Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВЕРИ, ОКНА, ЗЕРКАЛА... И КАРТИНЫ



Задержим внимание на объектах, призванных осуществлять связь при наличии преграды, означать условия ее преодоления, служить посредниками для обитателей раз­граниченных пространств.

Прежде всего это врата и двери. Позволяя физически преодолеть границу, они в то же время указы­вают на ситуацию соприкосновения различно устроенных пространств. Врата и двери регулируют отноше­ния типа «культурное — природное» (врата города), «священное — мир­ское» (врата или двери храма), «общественное — личное» (двери дома) и т. п. С этим связаны разного рода ритуалы вхождения и ухода, так или иначе акцентирующие значение границы. Местоположение, формо­образование и оформление (символы, изображения, надписи и т. д.) врат и дверей означают определенные усло­вия пространственной коммуника­ции. Здесь, на пороге дверей, мы на­глядно убеждаемся в том, что выра­жение «язык пространства» не яв­ляется только метафорой.

Окно — проводник живого, естественного света. Но вместе с тем окно оказывается регулятором ви­зуального поведения. Здесь мы опять- таки имеем дело с прохождением, перемещением, проникновением из одного пространства в другое — с той разницей, что это прохождение осу­ществляется посредством зрения. Аналогия подчеркнута наличием

конструктивных элементов, выпол­няющих сходные функции, напри­мер: створки врат (дверей) и ставни окон, оконная рама. Показательно, что форма окна часто повторяет фа­сад, портал здания. Вместе с тем ха­рактерны запреты использовать окно как вход или выход (в буквальном смысле слов) и нарушение этих за­претов «нечистой силой»: «Заступи черту дверь, а он в окно».

Потенциальная способность окна стать «картиной» до известной степе­ни реализуется в витраже и витрине.

Зеркало как член рассматривае­мого ряда обладает весьма специфи­ческими свойствами, ибо представ­ляет собой неразрывно слитые пре­граду и проем. Если окно, даже при соответствующих запретах, может обеспечить физическое перемещение из одного пространства в другое, то отражающая поверхность зеркала встает непреодолимой преградой для любого перемещения, кроме зритель­ного. Зеркало — иллюзорный * про­ем, его прямая функция — служить посредником в зрительной авто­коммуникации *. Между тем обще­известно, что зеркала часто оформ­ляются по образу и подобию дверных и оконных проемов. Естественное свойство зеркала создавать макси­мальное подобие связывается в куль­туре с понятиями «истины», «откро­вения» и т. п. В самых различных культурных традициях распростра­нен мотив предсказывающего, гово­рящего правду зеркала: здесь полезно упомянуть о гадании по зеркалу, о заглавиях типа «Юности честное зер­цало...», о символических именах, по­добных имени знаменитого героя Шар­ля де Костера — Уленшпигеля 19.

Зеркало создает эффект удвоения мира и тем самым вплотную подводит к изображению. Обращаясь к зеркалу как аналогу картины, справедливо за­дать вопрос: не есть ли живопись отражение человека, человеку же и предъявленное?

Легко заметить, что члены рас­смотренного выше ряда расположены в определенной последовательности, а именно в порядке возрастания роли зрения.

Не составило бы труда привести примеры обращения к вратам, двери, окну, зеркалу как к аналогам карти­ны — с одной стороны, и к аналогам глаза (зрения) — с другой. Более того, примеры такого рода практи­чески необозримы, причем огромная их доля приходится на эпоху Воз­рождения. Такие сравнения встре­чаются здесь столь часто, что автор­ство не имеет значения,— они дей­ствительно становятся «общими местами» ренессансного мышления и речи. Глаза называют «вратами души», «первой дверью для интел­лекта», «окном души». До сих пор распространено выражение: «Гла­за — зеркало души». С другой сторо­ны, к тому же ряду сопоставлений тяготеет картина. Ее сравнивают с окном: «...Там, где я должен сде­лать рисунок, я черчу четырехуголь­ник с прямыми углами, такого разме­ра, какого я хочу, и принимаю его за : открытое окно, откуда и разгляды­ваю то, что будет на нем написано» [6, т. 2, с. 36]. «Зеркало с плоской поверхностью,— пишет Леонардо,— содержит в себе истинную картину на этой поверхности; и совершенная картина, исполненная на поверх­ности какой-либо плоской материи, подобна поверхности зеркала, и вы, живописцы, находите в поверхности плоских зеркал своего учителя... » [61, т. 2, с. 112-113]. И еще:

«...Прежде всего потому следует брать зеркало себе в учителя, и имен­но плоское зеркало, что на его поверх ности вещи подобны картине во мно­гих отношениях; именно, ты видишь, что картина, исполненная на плос кости, показывает предметы так, что они кажутся выпуклыми, и зеркало на плоскости делает то же самое: картина — это всего лишь только по верхность, и зеркало — то же самое: картина неосязаема, поскольку то. что кажется круглым и отделяющим ся, нельзя обхватить руками,— то же и в зеркале; зеркало и картина пока зывают образы предметов, окружен ные тенью и светом; и то и другое кажется очень далеко по ту сторону поверхности» [61, т. 2, с. 114]. Впро­чем, сравнение это не должно захо­дить слишком далеко. Леонардо предостерегает: «Живописец, бэс- смысленно срисовывающий, руковод­ствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое псд- ражает в себе всем противопоставлен­ным ему предметам, не обладая зна­нием их» [61, т. 2, с. 88].

Сказанного вполне достаточно, чтобы акцентировать чрезвычайно важное положение: зрительное освое­ние мира, как и неразрывно связан­ная с ним изобразительная деятель­ность, обусловлены моделями, в кото­рых культура предметно обобщила пространственный опыт, опыт про­странственной коммуникации. Не случайно приведенные выше приме­ры заимствованы из культурного на­следия эпохи Возрождения, когда живопись столь открыто заявила о своей самостоятельности, о своих правах на владение пространством, приступив к формулировке собствен­ных законов. И здесь первичным ак­том самоопределения служит установление границы. В ее регулярной форме как бы кристаллизуется функ­ция регулирования пространственно­го поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.