Идея прогрессивного развития общества и культуры подвергалась сомнению с самого начала формирования идеи прогресса (см. 12). Но именно во второй половине XX в. начались особенно бурные атаки на эту идею.
Критика понятия «прогресс» тесно пересекается с критикой понятия «общество» в его традиционном значении.
Критики концепций прогресса опираются на то, что:
Прогрессивное, то есть восходящее развитие общества к идеальному состоянию доказать невозможно, поскольку как все человеческое сообщество, так и каждое отдельно взятое общество уникальны; невозможно выявить закономерности, не опираясь на сравнение большого количества повторяющихся случаев.
В последние годы исчезает сам объект прогрессивного развития – отдельное автономное общество; изменение каждого общества происходит в основном под влиянием внешних по отношению к нему причин, которые во многом носят случайный и ситуативный характер, поэтому нельзя говорить о прогрессе одного отдельно взятого общества.
Совершенно неправомерно выделять какой-либо один критерий прогресса в качестве ведущего. Однако любое поступательное развитие в каком-либо отношении (в технологии, в политических свободах, в познании и благосостоянии), как правило, ведет к непредсказуемым негативным последствиям по другим критериям, зачастую превосходящим положительные последствия частичного прогресса. Поэтому нельзя говорить о прогрессе общества в целом.
Наконец, невозможно назвать единственный главный фактор, движущую силу развития общества. Общество не подчиняется принципу причинности. В нем преобладают функциональные зависимости. Классические теории прогресса выделяют один фактор (развитие производительных сил, Божественное Провидение, развитие знаний, дифференциация общества), который определяет собой все остальные стороны общественной жизни. Еще М.Вебер показал, что не только экономика может влиять на идеологию, но и идеология на экономику. В течение XX в. еще более укрепилось убеждение в том, что каждое изменение в обществе является результатом взаимодействия большого числа факторов. Особенно ярко это проявляется в анализе социальных институтов и взаимодействия между институтами (см. 14–18). Поэтому в конкретных исследованиях социологи предпочитают использовать не понятие причинности (когда одно изменение является причиной других), а понятие функциональной связи – совпадения тенденций в изменениях двух и более переменных.
19.3. Объективные и субъективные факторы развития общества. Роль личности в истории
Многообразие обстоятельств, определяющих общественные явления, особенно ярко прослеживается в соотношении объективного и субъективного факторов в развитии общества.
Социология уделяет большое внимание субъективным факторам, определяющим направление социальных процессов. Еще в конце XIX века русский социолог-марксист Г.В.Плеханов утверждал, что роль личности в историческом процессе велика; но лишь те исторические деятели оказывают существенное влияние, направление активности которых совпадает с тенденциями развития самого общества. С другой стороны, если в обществе появляется потребность в историческом лидере, обладающем определенными качествами, он всегда появляется.
В конце XX в. американский историк Ч.Тилли, анализируя наиболее значимые революционные перевороты нового времени, пришел к выводу, что действие личностного, субъективного фактора не всегда определяется историческими условиями и в сходных социально-экономических и политических ситуациях зачастую оказывает решающее влияние на ход исторических событий. Результат революционного движения (успех или неуспех, последствия) в сходных ситуациях может быть разным, в зависимости от действий и личностных качеств лидера.
Вопрос о роли субъективного фактора в обществе требует дальнейшего исследования. Многое в его решении зависит от идеологических позиций исследователя.
В значительной степени обоснованная критика концепций прогресса, появившихся в XIX в., вряд ли означает окончательный отказ от понятия поступательного движения к идеалу. Как уже говорилось, идеал нужен человечеству – иначе оно не сможет существовать. Перефразируя известный афоризм Вольтера о Боге, можно сказать: «Если даже прогресс не существует, его следовало бы выдумать». Современный пессимистический взгляд, скорее всего, отражает кризис социологии и идеологии постиндустриального общества, а отнюдь не отсутствие реальных перспектив дальнейшего качественного развития человечества.