Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функция социального контроля



Данная функция является весьма многоплановой и даже проти­воречивой.

Во-первых, религия во все времена в большей или меньшей сте­пени освящала собой нравственные нормы и играла большую роль в фор­мировании морального сознания (см. 11.1). Достаточно вспом­нить, например, что в Древней Греции на страже многих социальных норм и законов стояли боги-олимпийцы. Эта функция является об­ще­принятой, однако далеко не все авторы оценивают ее однозначно. Так, например, с точки зрения известного современного амери­кан­ско­го социолога П.Бергера, эта функция является важнейшей, ибо бла­го­даря религии социальная жизнь человека не превращается в рутину, в ней постоянно присутствует некий священный ореол, при­даю­щий человеческой жизни и социальным ценностям высший смысл. На­про­тив, З.Фрейд очень критично относился к этой роли ре­ли­гии в жиз­ни общества. С его точки зрения, прогресс науки с неиз­бежностью должен будет уничтожить религию, но что же тогда станет с моралью, если все нормы ее имеют силу лишь до тех пор, пока сильны освя­щаю­щие их религиозные верования? Очевидно, что, яв­ляясь средст­вом социального контроля, религия в рамках этих кон­цеп­ций рас­смат­ривается и в качестве важнейшего агента социализации.

Во-вторых, ряд авторов важнейшую функцию религии усматри­вают в укреплении позиций господствующих групп общества. А это, как мы помним, тоже есть своеобразная разновидность социального конт­ро­ля. Крупнейшим представителем такого подхода был Маркс, считав­ший, что религия является иллюзорной формой разрешения реаль­ных, земных проблем. Данную концепцию, конечно, нельзя пред­ставлять себе упрощенно, будто религия сознательно создается экс­плуата­тор­скими классами для поддержания своего господства. Нет, она возни­кает стихийно, но корни ее, согласно Марксу, лежат не в не­ких извеч­ных проблемах человека, а в определенном общественном устройстве. «Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся су­щество. Чело­век – это мир человека, государство, общество. Это го­сударство, это об­щество порождают религию, превратное мировоз­зрение, ибо сами они – превратный мир» [17, I, 414]. Возникнув, религия начинает вы­полнять важнейшую социальную функцию – по об­разному выраже­нию Маркса, она превращается в фальшивые цве­ты, маскирующие собой действительные цели. Она отвлекает народ­ные массы от кассо­вой борьбы, она обещает посмертное освобож­де­ние там, где человек уже созрел и жаждет освобождения вполне земного. Она ослабляет че­ловека и заменяет борьбу за переустройство зем­ного мира мистической надеждой на спасение в мире ином. Имен­но поэтому, согласно Марк­су, в будущем бесклассовом и свободном обществе религия должна будет исчезнуть. «Религия есть опиум для на­рода. Упразднение рели­гии как иллюзорного счастья народа, есть тре­бование его действи­тель­ного счастья. Требование отказа от иллю­зии о своем положении, есть требование отказа от такого положения, ко­торое нуждается в ил­лю­зиях» [17, I, 414–415].

Близкую позицию по данному вопросу занимал и Вебер, хотя в це­лом ряде своих основополагающих взглядов он весьма сильно рас­хо­дил­ся с Марксом (см. 23.4, 23.5). Изучая роль протестантского ми­ро­­воз­зре­ния в формировании западного капитализма, ученый отме­чал, что на ран­них стадиях его развития в протестантских странах ра­бо­чий класс лег­че примирялся со своим уделом, поскольку этическое учение дан­ной религии провозглашало принципы аскетического образа жизни в этом мире, что давало надежду на вечное счастье в мире загробном. По­доб­ная же функция, с его точки зрения, была ха­рактерна и для индуизма.

 

Политическая функция

У данной функции также есть целый ряд аспектов.

Во-первых, это освящение самой политической власти, объяснение ее происхождения и властных полномочий. Действительно, полити­чес­кая власть обладает правом издавать законы, распоряжаться жиз­нью людей и т.д., но на чем зиждется само это право? Один из древ­нейших ответов на этот вопрос, доминировавший вплоть до эпохи Нового времени (см. 22.3), основывался на религиозном обосновании священности самих носителей власти – монархов. Не случайно, что на коронациях монархи получали свои короны из рук представителей высшего духовенства. Великая французская революция, по крайней мере в Европе нанесла этому мировоззрению сокрушительный удар, однако нельзя сказать, что современная религия полностью утратила эту функцию. Сегодняшние президенты не получают свою власть из рук первосвященников, однако на церемониях инаугурации и на других важнейших государственных праздниках они присутствуют в качестве обязательных гостей.

Во-вторых, очень часто религия выполняла и продолжает вы­пол­нять роль своеобразного представителя в системе государства поли­тических интересов различных социальных групп и слоев.

Наконец, в-третьих, религия тесно связана с различного рода по­литическими конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей писаной истории чело­ве­чества и всегда имевшие глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку. Как отмечают современные исследователи, политические конфликты могут находить свое выражение и в воз­ник­новении совершенно новых религиозных культов. «В первой полови­не XX в., после прибытия европейских колонистов, на островах Мела­незии в Тихом океане происходили странные религиозные це­ре­монии, получившие название культов «уничтожения». Самый дра­ма­тический ритуал, характерный для этих культов, заключался в том, что их члены собирались вместе в поле или на берегу моря и унич­тожали все свои вещи, связанные с земной жизнью... Культы унич­тожения можно рассматривать как проявление конфликта между европейскими колонистами и туземными народами. Белшоу отмечал, что они сформировались главным образом в тех регионах, где гос­под­ство европейцев разрушало жизнь туземцев, но не давало им доступа к более высокому уровню жизни» [25, 476–477].

 

Инновационная функция

Так, мы постепенно перешли от анализа роли, которую играет религия в функционировании общества, к той роли, которую она играет в его развитии (функция осуществления социальных изменений). Эта функция наиболее подробно была исследована М.Вебером в его классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (см. 23.5). Согласно Веберу, распространение на Западе Европы протес­тант­ского (прежде всего кальвинистского) мировоззрения создало благоприятные ментальные и этические (рациональность, отношение к труду как высшей богоугодной деятельности, ориентация на успех, бережливость) предпосылки для возникновения там специфического западного капитализма. Применительно к России вопрос роли пра­во­славия в экономическом развитии страны рассматривался С.Н.Бул­га­ковым («Философия хозяйства»). С его точки зрения, религиозно-нрав­ственное отношение к труду вообще было свойственно эпохам с преобладанием религиозного мировоззрения. Более того, именно благодаря религиозно-аскетической дисциплине труда монастыри сыграли огромную роль в развитии не только России, но и Европы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.