Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ступени человеческой истории



 

Несмотря на активную критику идей эволюционизма, практи­чес­ки все исследователи принимают типологию обществ, выработанную со­вре­менными историками и базирующуюся на идее техноло­ги­чес­кого прогресса.

Простейшая типология этапов эволюции общества встречается в ря­де учебных пособий и включает 3 ступени: традиционное, индуст­риаль­ное и постиндустриальное общество.

Такая типология, конечно, имеет право на существование. Обра­тим­ся, однако, к хронологическим границам.

В науке нет единства относительно времени возникновения вида homo sapiens, то есть современного человека. Еще лет 50 назад счита­лось, что это произошло около 40 тыс. лет до нашего времени. На­ход­ки последних лет относят эту дату до 100 тысяч лет.

Если мы используем оценку в 100000 лет и постараемся предста­вить историю человечества в виде протяженной линии в масштабе 1000 лет = 1 метру, то картина получится следующая.

100 метров – это длина прямой беговой дорожки на стадионе. Рань­ше такую дистанцию пробегали в школе на уроке физкультуры. Имен­но 100 метров назад возникло человеческое общество вида хомо са­пиенс. Хороший спринтер преодолевает эту дистанцию за 10 се­кунд, быстро идущий пешеход – за 1 минуту.

Индустриальное общество в полном смысле этого слова сущест­вует не более 200 лет, то есть оно сформировалось 20 сантиметров на­зад. Постиндустриальное общество начало формироваться с массовым развитием информационных технологий, то есть около 30 лет назад, что соответствует 3 см на нашей шкале. И пешеход, и бегун даже не за­мечают расстояния в 3 или 20 см. Сами посудите, справед­ливо ли такое деление шкалы, и не обижаем ли мы предков, переоценивая свое соб­ственное значение? Необходимо учитывать к тому же, что в рам­ках «традиционного общества» были заложены основы совре­мен­ной цивилизации. Открытия и изобретения, появившиеся тогда, гораздо более важны для человечества, чем то, что изобретено за последние 200 лет. Без автомобиля и Интернета жить можно, без земледелия, скотоводства, домостроительства – нет.

Поэтому в серьезной научной литературе используется более подробная периодизация человеческой истории.

В основе этой типологии лежат следующие признаки:

Является ли общество современным (то есть основанным на про­фес­сиональном разделении труда, высокой социальной мобильности и технологиях, выработанных в последние два века) или тради­цион­ным (в котором преобладают занятия, предполагающие невысокий уровень разделении труда – земледелие и ремесленничество – и при­вязанность каждой семьи к своей социальной группе на протяжении многих поколений).

Для «современного» общества важно, доминируют ли в эко­но­мике на­циональные рынки и предприятия, или ведущую роль играют транс­национальные корпорации. С этим фактором тесно связана ин­фор­ма­ционная картина мира. Транснациональная экономика невоз­мож­на без мировой информационной системы, основу которой со­став­ляет Ин­тер­нет. Иногда глобальное общество последних 30 лет называют «ин­формационным», подчеркивая, что основную роль в со­временной экономике играет не материальное производство, а инфор­мационные тех­нологии. С этим, однако, трудно согласиться. Про­извод­ство жизне­обес­печивающих ценностей, и прежде всего продо­воль­ствия, а также использование природных ресурсов – ключевой фактор современной эко­номики в мире. Особенно остро стоит проб­ле­ма таких ресурсов, как нефть, газ, питьевая вода. В Европе в пос­ледние годы в дефиците стал даже песок – важный компонент совре­менного строительства.

Для традиционных обществ важно, базируются ли они на при­сваи­вающем или производящем хозяйстве.

В свою очередь, общества присваивающего хозяйства подраз­де­ляются в зависимости от того, преобладали ли в них скотоводство или земледелие.

К присваивающим типам хозяйства относятся собирательство, рыбная ловля, охота.

Собирательство может приобретать самые разные формы, в зави­си­мости от того, какой именно ресурс наиболее доступен в данной среде – это могут быть морские животные, выброшенные приливом; корни рас­тений; дикорастущие злаки – в степи и полупустыне и пло­ды – в ле­су; мед, грибы, личинки насекомых – в лесах средней по­ло­сы или джунглях.

В науке неизвестны (или почти неизвестны) примеры при­сваи­вающих хозяйств, которые базировались бы только на одном виде про­мысла, только на одном ресурсе. Как правило, присваивающее хо­зяйство носит комплексный характер. Например, лесная или степная охота дополняется сбором дикоросов, охота на морского зверя – сбором «плодов моря» и т.д. Это позволяет не только разнообразить стол, но и обеспечить «подстраховку» в случае дефицита или иссяка­ния какого-либо одного ресурса.

К производящим видам хозяйства доиндустриального общества относятся земледелие и животноводство.

Как и в случае присваивающего хозяйства, деление на скотоводов и земледельцев достаточно условно. Вероятно, в истории почти не бы­ло обществ, которые бы потребляли и производили только живот­ную или только растительную пищу. Даже в рационе степных кочев­ников-монголов присутствовали злаки, хотя выращивали они их не сами, а приобретали у соседних земледельческих народов. Коневоды, а затем скотоводы – якуты – издавна сами занимались растение­вод­ством, хо­тя и в очень ограниченных масштабах.

Хозяйство земледельцев в подавляющем большинстве случаев вообще невозможно без использования волов, коров, лошадей, кото­рые являются и тягловой силой, и источником белковой пищи, и, са­мое главное, источником удобрений (навоз).

Увеличение плотности населения, освоение пригодных для оби­та­ния человеческих сообществ ландшафтов ведут к необходимости пе­ре­хода от присваивающего к производящему хозяйству.

Традиционные общества, опирающиеся на производящее хозяй­ство, могут быть организованы по принципу родоплеменных структур (преполи­тарные общества) или образовывать государство (поли­тар­ные общества).

Наличие государства считается столь существенным фактором пото­му, что условия жизнедеятельности (а соответственно и культу­ра) об­щин в значительной степени зависят от того, входят ли они в сос­тав го­су­дар­ства или автономны. Например, земледельческие об­щи­ны вос­точ­ных славян возникли задолго до появления государ­ства. Однако по­нять за­кономерности функционирования русской пере­дельной об­щи­ны XVII–XIX веков невозможно, если не учитывать того влияния, кото­рое ока­зы­вало на них государство через систему сбора налогов, пере­се­лен­чес­кую политику, юридическое оформление соб­ственности, кредиты и т.д. Важной особенностью политарных обществ является то, что имен­но в них впервые возникают города, которые становятся центра­ми фор­мирования цивилизаций.

Этапы развития всего человечества выделяются в зависимости от того, какой тип общества преобладал на Земле в тот или иной период. Четкие границы между отдельными этапами провести невозможно. Условно выделяют следующие этапы развития истории в зависимости от того, в обществах какого типа проживало большинство населения и какие из них пользовались наибольшим влиянием в мире:

1. Общества присваивающего хозяйства. От возникновения чело­ве­чества до «неолитической революции» (12 тыс. лет до н.э.). Для них характерны примитивные орудия труда, преимущественно не­осед­лый образ жизни, зачатки родоплеменного устройства.

2. Преполитарные (сегментированные) общества производящего хозяйства (с преобладанием земледелия или скотоводства) – от неоли­ти­ческой революции до начала н.э. В это время появляются метал­ли­ческие орудия труда, складывается преимущественно оседлый образ жизни, развитая родовая структура.

3. Традиционные политарные общества, как правило, земледель­чес­кие (аграрные) или со смешанным типом хозяйства. Появление горо­дов (возникновение – 4–6 тыс. лет до н.э., преобладание до XIX в.). В этих обществах широко используются металлы, появ­ляют­ся ремесла и торговля, формируются города. Именно в этот период складываются первые цивилизационные системы.

4. Современное индустриальное общество (возникновение – XVIII в., преобладание – с середины XX в.). Для него характерно ис­поль­зование энергии угля, нефти и электричества как основы силовых ме­ханизмов. Важным энергоносителем становится пар. Возникают элект­ронные средства связи и массовой информации. В основе обще­ст­ва – высокий уровень специализации и профессионализации. Выде­ляются общества «первого мира», в недрах которых родился про­мыш­ленный переворот и капитализм; общества «второго мира» (куда вхо­дит и Россия), пережившие процесс первичной модернизации в XX ве­ке в ходе социальных преобразований (построение социализ­ма);
об­­щества «третьего мира», во многом сохраняющие аграрную ориен­та­­цию, не прошедшие полноценного процесса модернизации.

5. Конец XX в. ознаменовался возникновением общества принци­пиально нового типа – постиндустриального. Его называют «глобаль­ным», так как оно основывается на широком международном разде­лении тру­да и господстве транснациональных корпораций в эконо­ми­ке. Вы­дви­гается предположение, что общества в традиционном пони­ма­нии это­го слова, как относительно изолированные социальные сис­те­мы, обес­пе­чивающие жизнедеятельность своих граждан, пере­стают су­щество­вать, уступая место планетарному сообществу, осно­ван­ному на общей для всех людей Земли культуре. Эта идея имеет множество сто­рон­ни­ков и противников. Проблемам глобализации по­священа следую­щая тема.

По крайней мере в течение последних 4 тысяч лет на Земле од­но­временно сосуществуют общества разных исторических типов, так что границы периодов выделяются достаточно условно.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.