Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА «ЭКСПОЗИЦИЯ»



Происхождение картины право­мерно рассматривать как процесс вычленения изображения из ан­самбля, обладавшего универсальным характером, будь то ансамбль храма или священной книги. Я уже от­части коснулся этого вопроса, и мне предстоит рассматривать его еще более подробно в следующей главе. Здесь же достаточно указать на прин­ципиальное значение отношения «интерьер — экстерьер» (внутрен­нее—внешнее); именно интерьер был колыбелью картины, и ее появ­ление отвечало потребности в «ка­мерных» формах изобразительно­сти. Эта потребность тесно связана с религиозно-этическими преобразова­ниями, с переосмыслением места че­ловека в мире, с формированием лич­ностного самосознания. Чрезвычайно важно, что картина обрела известную самостоятельность в эпоху Возрож­дения, во всех странах (и не только на Западе) связанную с переходом от деревенской культуры к городской культуре.

В этом смысле архитектура явля­ется «родной матерью» живописи, той сферой, в которой живопись ес­тественно и органично развертывала свое содержание. Выделившись из архитектурного ансамбля, живопись, как полагают одни, утратила вместе с тем свою естественную коммуника­тивную * среду. Именно так характе­ризовал Поль Валери современное по­ложение изобразительных искусств: «Живопись и Скульптура (...) это брошенные дети. У них умерла мать — мать их, Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение, пределы» [19, с. 264]. Согласно другой точке зрения, живо­пись компенсировала эту утрату с по­мощью специфических средств, функция которых аналогична функ­ции архитектурной среды. Иными словами, выделяясь из ансамбля, картина сама становится ансамблем, а вместе с тем — ядром нового ри­туала. Утверждение суверенитета живописи вызывает к жизни целое сообщество деятелей, которые высту­

пают посредниками между картиной и широкой публикой. Возникают разнообразные формы общественного служения искусству и обслуживания искусства; организуется новая иерар­хия * служителей — покровителей, знатоков, коллекционеров, любите­лей, комментаторов. и т. д. и т. п. Во главе этой иерархии стоит мастер, из ремесленника превратив­шийся в «героя и вождя своего на­рода» [39, т. 1, с. 23]. Божеству живописи воздвигают новые хра­мы — художественные галереи и му­зеи, и архитектура становится по­средником собственного детища.

Я уже не раз употребил слово «посредник», и вполне намеренно, ибо как раз в посредничестве и со­стоит суть того, что принято называть экспозицией картины.

Слово «экспозиция» входит в тер­минологию различных искусств; оно употребимо и в литературе, и в му­зыке, и в изобразительных искус­ствах — всякий раз в специальном значении. В отношении изобрази­тельных искусств оно обычно упо­требляется как синоним слова «вы­ставка». Однако этого явно недоста­точно, чтобы понять действительную специфику живописной экспозиции.

Здесь может быть полезна следую­щая аналогия. Искусство музыки и поэзии предполагает исполнителя, посредника между автором и слуша­телем. Сейчас очевидно, что это по­средничество составляет особую об­ласть искусства. Партитура и запи­санный текст стихотворения является для исполнителей не только неким «содержанием», но также «формулой действия». При этом исключительно важно, что музыка и поэзия вырабо­тали специфические способы указа­ния, как следует играть или читатьпроизведение. Важно также, что ав­тор и исполнитель пользуются одним и тем же инструментарием. Иначе обстоит дело в живописи. Это искус­ство не знает «исполнительства» как такового. Функцию исполнителя бе­рет на себя экспозиция (от лат. expositio).

Любопытно заметить, что латин­ский глагол (ехроиеге), с которым связано это слово, означал не только «представлять», «выставлять (напо­каз)», «обнародовать», «опублико­вывать», «излагать», «объяснять», «описывать»; в поле его значений входили и такие, как «высаживать», «выкидывать вон», «отбрасывать прочь», «выбрасывать за борт», «оставлять незащищенным», «подки­дывать (младенца)» и т. п. (В духе этих последних Валери и оценивал судьбу картины в современном му­зее.) Отсюда же происходят род­ственные слова, обозначающие «внешний вид» (exposita), «общие места», «банальности» (exposita как риторический термин), «истолкова­теля», «комментатора» (expositor); родственное прилагательное exposi- tus переводится в зависимости от контекста как «открытый», «до­ступный»., «общительный», «друже­любный», «понятный», «ясный», «обыденный», «пошлый».

Существование картины (как и произведения искусства вообще) двойственно. С одной стороны, это некая «внутренняя» жизнь, заклю­чающая в себе всю полноту творчес­кого замысла, всю глубину художест­венного смысла. В этой связи говорят о принципиальной неисчерпаемости произведения искусства, о его «тай­не». Самые известные произведения веками хранят свои тайны. С другой стороны, произведение ведет, так

сказать, «светский образ жизни», являясь зрителю различных времен, пространств, коллективов и т. п. Если художник стремится дать идее зримо-материальное воплощение, то зритель «развоплощает» произведе­ние, актуализируя в нем то, что внят­но его сознанию, вкусу, настроению, интересам. Здесь возможны различ­ные степени сближения и расхожде­ния — от углубленного истолкования до сведения к пошлости. Эти разли­чия и демонстрирует приведенная выше группа слов.

Таким образом, отношение «внут­реннее — внешнее» сохраняет актуальность и тогда, когда живопись достигла известной самостоятель­ности, а проблема экспозиции со­стоит в том, чтобы это отношение не приобрело характер застывшего про­тиворечия, но перешло в живой диа­лог. Поэтому экспозиция и есть по сути своей посредничество, учиты­вающее взаимные интересы сторон.

Проблема экспозиции становится профессионально осознанной пробле­мой именно тогда, когда искусство определяется как особый способ ду­ховного производства, предполагаю­щий особый способ потребления.

В процессе самоопределения живопись вырабатывает собственные принципы предъявления своих произведений. Отдавая должное ар­хитектуре, важно учесть факт сложе­ния экспозиционных приемов внутри самого изображения, явление «внут­ренней экспозиции» (каким бы пара­доксом ни казалось подобное выра­жение). Существенной предпосыл­кой этого явления послужило ис­пользование центральной перспекти­вы *, открытой (или вновь откры­той, если учесть опыт античной сце­нографии) 10 и рационально усовершенствованной Ренессансом. Перс­пектива позволила живописи охва­тить видимый мир как единое пространственное целое (хотя это бышо достигнуто ценой сильного аб­страгирования * живого зрительного опыта). Ниже я еще не раз коснусь проблематики перспективных систем и живописи; сейчас важно подчерк­нуть, что включение перспективного принципа в систему ренессансной композиции означало одновременно и включение в нее зрителя как не­обходимого структурного звена. «Зритель, в сущности, уже заранее запрограммирован картиной кватро­ченто *, отсюда — поиски точки зре­ния, горизонта, ракурса, рассчитан­ные на то, чтобы возможно точнее фиксировать позицию зрителя по от­ношению к изображению. В картине кватроченто задается некоторая нор­ма поведения зрителя перед карти­ной, норма, которая настойчиво дик­туется, почти навязывается зрителю художником. Искусство кватроченто активно воспитывает, формирует для себя зрителя, зрителя нового типа, который сам как бы является про­дуктом творчества художника. Одна­ко этот зритель в значительной сте­пени — воображаемый, идеальный. В конечном счете зритель, которого конструирует искусство XV века, и такой же мере модель нового зри­теля, в какой сама картина кватро­ченто является моделью нового миро- видения...» [37, с. 216].

Таким образом, в самом строении новорожденной картины заключен красноречивый призыв: «Смотрите!» «Смотрите! Но куда? Смотрите впе­ред, на то, что находится перед вами. Действие, которое в средневе­ковом театре и в средневековой жи­вописи развивалось наверху, в небе­

сах, или внизу, в преисподней, оыло перенесено в средний ярус, на уро­вень глаз зрителя. Смотрите не на то, что над вами, и не на то, что под вами, а на то, что перед вами!» [37, с. 62].

Живопись Возрождения не огра­ничивается этим призывом к созер­цанию, она стремится изобразить са­мого зрителя, ввести его в сюжетно- композиционное действие. «Смотри­те на самих себя, узнавайте себя в ином, театрально преображенном обличье. В картинах Возрождения, в традиционных персонажах антич­ной или средневековой легенды часто проступали черты известных зрите­лям лиц...» [37, с. 62 — 63]. К этому следует добавить факты введения в картину автопортрета живописца — прием, широко применявшийся в жи­вописи со времен Возрождения11.

Наконец, в картину сознательно вводится герой-посредник, принадле­жащий как бы одновременно миру изображения и миру зрителя,— ге­рой, «балансирующий» на грани двойного бытия картины. Как пра­вило, его функция (посредника, предъявителя, экспозитора) выра­жается четко выделенной простран­ственной позицией (например, ближ­ним планом или помещением у ра­мы), жестом обращения или указа­ния, характерным поворотом лица или фигуры и тому подобными спо­собами. Наибольшее разнообразие таких способов дает уже не ренес- сансная живопись, а живопись эпохи барокко *. Введение героя-по­средника может быть понято и как способ предъявления, обнародова­ния картины, и как своего рода обра­зец ее восприятия; различные худо­жественные системы расставляют здесь акценты по-разному. Иначе говоря, такой герой демонстрирует определенный стиль поведения в об­щении с произведением искусства.

Так из картины рождается ее предъявитель, экспозитор, а вместе с ним — искусство экспозиции, ис­кусство организации коммуника­тивной среды изображения, где зри­телю но достоинству предоставлено право и возможность стать «испол­нителем».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.