Эмоциональный интеллект. стей или их оценки в средней школе
стей или их оценки в средней школе. По словам Селигмана,
проводившего это исследование, «На вступительных экзаменах
в колледж определяется талант, тогда как стиль объяснений
сообщает вам, кто сдается. Именно сочетание умеренного та
ланта и способности продолжать двигаться к цели перед лицом
поражения ведет к успеху. А в тестах способностей недостает
мотивации. Что вам нужно знать о ком-нибудь, так это, про
должат ли они упорно двигаться к цели, когда обстоятельства
будут доставлять сплошные разочарования. Сдается мне, что
при определенном уровне умственного развития ваше действи
тельное достижение есть функция не только вашего таланта,
но и способности выдержать поражение».
Силу оптимизма в мотивации людей наиболее ярко проде
монстрировало исследование Селигмана, которое он провел с
привлечением агентов по продаже страховых полисов при уча
стии компании «Метлайф». Умение, оставаясь любезным, веж
ливо принять отказ, играет чрезвычайно важную роль в торговле
любого рода, особенно если речь идет о такой вещи, как стра
ховой полис, когда ответов «нет» обескураживающе больше, чем
«да». По этой причине примерно три четверти страховых аген
тов бросают эту работу в первые три года службы. Селигман
установил, что новички, которые были оптимистами по нату
ре, в первые два года работы продавали на 37 процентов боль
ше страховок, чем удавалось продать пессимистам, и к тому же
за первый год оставило эту работу вдвое больше пессимистов в
сравнении с оптимистами.
Более того, Селигман убедил руководство компании «Мет
лайф» нанять специальную группу претендентов, получивших
высокие баллы за тест на оптимизм, но потерпевших неудачу в
тестах на нормальный отбор (в котором сравнивались их уста
новки со стандартным графиком, построенным на основе от
ветов агентов, отлично выполнявших свою работу). Участники
специальной группы обогнали пессимистов в продаже поли
сов на 21 процент в первый год службы и на 57 процентов во
второй.
Ответ на вопрос, почему оптимизм в значительной степе
ни определяет успех продаж, заключается в том, что он соб
ственно и есть установка эмоционального ума. Каждый, кто
Дэниел Гоулман
не принимает торгового агента, означает небольшое пораже
ние. Эмоциональная реакция на такое поражение оказывает
ся решающей и практически полностью определяет, найдет
ли этот агент для себя достаточно мотивов, чтобы продолжить
работу. Когда число отказов постоянно растет, моральное со
стояние может ухудшиться, и агенту становится все труднее и
труднее набирать номер следующего телефона. Подобный от
каз особенно тяжело выслушивать пессимисту, который ис
толковывает его в одном смысле: «На этот раз я потерпел не
удачу. Видно, я так и не сумею ничего продать», а такая ин
терпретация, конечно же, вгоняет в апатию и пораженчество,
а подчас и в депрессию. Оптимисты, напротив, говорят себе:
«Я выбрал не тот подход» или: «Этот клиент просто был в пло
хом настроении». Считая причиной неудачи в конкретной
ситуации не себя, а нечто другое, они могут изменить свой
подход при разговоре со следующим клиентом. И тогда как
ментальная установка пессимиста ведет к отчаянию, настрой
оптимиста порождает надежду.
Одним из источников позитивного или негативного миро
воззрения вполне может быть врожденный характер; некото
рые люди по природе склоняются к одному образу действий или
к другому. Но, как мы узнаем из Главы 14, жизненный опыт
может закалить характер. Оптимизму и надежде — как и беспо
мощности и отчаянию — можно научиться. В основе их обоих
лежит точка зрения, которую психологи называют самоэффек
тивностью, верой в то, что ты обладаешь совершенным умени
ем справляться с событиями своей жизни и смело смотреть в
лицо испытаниям. Развитие компетенции любого рода укреп
ляет чувство самоэффективности, заставляя человека больше
рисковать и предпочитать задачи, предъявляющие более высо
кие требования. А преодоление этих трудностей, в свою оче
редь, усиливает чувство самоэффективности. Такая позиция
побуждает людей наилучшим образом использовать любые та
ланты и умения, какие только у них есть, — или делать все не
обходимое для их развития.
Алберт Бандура, психолог из Стэнфордского университе
та, много занимавшийся изучением самоэффективности, дал
удачную оценку этому качеству: «Мнение людей о своих спо-
Поиск по сайту:
|