Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Тревожность подтачивает интеллект




 


 

Тревожность подтачивает интеллект. При выполнении ка­

кой-нибудь сложной, требующей затрат умственной энергии и

напряженной задачи, как это, например, бывает у диспетчеров,

хронически высокая тревожность почти наверняка служит ука­

занием, что человек в таком состоянии в конце концов окажет­

ся несостоятельным или во время обучения, или на рабочем

месте. Тревожные люди чаще терпят неудачу, несмотря на пре­

восходные оценки, полученные во время тестов умственного

развития, как показали данные исследования 1790 студентов,

проходивших подготовку на авиадиспетчера. Кроме того, тре­

вожность оказывает скрытое противодействие успешному при­

менению любых академических способностей. Так, изучение

36 000 добровольцев по 126 различным методикам показало, что

чем более человек склонен к беспокойству, тем хуже идет у него

процесс усвоения знаний независимо от показателей, будь то

оценки в результате тестов, средние оценки за год обучения или

тесты достижений.

Когда людей, подверженных беспокойству, просят выпол­

нить когнитивное задание, например, отнести неопределенные

объекты к одной из двух категорий и рассказать, что при вы­

полнении этого задания происходит у них в голове, то оказы­

вается, что их одолевают негативные мысли: «Я не смогу этого

сделать», «Я совсем не способен к тестам такого рода» и тому

подобные, которые самым непосредственным образом срыва­

ют процесс принятия ими решения. И действительно, когда

мучимым беспокойством членам группы сравнения предложи­

ли нарочно поволноваться в течение пятнадцати минут, их спо­

собность выполнить то же самое задание резко ухудшилась. А

когда обеспокоенным людям перед попыткой выполнить зада­

ние предоставили пятнадцатиминутную передышку, понизив­

шую их уровень взволнованности, они без труда с ним справи­

лись.

Научное изучение тревожности, вызванной тестовой ситуа­

цией, впервые было предпринято в 1960-х годах Ричардом Эл-

пертом, который признался мне, что его интерес к этой теме был

вызван тем, что в студенческие годы нервы часто подводили его

на экзаменах, приводя к провалу, тогда как его коллега Ралф

Хабер считал, что напряжение перед экзаменом на самом деле


 


 

Дэниел Гоулман


 

помогало ему лучше его сдавать. Их исследование — среди про­

чего — показало, что волнующиеся студенты бывают двух типов:

у одних тревожность перечеркивает достигнутые ими успехи в

учебе, а другие способны успешно сдать экзамен, несмотря на

стресс — а может, и благодаря ему. Ирония тревожности, вы­

званной экзаменационной ситуацией, заключается в том, что

именно это опасение относительно успешности сдачи экзамена

может в идеале побудить одних студентов вроде Хабера усердно

заниматься, готовясь к экзаменам, и в итоге сдать их, а другим

помешать добиться успеха. У таких слишком тревожных людей,

как Элперт, предэкзаменационное предчувствие мешает ясно­

му мышлению и запоминанию, нужным для успешного изуче­

ния предметов, а во время экзамена оно и вовсе лишает их ясно­

сти ума, необходимой для того, чтобы хорошо сдать экзамен.

Число причин тревоги, называемое людьми, сдающими

экзамен, служит прямым указанием на то, насколько плохо они

с ним справятся. Умственно-психические ресурсы, затрачива­

емые на одно когнитивное задание — беспокойство, попросту

уменьшают духовные ресурсы, имеющиеся в распоряжении для

обработки другой информации; насколько наше внимание уже

поглощено волнениями по поводу того, что мы можем прова­

литься на экзамене, настолько же меньше внимания мы потра­

тим на нахождение ответов. Наше беспокойство превращается

в самоосуществляющиеся предсказания, толкающие нас к тому

самому несчастью, которое они пророчат.

С другой стороны, люди, умеющие мастерски обуздывать

свои эмоции, могут использовать заблаговременную тревогу,

скажем, по поводу предстоящего выступления с речью или эк­

замена, чтобы побудить себя хорошо подготовиться к этому

событию и таким образом отлично справиться с этим делом. В

классической литературе по психологии зависимость между

тревогой и выполнением работы, включая умственную работу,

описывается с помощью перевернутой буквы «U». В высшей

точке перевернутой «U» соотношение между тревогой и рабо­

тоспособностью оптимальное: легкая нервозность стимулиру­

ет выдающиеся достижения. Однако слабая тревога, соответ­

ствующая первой стороне перевернутой «U», приводит к апа-


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.