий представителей в органы власти. Государство действует от имени народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы (парламент, правительство, суды).

Общество с точки зрения философии управления рассматривается как объект государственно-управляющего воздействия, т.е. управляемая система.

Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно предоставляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.

Природу и специфику государственного управления определяет следующее:

субъект управления. В качестве субъекта целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий выступает государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами государства;

государственное управление опирается и представляет собой способ реализации государственной власти. Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, установленные государственной властью, являются общеобязательными, обеспечиваются авторитетом и силой государства;

специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре внимания государственного управления лежат решения общих (публичных) дел, согласование действий всех граждан, защита совместного (публичного) интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп;

комплексный характер методов и средств государственного воздействия. В нем используются не только правовые, политические, экономические методы (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование), но и методы принуждения.

Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Государственная власть и управление в своей основе имеет правовую и политическую легитимность, а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Все вышеизложенное определяет рассмотрение государственного управления в широком и узком смысле.

В широком смысле государственное управление означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль над соблюдением в обществе правозаконности и правосудия.

В узком смысле под государственным управлением обычно понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.

Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений, процессов, протекающих в обществе, преодолением возникающих конфликтов, решением проблемы социального неравенства и т.д. Она следует из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и соблюдение гарантий, основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направленно на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства, вторгаясь в ткань общества и определяясь общественными отношениями (как материальными, так и культурными). При этом следует отметить, что масштабы государственного управления имеют определенные границы, которые определяются характером объекта управления, естественными правами человека, реальными возможностями самого общества, а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства.

Возможности государственного управления определяются: волей и силой государственной власти; уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления; располагаемыми ресурсами.

На современном этапе развития общества актуализируются идеологические аспекты государственного управления

Нельзя не признать, что научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вырабатывается только на основе ясной идеологии, получая изначальную установку на достижение определенных целей, приверженность соответствующим ценностям.

Идеология включает в себя систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Именно идеологические взгляды обеспечивают формы существования политики, права, морали и соответствующих им организаций и учреждений, а значит, представляют собой основание, гарантию устойчивости и поступательного развития любой системы государственного управления.

В условиях глобализирующегося мира все больше и больше возрастает значение управленческой деятельности и подготовки управленческих кадров.

В чем суть правового государства и гражданского общества и как они соотносятся между собой?

Важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.

Правовым называется государство, в котором реализуется приоритет закона, права. Правовое государство должно, прежде всего, отвечать таким требованиям как:

верховенство закона, права, что должно обеспечиваться Конституцией, судебной системой, органами контроля и правопорядка;

разделение властей (законодательная, исполнительная и судебная)

В правовом государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Разделение властей сложилось уже на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти повлекло за собой разделение политической и религиозной властей – власти государства(кесаря) и церкви. Соперничество между ними продолжалось многие годы.

В светском государстве разделение профессиональных функций власти началось также достаточно рано. В нем осуществлялось разделение власти между центральным и местным управлением, власть различных уровней выполняла неодинаковые функции.

Принцип разделения властей предполагает наличие в государственной власти системы сдержек и противовесов. Смысл этих сдержек в том, что каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие ветви власти. Элементами этой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; независимость судейского корпуса и т.д.

Идея гражданского общества восходит к античности, в частности, к политико-философской концепции Цицерона, интересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т.Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем и К. Марксом и др.

Гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и групповых. Государство в сочетании с гражданским обществом выступает как выразитель всеобщей воли и призвано обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Согласно М. Веберу, идея гражданского общества — это познавательная абстракция, идеальный тип, отличающийся от реальности. Вместе с тем, данная идея не лишена глубокого смысла. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества и человека. При этом доказывается, что осуществляющее власть государство должно быть правовым, а деятельность основана на принципе верховенства закона. В свете данного принципа и для общества должны быть характерны развитые горизонтальные связи; наличие всевозможных союзов и ассоциаций, массовых движений, партий; стремление ограничить власть государства за счет ее децентрализации и развития местного самоуправления.

Наиболее важные структурные компоненты гражданского общества в экономической сфере – частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные организации, создаваемые гражданами по собственной инициативе; в социально-политической сфере – органы самоуправления (создаваемые по месту жительства, работы, учебы), политические партии, общественные объединения, организации и движения; в сфере духовной – негосударственные институты (церковь и др.), средства массовой информации, добровольные творческие союзы (художников, литераторов, ученых и т.д.). В развитом гражданском обществе индивид взаимодействует с государством не прямо, не один на один, а в составе соответствующего общественного гражданского института, т.е. опосредованно.

Гражданское общество и правовое государство - неразрывно связанные системы современного демократического общества; они взаимно предполагают друг друга и немыслимы, невозможны одно без другого. В них особые требования предъявляются и к гражданину. Граждане должны быть дисциплинированы не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, они добросовестно выполняют свои обязанности и ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и т.д. Иными словами, они - люди с высоким правосознанием, нравственной, политической и правовой, философской культурой. Следовательно, о том, насколько развито или не развито гражданское общество, можно судить по степени активности граждан и их добровольных объединений.

В классической философии была четко поставлена актуальная и сегодня проблема становления гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Существуют различные интерпретации данной проблемы - от либертаристской, абсолютизирующей роль гражданского общества (согласно которой - "государство - ночной сторож") и анархистской, согласно которой "государство - зло для свободы индивида и свободных ассоциаций людей", до умеренно этатистской (концепция ассимиляции гражданского общества государством в философии Г. Гегеля) и абсолютно этатистской (апологии неограниченной монархии в концепции Т. Гоббса).

Гражданское общество охватывает относительно независимую от государства сферу коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, включающей негосударственные политические ассоциации, хозяйственно-экономические структуры, негосударственные институты и образования, СМИ, религиозные организации и т.п. Государство (правовое) и гражданское общество (развитое) призваны существовать как бы исходя из презумпции дополнительности, предполагающей конкуренцию влияния на общество и совместную деятельность на его благо.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.