Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Несколько слов об «очевидном» (Вместо предисловия)



Способности видеть, слышать, осязать, ощущать запах и вкус даны нам от рождения и кажутся столь естественными, что мы просто не замечаем их. Мы просто пользуемся ими, как пользуются ногами при ходьбе. Правда, память подсказывает, что было время, когда мы не умели ходить и нас учили делать это. Но о времени, когда мы не видели и не слышали, память отказывается сви­детельствовать. И понятно: паша память пробуждается вместе с пер­выми ощущениями и восприятиями.

Жить — значит чувствовать, и когда чувства переполняют нас, мы говорим себе: это и есть жизнь. На­против, «лишиться чувств», «впасть в беспамятство» — значит оказаться под угрозой утратить саму жизне­способность.

Сказанное очевидно для каждого. Однако менее очевидно то, что мы не рождаемся во всеоружии названных способностей, что способности вос­принимать мир развиваются и взрос­леют вместе с нами. Чтобы отчетливо понять это, нужно владеть хотя бы элементарными понятиями психо­логии.

К сожалению, в школе нет такого предмета — психология. Это по мень­шей мере странно, о чем в последнее время все чаще говорят ученые, педа­гоги, писатели, художники. Действи­тельно, это так же странно, как если

бы человек до своего совершенно­летия отказался, скажем, от зерка­ла — пример уместный здесь по­стольку, поскольку знание психоло­гии и есть своего рода зеркало чело­веческих способностей. Конечно, можно отвернуться от этого обстоя­тельства, но тем самым мы отвора­чиваемся от себя, от знания о себе, осознания себя. Но даже отвернув­шись, мы будем жить по законам пси­хологии. Так что лучше проявить лю­бопытство и заглянуть в это «зерка­ло».

В старинном смысле слова «пси­хология» означает науку о душе (от греч. psyche — душа, дыхание и logos — учение, наука). Особенности душевной жизни с древних времен волновали человечество, о чем свиде­тельствует, например, чудесное ан­тичное сказание о Психее и Амуре, о странствиях человеческой души, жаждущей любви. Издавна челове­чество задавало себе вопросы о душе, разгадывало ее загадки, стремилось понять, «чем она дышит».

Психология в современном пони­мании — это наука об организации психики как особой формы жизне­деятельности. Отметим сразу, что деятельность оказывается основопо­лагающим понятием, краеугольным камнем психологического знания. Всоответствии с разнообразием и сложностью изучаемых явлений эта область знания очень разветвлена. Одно из главных ответвлений психо­логической науки связано с характе­ром деятельности человека: так, изучается психология военная, авиа­ционная, инженерная, психология труда и управления, спорта и про­паганды, науки и искусства.

Предлагаемая вниманию читате­лей книга имеет непосредствен отказался, скажем, от зерка­ла — пример уместный здесь по­стольку, поскольку знание психоло­гии и есть своего рода зеркало чело­веческих способностей. Конечно, можно отвернуться от этого обстоя­тельства, но тем самым мы отвора­чиваемся от себя, от знания о себе, осознания себя. Но даже отвернув­шись, мы будем жить по законам пси­хологии. Так что лучше проявить лю­бопытство и заглянуть в это «зерка­ло».

В старинном смысле слова «пси­хология» означает науку о душе (от греч. psyche — душа, дыхание и logos — учение, наука). Особенности душевной жизни с древних времен волновали человечество, о чем свиде­тельствует, например, чудесное ан­тичное сказание о Психее и Амуре, о странствиях человеческой души, жаждущей любви. Издавна челове­чество задавало себе вопросы о душе, разгадывало ее загадки, стремилось понять, «чем она дышит».

Психология в современном пони­мании — это наука об организации психики как особой формы жизне­деятельности. Отметим сразу, что деятельность оказывается основопо­лагающим понятием, краеугольным камнем психологического знания. Всоответствии с разнообразием и сложностью изучаемых явлений эта область знания очень разветвлена. Одно из главных ответвлений психо­логической науки связано с характе­ром деятельности человека: так, изучается психология военная, авиа­ционная, инженерная, психология труда и управления, спорта и про­паганды, науки и искусства.

Предлагаемая вниманию читате­лей книга имеет непосредственное

отношение к психологии искусства.

Что такое искусство? Смешно рас­считывать, что вопрос этот поддается немедленному и полному разреше­нию. Иначе человеку не пришлось бы из века в век, от поколения к поколе­нию, вновь и вновь озадачивать себя этой проблемой, принадлежащей к числу «вечных». Но из этого вовсе не следует, что мы должны избегать путей, ведущих если и не к оконча­тельному ответу, то по крайней мере к более глубокому проникновению в суть вопроса.

Можно начать с того, что искус­ство есть деятельность особого рода. Раз уж речь зашла о деятельности, значит существует тот, кто действует, и то, на что направлено действие. Здесь мудрствовать не приходится: речь идет о художнике и его произве­дении. Ясно, что действие достигает результата, если оно имеет какую-то цель и осуществляется по какому-то плану. Ясно также, что эта цель и этот план должны определенным образом отразиться в произведении. Иными словами, произведение пред­ставляет собой запечатленный образ действия.

Но разве действие художника на­правлено только на произведение как таковое? Разве его цель состоит в одном только преобразовании мате­риала, будь то краска или глина? Тогда получается, что художник соз­дает произведение исключительно ра­ди себя, для собственных нужд — удовольствия, развлечения и т. п., а этому противоречит вся история чело­вечества и история самого искусства.

Нет, мало сказать — образ дей­ствия, нужно сказать — воздействия. История свидетельствует, что худож­ник всегда выступал проводником тех или иных общественных взглядов, воззрений, идей. Значит, необходимо распознать в деятельности искусства более глубокую цель, более широкий план. Следует говорить не просто о том, на что направлено действие ху­дожника, но о том, на кого оно на­правлено. И здесь мы возвращаемся к уже затронутым вопросам психо­логии.

Даже неискушенному читателю ясно, что искусства различаются спо­собами воздействия. Действительно, будучи совместно адресованы уму и сердцу человека, искусства идут к этой цели разными путями. Одни ис­ходят из способностей зрения — та­ковы изобразительные искусства. Другие обращены к способности слу­ха — таковы музыка и поэзия. Третьи воздействуют на зрение и слух одно­временно — театр и кино, например.

Таков принцип психологического деления искусств. Любопытно, что здесь обычно не находится места осязанию, обонянию и чувству вкуса, хотя попытки «подобрать» им анало­гии в сфере художественной деятель­ности предпринимались неоднократ­но. Ну что же, существует профессия определения на вкус качества пище­вых продуктов (дегустатор), однако она может быть причислена к искус­ствам с тем же успехом, с каким при­числяют к ним любое умение хорошо делать свое дело. Во всяком случае, в истории традиционных искусств зрение и слух безусловно царят над остальными чувствами и соперни­чают только между собой.

Теперь мы вплотную подошли к теме этой книги. Стоит сделать еще один шаг, и цель автора станет оче­видной.

Очевидное — то, что представлено зримо, видимо очами,— пользуется особым уважением в человеческом

обществе. С древнейших времен глаз уподобляли Солнцу, что говорит само за себя, ибо в человеческом пред­ставлении свет и истина связаны не­расторжимой связью. Глаз объявляли господином человеческих чувств, а его свидетельства — достовернейши- ми. К зрению обращались и обра­щаются за последними, решающими доказательствами: «Но это же оче­видно — взгляните!» Вера в надеж­ность зримого запечатлена во мно­жестве речевых формул, смысл кото­рых сводится к одному: «Лучше один раз увидеть...»

И вместе с тем употребление слова «очевидно» содержит в себе оттенок некоторой неуверенности. «Очевид­но», «по-видимому» — так говорим мы, когда не вполне уверены в чем-то, когда намерены подчеркнуть (созна­тельно или бессознательно), что нам что-то кажется. Таким образом, в на­шей речи нет полного доверия к зре­нию. Зрение доставляет нам б'ольшую часть информации о внешнем мире, однако оно может обмануть нас, вы­дав кажущееся за действительное. Всецелое доверие к зрению оборачи­вается иллюзией реальности.

Различать то, что есть, и то, что кажется, столь же естественно, сколь и необходимо. Однако существует род человеческой деятельности, в ос­нове которой лежит принципиальное совмещение этих двух сторон зримо­го. Произведения этой деятельности двулики, им одновременно присуще быть и казаться.

Речь идет об изобразительности и ее произведениях — картинах.

В самом деле, картина является вещью среди других вещей, мате­риальной поверхностью, покрытой красками, и в то же время она пред­ставляет собою глубину простран­ства и объем тела, вмещает в себя предметы, намного превышающие ее размерами, переносит в иные вре­мена и ставит перед глазами целый мир лиц и событий.

Вникая в двойственную природу изображения, психология по справед­ливости признает картину парадок­сом * восприятия.

Вот как формулирует этот пара­докс Р. Грегори, один из наиболее авторитетных специалистов по психо­логии зрения, автор широко извест­ных книг «Глаз и мозг» [32] ** и «Разумный глаз» [33/. «Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не мо­жет быть одновременно двумерным и трехмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершен­но определенный размер, и в то же время она показывает истинную ве­личину человеческого лица, здания или корабля. Картины — невозмож­ные объекты» [33, с. 35]. И еще: «...Всякий предмет является самим собой, и только картины имеют двой­ную природу, и потому они — един­ственный в своем роде класс пара­доксальных объектов. Никто кроме человека не способен создавать (а мо­жет быть, и воспринимать) картины и любые другие символы. Именно си­ла, заложенная в символах, подняла мысль выше чисто биологических пределов, в которых зарождалось мышление; эта сила все еще до конца не познана» [33, с. 8].

Глаз оказался бы в крайнем за­труднении перед парадоксальностью картин, не будь он разумен.

Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум —

так в свое время сформулировал важ­нейшую проблему психологии вос­приятия английский поэт и художник Уильям Блейк [13, с. 174]. Надо от­дать должное его проницательности. Было бы грубым упрощением пред­ставлять дело так, будто глаз «просто смотрит», а мозг «затем обдумывает» (хотя это заблуждение до сих пор остается распространенным). Вопре­ки привычному разделению чувства и разума, процессы восприятия и мыш­ления тесно связаны. Научная мета­фора «разумный глаз», вынесенная в заглавие книги Р. Грегори, обрела права термина, поскольку большин­ство ученых склонны рассматривать восприятие как познавательную ак­тивность, как деятельность, связан­ную с выдвижением гипотез, с поста­новкой и решением проблем. Не слу­чайно на языке современной психоло­гии стало привычным говорить о «зрительном мышлении», изучение которого составляет специальный раздел психологической науки.

Восприятие не просто информи­рует о внешнем мире, но обнаружи­вает творческие способности.

Конечно, отсюда вовсе не следует, что восприятие каждого человека тво­рит свой, совершенно особый мир. Этого не происходит по одной простой причине: восприятие тесно связано с общественным опытом, оно форми­руется в определенной общественно- исторической среде.

Вспомним еще раз о раннем дет­стве. Если и не у нас самих, то уж в памяти наших родителей навернякасохранились забавные имена, кото­рые мы давали вещам, не умея на­звать их так, как принято у взрослых. А сколько трудностей испытано каж­дым из нас в овладении самыми простыми вещами! И здесь напраши­вается неожиданный, но вполне оче­видный вывод: не только мы учились говорить, но и сама речь учила нас, не только мы овладевали вещами, но и сами вещи были нашими учи­телями.

В сущности, с колыбели человек окружен предметами и событиями, обучающими его воспринимать. В роли воспитателя выступает вся среда, созданная предшествующими поколениями. Овладевая этой средой, маленький человек впитывает в себя общественно-исторический опыт и тем самым совершенствует свое вос­приятие, свое мышление, свою дея­тельность — всего себя как человека. «Ибо не только пять внешних чувств,— повторю известные слова К. Маркса,— но и так 'называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.),— одним словом, человеческое чувство, человечность чувств,— возникают лишь благодаря наличию соответ­ствующего предмета, благодаря оче­ловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории» [2, т. 42, с. 122].

Таким образом, обучение вос­приятию есть одно из важнейших ус­ловий воспитания человеческого в че­ловеке.

Разумеется, среда может в боль­шей или меньшей мере благоприят­ствовать воспитанию чувств. Роль искусства, этого мощного «аккуму­лятора» эстетической энергии и бога­тейшего хранилища культуры вос­

приятия, накопленной веками, здесь невозможно переоценить.

Поставим перед собой вопрос: в чем преимущество восприятия художника перед обыденным вос­приятием? Если оставить в стороне рассуждения о природной одарен­ности, то ответ будет весьма простой: преимущество это состоит прежде всего в развитом, деятельном ха­рактере восприятия. Одно дело — просто смотреть на предмет, но со­всем другое — смотреть, рисуй пред­мет. Этот нехитрый эксперимент мо­жет проделать каждый. И вот рису­нок выявляет в предмете то, что ускользало от рассеянного взгляда, а рисующий воочию убеждается в том, что он, собственно... и не видел предмета раньше. Именно так: смот­рел на него, относил к определенному роду вещей, называл его привычным именем — но не видел. Да, различие между словами «смотреть» и «ви­деть» имеет реальную психологи­ческую основу. В чем же дело? А де­ло в том, что рисунок служит своего рода зеркалом самого восприятия: в изображении зритель отдает себе на­глядный отчет в том, что он воспри­нимал до того безотчетно. Между восприятием и изображением возни­кает живой диалог, они как бы обме­ниваются опытом, постоянно сличая, сравнивая, сопоставляя данные друг друга. Мастерство художника и есть результат такого сотрудничества. Искусство изображения, таким обра­зом, неотделимо от искусства видеть.

Вот почему картина может слу­жить и действительно служит пре­красной школой восприятия.

Сказанное, однако, не означает, что художник ограничен пределами очевидного, что он изображает только то, что доступно непосредственному восприятию. Да и восприятие, как уже говорилось, нельзя уподобить моментальному фотографическому снимку. Как в восприятии, так и в изображении сказывается накоп­ленный опыт, принимает участие па­мять. Художник обладает развитой зрительной памятью именно потому, что ведет, так сказать, изобразитель­ный дневник, запечатлевая увиден­ное. Этот запас впечатлений служит, в свою очередь, развитию воображе­ния, замечательной способности ви­деть образы отсутствующих предме­тов, явлений, событий. Благодаря это­му художник может строить програм­му восприятия, создавать план изоб­разительной деятельности и еще до ее начала представлять себе результат. Иными словами, художник способен зримой мыслью предвосхищать саму действительность.

Выше я упомянул о «зрительном мышлении», к изучению которого в последнее время обращено при­стальное внимание ученых-психо­логов. Но задолго до открытий совре­менной науки о реальности такого мышления свидетельствовало искус­ство. С точки зрения художника, слово «видеть» оказывается близким по смыслу слову «понимать». И не случайно между художественным восприятием и пониманием произве­дения искусства существует столь тесная связь.

Теперь, пожалуй, сказано вполне достаточно, чтобы читатель мог вник­нуть в замысел предлагаемой книги.

В этой книге нет главного героя, ибо все ее герои главные. Все они своим положением и достоинствами обязаны друг другу. Автор намерен показать, что картины, восходя к творческим способностям зрения, сами служат учителями глаза и вос­

питателями зрителя. Все обсуждае­мые вопросы в конце концов сводят­ся к одному: как восприятие искус­ства преобразуется в искусство вос­приятия.

Адресуя книгу широкой аудито­рии, прежде всего юношеской, автор, по возможности, учитывал требова­ние популярности изложения, хотя в отношении целого ряда вопросов это сделать весьма трудно. В чем заклю­чается основная задача научно-попу­лярной литературы? Здесь нужно вы­сказаться со всей определенностью. К сожалению, очень часто дело по­нимают так, будто бы задача популя­ризатора состоит не в обсуждении вопросов, а в их устранении, в замене всей и всяческой проблематики сум­мой готовых ответов. В результате место реальной сложности занимает желаемая простота. Подобный подход к популярному жанру не приближает к истине, а лишь сбивает читателя с толку. Доступность, достигнутая такой ценой, граничит с ложью, что вдвойне опасно, ибо объявляется сви­детельством науки. Случайно ли не­доверие многих ученых к популярной литературе? Разумеется, не случай­но: ученому более других понятно, что истинная простота есть итог пре­одоленной сложности. Общедоступ­ные формулы науки стали таковыми в результате многолетних и даже многовековых поисков, заблуждений, прозрений и открытий.

Впрочем, различные области зна­ния находятся в различном отноше­нии к популяризации. Так, в век нау­ки и техники чрезвычайно возрос престиж популярной литературы по вопросам математики, физики, хи­мии, биологии и т. п. Откликаясь на растущую потребность, представите­ли естественных наук — зачастую очень крупные ученые — охотно обращаются к популярному жанру, и уровень соответствующей литера­туры становится все более высоким. Вот один из характернейших приме­ров: книга замечательного популяри­затора науки академика С. И. Вави­лова «Глаз и Солнце» [17]. Впервые напечатанная более полувека тому назад, она множество раз переиздава­лась, поскольку стала излюбленным чтением школьников и студентов, да и вообще всех тех, кто интересуется проблемами естественных наук. Рас­сказывая о Солнце, свете и зрении, ученый затрагивает множество во­просов, возникающих на границе по­знания природы и человека, глубоко анализирует их взаимосвязь, поль­зуется весьма сложным научным аппаратом и если избегает чего-либо, то прежде всего ложного упрощения реальности. Книга С. И. Вавилова — образец высокой ответственности уче­ного и вместе с тем свидетельство веры в творческие возможности чита­теля.

Иначе обстоит дело с популярной литературой об искусстве. Конечно, потребность в такой литературе очень велика, но уровень ее приходится признать очень низким. Чаще всего здесь обнаруживается стремление к поверхностной занимательности. Ко­нечно, можно не без пользы развлечь читателя, но сводить задачи популя­ризации искусства к развлечению не­допустимо. Корни подобного положе­ния вещей уходят в школьное обра­зование, где значение таких дисцип­лин, как физика и рисование, просто невозможно сопоставить. Физика — это наука, подлежащая системати­ческому изучению; рисование — не более чем полезная забава. Такова реальность, о которой автор этой

книги может судить по собственному педагогическому опыту. Что уж тут говорить о языке искусства, о куль­туре художественного восприятия! Существовавшая в свое время тради­ция почти забыта, и приходится с со­жалением присоединиться к мнению известного советского психолога В. П. Зинченко: «На фоне повального увлечения „быстрым чтением" ста­рые уроки вдумчивого, медленного рассматривания картин и чтения книг являются верхом разумности» [45, с. 47].

Итак, существует наука об искус­стве — теория и история искусства, существует психология искусства, но их влияние в сфере школьного образования почти не ощущается. Столь же редко гостят эти науки в . по­пулярной литературе.

Все это чревато опасностью мно­гих утрат, и главная из них — утрата «человечности чувств», которую ве­ками воспитывало искусство.

Эта книга не предназначена ни для «быстрого», ни для «легкого» чтения. Автор стремился ввести чи­тателя в круг сложных вопросов изобразительного искусства и худо­жественного восприятия. Путь, кото­рый предстоит пройти читателю, по­добен трудному, но увлекательному восхождению, и лучшим руковод­ством здесь послужит мудрый совет Леонардо да Винчи, вынесенный в эпиграф книги.

Взяв на себя роль и ответствен­ность проводника, автор проведет чи­тателя по историческим «этажам» культуры, чтобы показать, каким ви­дели мир художники и ученые раз­ных эпох, как толковали они пробле­мы зрительного восприятия, как складывались взаимоотношения ху­дожника и публики. Затем все вни­мание читателя будет сосредоточено на языке живописи и строении карти­ны, которая при ближайшем рас­смотрении обнаруживает весьма сложную и необычайно интересную организацию. Вжившись в роль зрителя и овладев основами изобра­зительной речи, читатель окажется подготовленным к тому, чтобы само­стоятельно вступить в диалог с карти­ной.

Таков в общих чертах план вос­хождения к «искусству видеть». И ес­ли границы зримого раздвинутся перед читателем, если у него возник­нет желание повторить этот путь,— автор сможет считать, что цель его достигнута.

Автором руководила мысль о кни­ге, которая послужила бы основой хрестоматии по вопросам восприятия картины; отсюда широкое использо­вание суждений мастеров, истори­ческих и литературных источников, экспериментальных и теорети­ческих исследований, посвященных проблемам изобразительного искус - ства и художественного восприятия. Соответствующим образом организо­ван иллюстративный материал — автор постоянно прибегает к ярким, наглядным примерам. В конце книги дан словарь основных терминов, к ко­торому читатель может обратиться по необходимости, а также помещен спи­сок рекомендуемой литературы.

И вместе с тем автора воодушев­лял образ творчески активного чита­теля, который не удовлетворяется «хрестоматийными» ответами и готов к самостоятельным поискам. Такая способность как раз и присуща юно­шеству.

Ни один учебник, даже самый лучший, не заменит живого опыта; это особенно справедливо в отноше­

нии художественно-эстетической дея­тельности. Поэтому основная задача книги — побудить к самостоятель­ным опытам в сфере искусства и эстетического восприятия.

 

Глава 1

Родословная

Зрителя

Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен; А сам собой я быть не мог.

Г. Р. Державин

Существует много теорий вос­приятия, в том числе зрительного; некоторые из них обладают большой объяснительной силой, но опыт соз­дания систематической истории вос­приятия вряд ли возможен. Подоб­ный опыт, будь он предпринят, сомкнулся бы с историей человечес­кого рода. В самом деле, возможна ли история глаза самого по себе, вне контекста * человеческой деятель­ности?

Сказанным, однако, не отменяется вопрос о происхождении и эволю­ции * органов восприятия. Высказы­вались соображения в пользу пер­вичности тех чувств, которые прямо передают организму биологически важную информацию. «Не исключе­но, что развитие шло по пути преобра­зования примитивной нервной систе­мы, реагирующей на прикосновение, в зрительную систему, обслуживаю­щую примитивные глаза, поскольку кожный покров был чувствителен не только к прикосновению, но и к свету. Зрение развилось, вероятно, из реак­ции на движущиеся по поверхности кожи тени — сигнал близкой опас­ности. Лишь позднее, с возникнове­нием оптической системы, способ­ной формировать изображение в гла­зу, появилось опознание объектов» [33, с. И; см. также: 17, с. 77-84].

Разумеется, в дальнейшем нас будут интересовать не примитивные

формы .фения, но зритель, каким он предстает в развитом человеческом обществе, в высокоорганизованной системе культуры. В приведенном рассуждении существенны для нас даа момента: во-первых, то, что обра­зование самого органа восприятия связано с деятельностью организма в целом, и, во-вторых, то, что развитие органов восприятия осуществляется путем преобразования деятельности. Понятие «деятельности» оказывается здесь ключевым, что чрезвычайно важно для понимания вопросов, которые будут обсуждаться ниже.

В отношении «изображение — зритель» наблюдается такая тесная связь, что одно трудно помыслить вне другого. Изображение изначально ориентировано на зрителя и, стало быть, реализует собою те или иные зрительные потенции *. «Созерца­тель картины, — писал Гегель,— с самого начала как бы соучаствует, включаясь в нее...» [28, с. 22].

Возникает соблазн рассматривать изображения как своего рода «доку­менты» зрительной деятельности, и тогда изобразительность предстает гигантским «архивом», в котором заключена вся история зрения. Не имея возможности прямого общения со зрителем минувших эпох, мы обра­щаемся к изображениям, и они сви­детельствуют о том, как видели мир наши предки. Но как бы ни был соб­лазнителен подобный взгляд на вещи, он не соответствует исторической реальности. Дело в том, что изобра­зительность никогда не ограничива­лась и не могла быть ограничена данными зрительного опыта, так как сами эти данные могут быть четко выделены лишь в специальных лабо­раторных условиях, а человеческая история, в том числе и изображенная,

отнюдь не является последовательной сменой таких лабораторных сред. Это необходимо помнить, ибо до сих пор некоторые авторы склонны полагать, что правильно организованная изоб­разительная деятельность восходит к копированию оптических образов.

На ранних этапах своего развития изобразительность тесно сопряжена с другими видами деятельности, и роль изображений не сводится к тому, чтобы служить объектами эстетиче­ского созерцания. Между древнейши­ми формами изобразительности и тем, что мы называем изобразитель­ным искусством,— огромная дистан­ция.

Остановлюсь на некоторых при­мерах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.