Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная структура науки



 

Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, не­сколь­ко условно можно подразделить на три большие подсистемы: естественные, общественные и технические. Эти типы наук разли­чаются по своим предметам и методам, однако, резкой грани между ними нет, т.к. некоторые дисциплины могут занимать промежуточное положение. В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции самых разных наук. Однако дисциплинарная структура науки не является единственной, другой важнейший аспект – структура науки как социального института, включающего в себя определенные группы и сообщества ученых.

Как уже говорилось, первые научные общества и академии были об­разованы в Европе XVII–XVIII веках, и этот период считается на­чалом процесса институциализации науки. Огромную роль в этом организационном процессе сыграло появление хартий различных научных сообществ (например, написанная Ньютоном хартия Лон­донского Королевского общества), в которых провозглашались не только общие методологические принципы (запрет теологических объяснений), одновременно являвшиеся институциональными нор­ма­ми, но через которые осуществлялась самоидентификация новой науки. На рубеже ХIХ–ХХ веков возникает новый способ организа­ции науки – крупные научные институты и лаборатории, оснащенные специальной техникой. В конце ХХ века большую организационную роль начинают играть научные фонды, в том числе международные (фонд Сороса, фонд Форда и т.д.). Современная наука глубоко свя­зана со всеми социальными институтами, пронизывает собой не толь­ко сферу материального производства, но и образование, поли­ти­ку, воен­ную сферу и проч. Наука как социальный институт становится важ­нейшим фактором социально-экономического потенциала об­щества, требует растущих и гибко устанавливаемых затрат, в силу чего по­­ли­тика в сфере науки превращается в одну из ведущих сфер со­циаль­ного управления.

Влияние, которое научные сообщества оказывают на процесс науч­ного познания, стало объектом серьезных исследований послед­них десятилетий. Фундаментальная работа в этой области – Т.Кун «Структура научных революций» (1962 г.). В отличие от предшест­вую­щих концепций, рассматривавших развитие науки как процесс посте­пенного прироста знания, совершающегося через беспристрастное сопоставление гипотез с наблюдаемыми фактами, Куном была уста­нов­лена решающая роль парадигм в развитии науки. Парадигмы оп­ределялись как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [15, 11]. До тех пор пока в какой-либо дис­циплине не возникла парадигма, она не может считаться наукой в строгом смысле этого слова, а ее представители являются не учены­ми, а дилетантами.

Наконец, среди ученых возникает консенсус по по­воду неких базо­вых законов и методов, которые образуют собой па­радигму, и насту­пает стадия нормальной науки. Особенность послед­ней состоит в том, что в ее рамках положения парадигмы не подвер­гаются сомнению, более того, у научного сообщества есть немало воз­можностей долгое время игнорировать противоречащие ей факты (например, объяснять их ошибкой эксперимента).

И лишь тогда, ког­да положения парадиг­мы ставятся под сомнение (а у этого, как пра­вило, имеются как внут­ренние, так и внешние при­чины), наступает эпоха научной революции, в ходе которой научное сообще­ст­во вырабатывает и при­нимает новую парадигму.

Важнейшую роль в этом процессе Кун отводил учебникам, благо­даря которым новое по­коление изначально усваивает новую пара­дигму. Таким образом, Кун показал решающую роль в развитии науки сообществ ученых. При этом он отмечал, что описанная им моно­парадигмальная структу­ра характерна лишь для естественных наук, тогда как для социальных дис­циплин, в частности для социологии, характерна полипара­диг­маль­ная структура знания, когда имеется не­сколько одновременно сущест­вующих парадигм, разделяемыми раз­личными сообществами. Под­ход Куна часто назы­вают микро­со­цио­логией науки.

В рамках микросоциологии науки сегодня также исследуются про­цессы, происходящие в научных коллективах, рассматриваемых как малые и средние группы. Так, например, рассматриваются типичные ро­левые конфликты, возникающие в различных стандартных ситуа­циях научной деятельности, соотношение формальных и нефор­маль­ных структур научных коллективов и т.д. Что же касается макросо­циологии науки, то в ее рамках изучается, например, связь науки с об­щим мировоззрением данного общества или даже какой-либо эпохи, исследование ценностно-нормативной системы науки и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.