Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 19. СТУПЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА И ЕГО КРИТЕРИЕВ



Развивается ли общество в целом и отдельные общества, из ко­то­рых состоит население Земли? И если развивается, то в каком нап­рав­лении, каков если не конечный, то хотя бы промежуточный пункт это­го движения?

Эти вопросы, ответы на которые кажутся самоочевидными, а так­же весьма далекими от повседневной практики, на самом деле очень не­просты; более того, от ответа на них зависит буквально каждый наш шаг. Поступать или не поступать в вуз; если «да», то в какой? Оста­вать­ся в России или стремиться уехать на работу за границу? Заводить семью или вести жизнь «свободного рейнджера»? Заводить ли детей, и ес­ли «да», то сколько – одного или семерых? Как их воспитывать, к че­му готовить? За кого голосовать на выборах? Ответ на каждый из этих и сотни других, жизненно важных для каждого человека воп­ро­сов за­ви­сит от того, как он, часто даже не осознавая этого, представ­ляет се­бе, куда движется то общество, в котором он живет, и гло­баль­ное сооб­щество в целом.

Пытаясь ответить на глобальные вопросы бытия, очень полезно по­смотреть, что думали об этом мыслители прошлого, и сопоставить с тем, что нам предлагает современная теория общества.

В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного круп­но­го мыслителя, который не затронул бы проблемы социального про­г­ресса. Почему эта тема вызывает столь большой интерес не только у ученых, но и простых людей?

Потому что значение идеи прогресса выходит далеко за рамки ака­де­мической науки. История неоднократно доказывала правоту старого марк­систского тезиса о том, что идеи, проникая в массы, становятся мощ­ной движущей силой мобилизации населения. Два экономи­чес­ких чуда XX в. – восстановление и модернизация народного хозяйства СССР после Гражданской и Великой Отечественной войн – были бы невозможны, если бы значительная часть населения СССР не верила в то, что советское общество развивается прогрессивно.

Отсутствие социального идеала, представления о некотором луч­шем или даже наилучшем состоянии, к которому движется общество, приводит к аномии, росту социальной апатии и преступности, уходу в сферу личных интересов и крайнего эгоцентризма. Именно поэтому все дальновидные политические деятели всегда стремятся сформу­ли­ровать социальный идеал и внедрить в массовое сознание представ­ле­ние о прогрессивном развитии руководимого ими общества.

 

 

Понятие прогресса

 

Существует ли общественный прогресс, и если существует, то в чем он состоит?

Социологи и социальные философы по-разному решали вопрос об объективности прогресса. Высказывались диаметрально противо­по­ложные точки зрения:

Большинство мыслителей было уверено, что прогресс – это объек­тивная реальность. Так думали А.Августин и И.Кант, О.Конт и К.Маркс, Э.Дюркгейм и М.Вебер. Представление о том, что разви­тие человечества идет по направлению к справедливой развязке, когда каждому воздастся по заслугам, в зависимости от того, насколько пра­ведно он прожил жизнь, лежит в основе трех так называемых «авра­ми­ческих» религий (т.е. считающих своим основателем библейского Авраама) – иудаизма, христианства и ислама.

В то же время некоторые социологи отрицали объективность ли­ней­ного прогресса, считая, что отдельные общества развиваются цик­лически – от рождения к смерти, а общечеловеческий прогресс – по­нятие бессмысленное. Этой позиции придерживались О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев. На этой точке зрения базируются не­которые восточные религии: даосизм – в Китае, индуизм – в Ин­дии, буд­дизм – на Тибете и в странах Юго-Восточной Азии, а также в Рос­сии (калмыки, буряты, тувинцы).

Наконец, высказывалась мысль, что поступательное развитие об­ще­ст­ва, прежде всего, развитие науки и технологии, сопровождается не­га­тивными последствиями для морального облика рода челове­чес­кого. Этой позиции придерживались французский просветитель Жан-Жак Рус­со (1712–1778) и немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855–1936). Каждый из них, не отрицая очевидных благ, которые приносит тех­нический прогресс и разделение труда, считал, что в результате этих про­цессов происходит отделение человека от природы и естест­вен­ных ос­нов жизни и воспитания (Руссо), а также разру­ше­ние естественных форм человеческих общностей (Гемайншафт – «об­щинности») (Теннис).

Долгое время понятие прогресс употреблялось без четкого его оп­ре­деления, с опорой на интуитивные представления, принятые на уровне обыденного сознания. Лишь в 60-х годах XX в. были выде­ле­ны основные признаки, по которым прогресс отличается от любых других социальных процессов.

Перечислим важнейшие из признаков прогресса.

Направленность. Прогресс – это такое изменение общества, кото­рое направлено к некоторому конечному состоянию, причем каждая последующая стадия ближе к этому состоянию, чем предыдущая.

Кумулятивность. На каждой последующей стадии общество ис­пользует все лучшие достижения предыдущей стадии, добавляя что-то новое.

Стадиальность. Каждое общество проходит через некоторое ко­неч­ное число необходимых стадий, миновать которые невозможно.

Внутренний характер источника развития. Изменение состояния об­щества происходит не за счет внешних причин, а за счет внут­рен­них стимулов, присущих самому обществу или отдельным его чле­нам. Этим «двигателем» может быть тяга человека к познанию, тех­нологи­чес­кие усовершенствования или социальные противоречия.

Необратимость. Прогресс не может быть остановлен, обращен вспять или «переведен на другие рельсы», пока существует данное общество.

Позитивная направленность изменений, социальный оптимизм. Каж­дая последующая стадия в каком-то (самом важном, с точки зре­ния автора концепции) отношении существенно лучше предыду­щей стадии.

Ни один серьезный сторонник концепции прогресса не утверждал, что каждая последующая стадия во всех отношениях лучше преды­ду­щей. Большинство из них понимало, что, приобретая новые возмож­ности, люди теряют что-то очень важное. Например, разделение труда ведет к разрушению традиционной сельской общины с ее особенно теплыми (и где-то сильно идеализированными) отношениями между людьми. Но выигрывает человек в результате больше, чем теряет. Именно поэтому было важно выделить главный критерий, по кото­рому оценивается прогресс.

Критерии прогресса, выдвигавшиеся на первое место разными ав­торами, можно объединить в несколько групп.

Движение человечества к конечному акту искупления грехов – событию, время и формы которого заранее определены в момент тво­рения мира Богом (блаженный Августин).

Повышение уровня господства человека над природой и соот­ветствующее достижение определенного уровня изобилия в обществе (Л.Уайт).

Достижение принципиально новых уровней познания природы и общества (О.Конт).

Достижение некоторого оптимального состояния общества и его социальной структуры – материального и политического равенства граждан, формирование наиболее соответствующих природе человека форм общности людей – равенства, справедливости (К.Маркс). Соз­дание идеальных условий для саморазвития личности: свободы выбо­ра и равных жизненных возможностей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.