Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕРМИН И ЯНУС: О ГРАНИЦАХ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ



В самом общем смысле культура есть ограничение области челове­ческого в бесконечности простран­ства и времени. Взятая в истори­ческом развитии, культура есть про­цесс смены границ, упразднения старых и установления новых. Поэто­му понятие границы оказывается основополагающим для рассмотрения любого явления культуры.

Мифологическое сознание, всеце­ло олицетворявшее мир, олицетворя­ло и границу. Так, она явлена в обли­ке римского Термина (Terminus) — бога межей и пограничных меже­вых знаков. Память об этом охраните­ле границ живет в современном слове «термин», значение которого обще­

известно. Специфика того или иного рода деятельности всегда выражается определенным языком, и в этом смыс­ле культ Термина остается живым яв­лением. Искажение принятой терми­нологии в среде специалистов вызы­вает порой не менее сильные страсти, нежели осквернение древних меже­вых знаков. Отсюда, кстати сказать, и глагол «детерминировать» (от лат. determinare — определять, обуслов­ливать) , указывающий на связь поня­тий границы и условности..

Каким образом культура осваи­вает пространство? Можно ли в этой связи говорить о языке простран­ства? Достаточно обратиться к архи­тектуре, чтобы получить утверди­тельный ответ. Свидетельства архи­тектуры представляются особенно важными, если вспомнить, что имен­но архитектурная среда служила ко­лыбелью картины, что именно архи­тектура была названа «матерью жи­вописи».

Архитектура, как правило, зани­малась и занимается упорядочением пространства человеческого обита­ния, его формированием и членением в соответствии с меняющимися со­циально-культурными потребностя­ми. В результате многовековой архи­тектурной практики территория оби­тания любого народа превращается в сложнейшую систему специализи­рованных пространств. Это города, деревни, крепости, святилища, жили­ща, дворцы, базары, церкви, клад­бища... Каждая из этих ячеек со­циального пространственного целого представляет собой особый, отлич­ный от соседнего мир и соответствен­но отгораживается, отграничивается стеной, рвом, валом, частоколом, забором... — все способы не перечис­лить. Сами архитекторы хорошо сознают принципиальное значение этого обстоятельства: «...Сооружение границы, обособляющей внутреннее от внешнего, представляет собой пер­вичный акт архитектуры» [8, с. 70]. Заботливо охраняя свою самостоя­тельность, указанные ячейки все же не могут не сообщаться между со­бой — нет абсолютно непроницаемых границ. При этом, однако, строго определяются места и правила пере­хода из одного пространства в другое. История мировой архитектуры со всей очевидностью показывает, сколь велика и разнообразна в своих про­явлениях забота культуры о прони­цаемых местах границ.

Здесь уместно вернуться к антич­ной мифологии и вспомнить о другом боге из римского пантеона *. Это двуликий Янус (Janus) — бог сол­нечного круговращения, входов, про­ходов и выходов, дверей и ворот, на­чинаний и завершений, года и вре­мени — двумя своими лицами, ста­рым и молодыш, обращенный одно­временно в прошлое и в будущее. Есть основания считать, что Янус не сразу стал богом-привратником. Пер­воначально он — бог-светоносец, от­крывающий небесные ворота и вы­пускающий на землю день, чтобы вечером запереть ворота снова. Позд­нее он превращается в стража дверей и ворот, в посредника всех входящих и выводящих. Стоит специально от­метить, что в лице Януса мы встре­чаемся с воплощенным представле­нием об изначальном родстве про­странства и времени. Не случайно он считался божеством всех начал и соз­дателем человека, а в молитвах его имя у1п8отреблялось ранее всех других

богов 18.

Божества с аналогичными функ­циями можно найти в пантеонах раз­

ных народов, и это лишний раз до­казывает фундаментальное значение, издавна придававшееся обсуждае­мым здесь вопросам.

Итак, граница двойственна по своей природе и своему назначению. Эта двойственность и определяет известную специализацию ее компо­нентов. Так, ров и мост, стена и проем ориентированы на выполнение противоположный функций. Однако эта противоположность разрешается в функционировании границы как целого: ров и мост, стена и проем выступают как взаимосвязанные компоненты, совместно регулирую­щие пространственную коммуника­цию — со-общение в пространстве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.