Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МАКРОКОСМ В МИКРОКОСМЕ



Всякое изображение есть целый мир, утверждал бальзаковский герой, как это тысячи раз утверждали до него и после него. На плоской поверх­ности, в сравнительно тесный преде­лах, пользуясь условным языком ли­ний и красок, живопись способна охватить пространство всего видимо­го мира во всем многообразии явле­ний. Однако мир этот дан нам в по­стоянном изменении, движении, раз­витии — коротко говоря, во времени. Картина же неподвижна. Значит ли это, что живопись вообще чужда времени? Мнения здесь решительно расходились и продолжают расхо­диться. Правда, живопись давно за­числена в род «пространственных» искусств, и позиция тех, кто полагает категорию времени не существенной для живописи, является как бы более естественной, более привычной. Чрезвычайно ясно выразил эту пози­цию Лессинг в знаменитом трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»: «Я рассуждаю так: если справедливо, что живопись в своих подражаниях действительности упо­требляет средства и знаки, совершен­но отличные от средств и знаков поэ­зии, а именно: живопись — тела и краски, взятые в пространстве, поэ­зия — членораздельные звуки, вос­принимаемые во времени; если бес­спорно, что средства выражения дол­жны находиться в тесной связи с вы­ражаемым,— то отсюда следует, что знаки выражения, располагаемые друг подле друга, должны обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются расположенными друг подле друга; наоборот, знаки вы­ражения, следующие друг за другом, могут обозначать только такие пред­меты или такие их части, которые и в действительности представляются нам во временной последователь­ности. Предметы, которые сами по себе или части которых сосущест­вуют друг подле друга, называются телами. Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи. Предметы, кото­рые сами по себе или части которых следуют одни за другими, называют­ся действиями. Итак, действия со­ставляют предмет поэзии» [64, с. 186—187]. В ходе дальнейших рассуждений Лессинг допускает, что живопись может изображать также и действия, но только опосредство­ванно, при помощи тел. Изначальное разграничение тем не менее остается незыблемым: «...временная после­довательность — область поэта, про­странство — область живописца» [64, с. 210].

Надо полагать, что Лессинг по­нимал пространство как «вместили­ще тел», а время — как «вместилище событий», то есть в духе классичес­

кой физики. Не говоря о том, что с тех пор научные представления о пространстве и времени кардиналь­но изменились, Лессингу легко воз­разить в контексте его собственных рассуждений. Во-первых, живопись и поэзия имеют дело не столько с фи­зическими телами и действиями, сколько с образами их восприятия и представления; следовательно, про­странство и время имеют здесь преимущественно психологическую обусловленность. Далее, вне сферы восприятия — созерцания, чтения, произнесения — живопись и поэзия вообще утрачивают присущее им значение; следовательно, как таковые они существуют только в процессе восприятия, а этот процесс имеет пространственно-временную выра­женность 31. Наконец, до Лессинга и после него живопись с успехом ис­пользовала образы времени, а поэ­зия — образы пространства. Разуме­ется, языки живописи и поэзии раз­личны, но различие это лежит в иной плоскости, нежели полагал Лессинг.

Подобные аргументы высказыва­лись неоднократно, в ответ выдвига­лись новые соображения, так что проблема остается открытой для об­суждения [89]. Однако я должен пе­ренести это обсуждение на более кон­кретную почву.

Средневековая живопись, как мы уже видели, демонстрирует после­довательность событий, совмещая в границах одного изображения не сколько сцен с участием одних и тех же героев; столь же условно задан и порядок «чтения», переход от одной сцены к другой. Изображению могут сопутствовать надписи.

И позднее, когда картина освобо­дилась от сопровождающих поясне­ний слова, вобрав его, так сказать, в себя, живопись иногда использует подобный принцип. В картине Паоло Веронезе «Похищение Европы» (1580; Венеция, Палаццо Дукале) одна и та же группа изображена трижды, причем действие развивает­ся «в глубину» картины, создавая пространственно-временной образ по­хищения. Можно ли сказать, что действие изображается здесь «по­средством тел»? Едва ли, ибо на ca­ll. Веронезе. Похищение Европы1580. Венеция, Палаццо Дукале

мом деле оно дано как преобразова­ние зримого пространства, связанное с условностью перспективы. Изобра­женное пространство и изображен­ное время взаимосвязаны как формы развертывания сюжета:

...И дева-царевна решилась: На спину села быка, не зная, кого

попирает.

Бог же помалу с земли и с песчаного

берега сходит

И уж лукавой ногой наступает

на ближние волны. Дальше идет — и уже добычу несет

по пучине Морем открытым; она вся в страхе;

глядит, уносима, На покидаемый брег. Рог правою держит,

о спину

Левой рукой оперлась. Трепещут

от ветра одежды [79, с. 47].

В «Похищении Европы» Лоррена (1655; Москва, ГМИИ им. А. С. Пуш­кина) время представлено метафо­рически. Эпизод античного мифа так же естественно вплетается в лорре-

новскую пастораль *, как изменив­ший облик Зевс легко смешивается со стадом, пасущимся на берегу лазур­ного залива. Мастер предусмотрел и предоставил зрителю чудесную возможность совершить путешествие в воображаемое будущее — путе­шествие в морскую даль, подобное тому, что предстоит совершить Евро­пе. На эту возможность указывает пространственное построение холста с его глубокой перспективой, движение центральной группы и свое­образные цветовые «рифмы», свя­зывающие белого быка, который вот-вот ступит в воду со своей драго­ценной ношей, и белые паруса, сол­нечными «осколками» вспыхиваю­щие на синих волнах и служащие как бы символами морской дали, в которой вскоре затеряется похи­щенная царевна. Контраст ближнего и дальнего наиболее активно выявлен в левом нижнем углу композиции.

Отправляясь отсюда вместе со взглядами подруг царской дочери, которые расположились на неболь­шом возвышении под могучим дере­вом и как бы заняли наиболее удоб­ную для созерцания позицию, взгляд зрителя переходит к блистающей светом и цветом группе главных ге­роев и вместе с ней совершает пово­рот к морю, который, как «эхом», поддержан дугообразной линией бе­рега. Так живописец ориентирует зрителя в пространстве-времени картины.

Читатель скажет, что в послед- км случае необходимо предвари­тельное знание сюжета, и будет со­вершенно прав. Но сюжет не явля­ется чем-то внешним по отношению к картине, как сама картина не является иллюстрацией сюжета. Ху­дожественное пространство-время еяь двуединая форма развертыва­ния сюжета.

При этом присутствие в картине каких-либо персонажей совершенно

необязательно. В классическом пей­заже сама глубина пространства, развернутого для созерцания, пере­живается как длительность. Образ времени может быть обогащен вве­дением символических элементов. Так, например, к какому бы произве­дению Лоррена мы ни обратились, почти везде мы обнаружим руины древних храмов и дворцов. Это, по­жалуй, наиболее явный знак времени в живописи Лоррена — знак, окра­шенный эстетической ностальгией. С одной стороны, это зримое воспоминание о процветавшей некогда куль­туре античного Рима; оно тем более красноречиво, чем больший след ос­тавило время на сооружении, ибо «реставрирующее» воображение го­тово превзойти саму историческую реальность. Не случайно Лоррен, по­мимо множества анонимных соору­жений, часто изображал прославлен­ные памятники. Вместе с тем это как бы свидетельство от первого лица: «Я, живописец нынешнего века, на­хожусь здесь, на земле прекрасной античности». Подпись художника на изображенной руине равнозначна та­кому свидетельству. С другой сторо­ны, руины — знак более общей кон­цепции *, обращения^ к памяти, свя­зующей времена, дань Мнемозине, матери муз. Как перспектива соеди­няет близкое и далекое, так введение руин в картину природы связует прошлое и настоящее. Простран­ственно-временное единство пре­красно выражено метафорой «даль времен». Однако здесь обнаруживает­ся чрезвычайно важное противопо­ставление времени и вечности, а вместе с тем человеческого и при­родного начал. Смысловая функция руин в пейзажах Лоррена (как и в ис­торическом пейзаже вообще) подобна той, какую несет в себе изображение черепа в натюрмортах эпохи барокко: это аллегория бренности, знак быст­ротечности человеческого существо­вания. Здесь этот знак приобретает поистине монументальный характер. Отсюда берет начало «эстетика руин», художественно-философский пафос которой получил широкий от­клик в искусстве 18 и 19 веков.

Пространственно - временное единство изображения может быть выражено более непосредственно. С необычайной чувственной силой

это единство воплощено Рубенсом в «Пейзаже с возчиками камней» (ок. 1620; Ленинград, Эрмитаж).

Композиция пейзажа представ­ляет собой своего рода триптих *, части которого соединены. Центр обозначен расколотой по вертикали пирамидой скалы. Левая и правая части изображения даны в резком контрасте: слева — низкий горизонт, тень, справа — высокий горизонт, свет. День и ночь как бы взвешены в поле изображения, и чаша ночи перевесила чашу дня. Отсюда напря­женная диагональная ритмика ком­позиции. Величие природы пугающе таинственно: из пещерной утробы, этого материнского лона ночи, выпол­зает мрак и окутывает землю. Почти судорожное усилие человека, сдержи­вающего тяжелую повозку, незримы­ми волнами распространяется по все му полю картины. Ему вторят стволы, корни и ветви деревьев, камни, усту пы скал, дорога, бурлящий поток. Все полно необычайного напряжения. Момент смены дня и ночи, выбран­ный Рубенсом, надо думать, вполне сознательно, порождает особый комп­лекс ощущений. Так чувствует себя путник, застигнутый темнотой в до роге: вся природа кажется жив.ым, одушевленным единством, миром, на­селенным многими породами су­ществ, облики которых угадываются в сплетениях линий и форм, в игре света и тени. Все движется, волнует­ся, дышит, звучит. Динамика про_ странства в пейзаже Рубенса согласо вана с течением времени, простран­ство и время определяют друг друга. В эпицентре пространственной дина­мики — там, где в предельном усилии человека сконцентрировано все на­пряжение композиции,— время как бы «завязано узлом» и оценивается нами как «настоящее». Важно, одна­ко, что это «настоящее» не заполняет сабой изображение, а является лишь акцентом в течении времени, в круго­вороте природных состояний.

Выше я использовал выражения В. А. Фаворского, который высказал немало ценных соображений о про­странственно-временном единстве художественного произведения. В •часгносги, он писал: «...Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, ви- даь и изображать разнопростран- ственное и разновременное» [99, !■. 3]. Рассмотренные примеры лиш­ни раз подтверждают это положе­ние.

Вместе с понятиями пространства и времени в поле зрения неизбежно попадает категория ритма. Ритмиче­ская организация изображения не сводится к механическому повторе- ню тех или иных элементов (по принципу «тик-так», как остроумно заметил один эстетик). Ритм высту- гкт в форме непрерывной связи час- сти и целого, тона и интонации. Ритм мино определить как функцию ди­намического равновесия художест­венного организма, причем эта функ- ци осуществляется на всех уровнях организации произведения. В таком качестве ритм и есть то, что обеспечи­вает пространственно-временное единство произведения искусства и одновременно диктует принцип его восприятия. Как писал П. А. Флорен­ский, «произведение эстетически принудительно развертывается перед зрителем в определенной последова­тельности, то есть по определенным линиям, образующим некоторую схе­му произведения и при созерцании дающим некоторый определенный ритм» [цит. по: 89, с. 91].

Произведение искусства пред­ставляет собой целый мир, и это зна­чит, что у него свое пространство и время, свой «пульс»; это значит, что в нем действуют силы сплочения, в высшем своем развитии образующие живое единство, единство смысла.

Здесь мы вплотную подходим к центральной категории искусства — композиции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.