Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Утопические версии будущего



Еще один материал из интернета, который обобщает особенности различных утопических мировоззрений. Я прошу читать его внимательно, хотя говорится там вроде бы не о нас конкретно, но примеряя на себя изложенные тезисы, мы можем обнаружить много неожиданных совпадений.

Этот материал на Тартарии и его обсуждение - http://www.tartaria.ru/Obshestvo/mertvaya%20voda/Utopia.aspx

Сначала предисловие

Люди во все времена были удивительно слепы по отношению к тому, что ожидает их в самом ближайшем будущем. Более того, даже после того, как события уже произошли, они, будто бы не в силах осознать произошедшее, упрямо пытались опровергнуть его реальность, полагая всё это какой-то нелепой случайностью, единичной ошибкой и т. д. и т. п. Инерция и консерватизм человеческого сознания иногда просто поражает. Сегодняшнее время не является исключением. Так же, как и всегда, подавляющее большинство людей слепы и рисуют себе некие иллюзорные картинки будущего, исходя из собственных фантазий и фетишей, которым они поклоняются, несмотря на то, что их измышления не имеют ничего общего с реальностью.

Прежде чем описывать фантазийные измышления современных предсказателей по отдельности, отметим их общие, объединяющие все эти утопии, черты. Вообще, каковы характерные особенности, присущие утопии? Людям, которые пишут утопии, не нравится настоящее. Но, если деятельный человек, готовый действительно к тому, чтобы исправить существующее общество и сделать его лучшее, ищет причины проблем, ищет пути решения, пытается выявить и использовать существующие благоприятные тенденции, то творец утопии поступает совершенно иначе. Он берёт и просто рисует картину современного ему настоящего общества, в котором проблемы, нет, не решены, они просто стёрты, как стирают тряпочкой буковки из написанной мелом на доске формулы.

(МВ – узнаете «позитивное мышление»?)

Однако утописта ничего это не смущает. Наоборот, утопист гордится, что он дал миру "образец" идеального общества. "Уф... Я сделал самое главное." - говорит утопист. "Так, где там теперь товарищи математики, экономисты и прочие специалисты? Давайте-ка, набросайте-ка нам быстренько план, как построить нам по моему образцу вот это идеальное общество. Это ж задачка раз плюнуть...".

Впрочем, о путях построения идеального общества горе-предсказатели тоже могут рассказать. В их представлении рисуется схема рассуждений, которая, в своём типичном виде, выглядит примерно так:

1) История человечества до настоящего времени была каким-то недоразумением, это связано с тем, что люди не понимали того, что сейчас вам расскажем мы.

2) Мы знаем, какова проблема, которая всё это время мешала людям жить.

3) Все средства для решения этой проблемы у нас есть, да и решить её, в общем-то, пара пустяков, нужно только лишь, чтобы остальные нас поддержали.

4) Само собой, после этого настанет всеобщее и вечное счастье.

Понятно, что название этой единственной проблемы и способ её "волшебного" решения могут различаться (см. табличку), но сути всех высказываемых предложений это не меняет нисколько.

Проблема, представляющая источник всех бед "Волшебное" решение Где предлагается
Отсутствие ответственности власти перед народом Принятие закона об ответственности власти перед народом концепция АВН
Инферно, нарушение биполярности Учёт биполярности и восстановление равновесия герменетика
Нарушение аутентичности (отклонение человека от своей богоданной природы) Возвращение человека к своей богоданной природе гуманизм (в версии Семёнова и его приверженцев из ГСМ)
Частная собственность на средства производства Уничтожение частной собственности на средства производства Марксизм

табл. - примеры некоторых утопических концепций, с указанием единственной проблемы и "волшебного" решения.

(МВ – забавно то, что утопические решения могут быть противоположны друг другу. Так либерализм времен перестройки видел главную проблему в государственной собственности на средства производства и, соответственно, предлагаемым решением была приватизация. Реальные решения проблем противоположными быть не могут – они всегда многогранны, а не одномерны. И они всегда учитывают реальность – дома надо строить, оборону крепить, детей рожать, воспитывать и давать им образование – какие здесь могут быть противоположности?)

Прокомментируем схему утопистов.

1) Не устаю поражаться, что каждый новый, предлагающий рецепт построения идеального общества, начинает со слов типа "до этого времени всё было неправильно..." Ну вот, неправильно было. Жили бедные люди неизвестно зачем столько веков, маялись, бедные, не понимая, в чём корень всех зол. Не могли догадаться, что нужно сделать. Александр Македонский завоевал Персию? Фигня... Дурак, столько людей порубили во время его завоевания. Эйнштейн создал теорию относительности? Да это ещё хуже - не создал бы, не знали б мы сегодня радиации и атомных бомб. Ну и так про всё. Человек никакого смысла в том, что делалось до, не хочет видеть. Впрочем, а иначе как докажешь, что только твоё "волшебное" решение обеспечит построение идеального общества?

Здесь сделаем небольшое отступление. Раз утопические концепции идеального общества во множестве появляются, значит, для этого есть предпосылки? Да, безусловно. В каждом обществе есть некие, в общем-то, достаточно очевидные, общепризнаваемые признаки проблем и некие ожидания, критерии благополучия, что ли, о которых тоже никто особо спорить не будет. Например, заговорим мы о текущих проблемах нашей страны, и все сойдутся в том, что плоха демографическая ситуация, что не хватает жилья и есть проблемы с его доступностью для значительной части населения, что у нас сырьевая экономика, и это плохо - прожирать ресурсы, надо развивать сложное и высокотехнологичное производство ну и т. д. Также и в лозунгах полное единодушие. Никто не скажет - "я хочу прийти к власти и утвердить фашистскую диктатуру, после чего всех загоню в бараки, начну агрессивные завоевательные войны и буду расстреливать за любую критику в мой адрес". Все говорят - нам нужна свобода, нам нужна демократия, мы за повышение уровня жизни населения и т. д. и т. п. Но все расходятся в одном - "Как?", "Что нужно сделать, чтобы...".

И вот здесь появляется куча концепций и куча решений, и из этой кучи, к сожалению, практически все таковы, что выбирают лишь один частный фактор и на нём зацикливаются, утверждая, что именно от этого частного фактора зависит всё остальное. В случае утопистской концепции частный, временно, в силу тех или иных причин выпяченный фактор приобретает общеисторическое или даже вселенское значение,заслоняя всё остальное. Однако все утопические концепции, даже если их приверженцы приходят к власти, обречены на то, чтобы отказаться от абсолютизированного и идеализированного понимания пути к лучшему обществу, а решать конкретные исторические задачи, стоящие перед страной, решать их зачастую вразрез с первоначально принятыми декларациями и на ходу изобретая методы, о которых разработчики утописткой концепции не упоминали и о необходимости их даже и не догадывались. Эти приверженцы очень быстро понимают, что отнюдь не так-то просто забить на объективные реалии, на исторические тенденции, и что те "второстепенные" факторы и проблемы, которые, по их первоначальному убеждению, должны были сами по себе решиться и вести себя как надо, требуют самого пристального внимания и учёта в проводимой политике. Так было, например, после революции семнадцатого и гражданской войны, когда Ленин, вопреки догмам и первоначальным декларациям, вводит НЭП, так было после девяносто первого, когда пришлось турнуть Гайдара с его "шоковой терапией", совсем не приведшей к ожидаемому либералами волшебному саморегулированию рынка. Так или иначе, всем утопистам рано или поздно приходится столкнуться с тем, и понять, что предшествующая история - не недоразумение и не набор случайных и хаотических факторов, и что нельзя просто так ничего переделать и отмести из сложившегося к настоящему времени, не понимая (объективных) причин того, почему всё сложилось именно так и не понимая того, чем всё это можно заменить.

2) Следующий, повторяемый, опять же, практически всеми абсурдный тезис - "есть одна (главная, первичная) причина всех проблем". Ну и была всегда, соответственно. А как этой причины не будет, так и проблем не будет. Абсолютная глупость. Нет у общества никакой единственной причины всех проблем. Проблемы всегда были, есть и будут (если их, конечно, решать). Если проблемы не решать, они прекратят своё существование, но вместе с человечеством. Человечество должно развиваться. Развиваясь, оно приобретает новые возможности, осваивает новые ступени прогресса, но приобретает, вместе с тем, и новые проблемы. Для того, чтобы избежать новых проблем, нужно законсервировать развитие, а общества, которые пытаются это сделать, неизбежно гибнут, как это неоднократно показывала история.

3) Этот тезис лично у меня вызывает наибольшее раздражение, если хотите, и желание его опровергнуть. Ну вот опять же все, практически до единого абсолютно, с невероятной и непоколебимой уверенностью и невозмутимостью, заявляют "ДА ЧТО ТАМ ДУМАТЬ??? Вот мы УЖЕ знаем, давайте сделаем то-то и то-то..." В то время, как совершенно очевидно и ясно как день, что на самом деле они не знают НИЧЕГО. Они не знают даже, как осуществить те декларации, которые они пропагандируют, не говоря уже о том, что есть огромное множество лежащих громадными камнями на пути к лучшему обществу проблем, на которые они даже не обращают внимания. Ключевой тезис, который надо вызубрить всем, призывающим к улучшению общества и написать себе на лбу, чтобы не забыть, если хотите, это тезис о том, что все не решённые до сих пор проблемы (несмотря на попытки их решения), требуют ИНЫХ, НОВЫХ методов решения, по сравнению с теми, которыми располагает человечество на настоящий момент. Ну не надо считать всех предшественников придурками. Ну или считать, что какие-то заговорщики из злого умысла не давали решить проблемы, решение которых очевидно, легко и всем известно. Почему меня этот пункт особенно раздражает? Да потому, что приверженцы утопистских концепций, на словах декларируя свою приверженность новым ценностям, на словах говоря о своей готовности прикладывать усилия к построению лучшего общества, убивают время впустую на возню, болтовню и топтание на месте, не пытаясь даже приступить к обсуждению тех вопросов, нахождение ответов на которые требуется для построения лучшего общества, и эта куча вопросов всё время остаётся нетронутой, в результате чего они ни на шаг не приближаются к той самой цели, о которой постоянно твердят. Зато они очень сильно обижаются и начинают ныть, если их пытаешься расшевелить.

(МВ – мировая закулиса и все ее прислужники будут подсовывать народу только утопические проекты, которые ни на шаг не позволят людям приблизиться к поставленной ими цели. Потому что, во-первых, им вовсе не нужно, чтобы люди своих целей – свободы, достатка да еще и Любви – достигали. А во-вторых, народ и сам таков, что одномерные решения-лозунги ему понятней и доступней, поэтому их и будут предлагать. Выход из этого тупика только в обретении народом умения оперировать с многомерными реальными вариантами будущего, во всеобщей управленческой грамотности. Учиться, учиться и учиться! И реализовывать полученные и заново созданные знания в практике жизни).

4) Естественно, никакого окончательного идеального общества нет и быть не может. Удивительным образом все утописты, как один, повторяют дурацкий тезис о том, что вот, мы построим идеальное общество, человек освободится от тяготеющих над ним проблем, и будет там чего-нибудь делать в своё удовольствие. Маразм. Ни от каких проблем, люди, живущие в обществе, не освободятся уже никогда, с тех пор, как они слезли с деревьев и отправились по саванне навстречу неведомой новой жизни, заставившей их затем разжигать огонь, одеваться в шкуры, писать какие-то закорючки на папирусе и т. д. Чем дальше, тем больше будет зависеть человек от тех новых реалий, которые он создаёт, от тех новых условий, которые он сам на себя накладывает. "Вот-вот" - заноют какие-нибудь приверженцы возвращения в природу, - "во всём виновата техногенная цивилизация, и только она...". Но на самом деле, конечно, как я писал ещё в 4-хуровневой концепции, отнюдь не следует полагать (хотя таково, к сожалению, распространённое заблуждение), что развитие цивилизации заключается лишь в развитии технологии и т. п., развитие цивилизации равно заключается и в развитии человека. Чтобы продолжалось второе, должно продолжаться и первое. А значит, общество окончательного всеобщего и беззаботного счастья построено не будет. Никогда.

(МВ – как возмутится душа утописта, если его лишить этой мечты хотя бы о будущей возможной халяве. Но это и есть первый шаг к пониманию многомерной динамичности объективной реальности).

На этом закончим с предисловием и перейдём к описанию отдельных направлений (современной) утопической мысли. Здесь речь не будет идти об отдельных конкретных концепциях (хотя их наличие подразумевается), а о некоторых обобщённых классах подобных концепций, что, впрочем, на саму суть представлений, лежащих в основе данных классов, которая для каждого из них вполне реальна и определённа, не повлияет. Множество концепций, относящихся к одному классу, имеют между собой отличия, как правило, лишь косметические.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.