Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 14



 

1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет опи­сывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функ­цио­нировании и развитии общества? Приведите примеры социальных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества.

2. Что такое явные и латентные функции социального института? Перечислите важнейшие институты современного общества. Назо­вите необходимые элементы (признаки) социального института, най­дите эти признаки в современных институтах экономики, религии, науки, семьи? Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить интерес не только социологов, но и современных экономистов к иссле­до­ванию институтов современного общества? Как институты связаны с удовлетворением потребностей общества, групп и индивидов? Как, по вашему мнению, происходит формирование институтов? Является ли процесс их возникновения стихийным явлением, или же в нем играет роль и сознательный фактор? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения.

 

 

Основные термины и понятия

 

Институализация – формирование социального института для удовлетворения какой-либо социальной потребности.

Латентные функции социальных институтов – скрытые функ­ции, выполняемые данным социальным институтом в обществе.

Социальный институт – организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности об­щества и входящих в него индивидов.

Хартия – зафиксированное в общественном сознании письмен­ное или устное идеологическое обоснование деятельности института.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 103–113.

 

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 10.

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 30–35, 51–53.

 

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–278.

 

Глава 15. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Определение семьи

 

Согласно определению, принятому в социальной статистике и раз­деляемому большинством социологов, семья есть малая социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:

1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;

2) все они проживают в одном помещении или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято считать единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятель­ностью, обеспечивающей им основные средства существования.

Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, ос­нованных на товарно-денежных отношениях, семья обязательно имеет общий бюджет. В традиционных обществах «совместное хозяй­ст­во» означает, как правило, внутрисемейное разделение труда в рам­ках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. На­при­мер, мужчина ходит на охоту, женщина занимается собирательством трав, плодов и т.д. Мужчина пашет и сеет, женщина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна и т.д.

В современном обществе члены семьи обычно не связаны учас­тием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов в системе отраслей общественного хо­зяйства. Поэтому важнейшими признаками семьи становятся: со­вместный бюд­жет, охватывающий значительную часть личных дохо­дов; сов­мест­ное приготовление пищи; совместное решение отно­си­тельно круп­ных приобретений (недвижимость, автомобиль и т.д.).

Ведение так называемого «личного подсобного хозяйства» (дач­ный или садовый участок) становится существенным признаком се­мьи в том случае, если доходы (или натуральные продукты), полу­чен­ные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участ­ков и тем не менее являются полноценными семьями.

От понятия семья следует отличать понятие брак. В Большом тол­ко­вом социологическом словаре брак определяется как «социально под­твержденный и иногда юридически закрепленный союз между взрос­лы­ми мужчиной и женщиной» [7,I, 62], а в известном учебни­ке Гид­ден­са как «Социально одобряемые сексуальные отношения между дву­мя ин­дивидами. Почти всегда брак заключается между людьми про­ти­во­по­лож­ного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к го­мо­сек­суальному браку. Обычно брак является основой для репро­дук­тивной семьи» [11, 506]. Таким образом, в отличие от семьи, брак пред­пола­гает наличие определенных сексуальных отно­ше­ний (в слу­чае с моно­гамным бра­ком – наличие брачной пары), так или иначе ори­ен­­ти­ро­ван на рож­дение детей.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предполагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосек­суаль­ных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое опре­де­ление брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные маргинальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве обществ тип брачного поведения.

 

 

Типология брака

 

Основными формами брака являются моногамия и полигамия (полигиния и полиандрия). Во всем мире, во всех известных культу­рах наиболее распространенной формой является моногамный брак – ус­тойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в совре­мен­ном мире идет полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения хрис­тиан­ства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том чис­ле и у славян. Наличие нескольких законных жен допускает ислам.

Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих по­лигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3–5 бра­ков включают более одной жены. В единичных обществах зафикси­ро­вано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из балан­са полового состава – не может быть общества, в котором число жен­щин в 3–4 раза превышает количество мужчин. Поэтому много­жен­цами обычно являются самые богатые мужчины либо те, кто обла­дает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные госу­дар­ственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном воз­рас­те (старше 40 лет, нередко 60–80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических при­страстиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В об­ществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, предста­ви­тель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, тем самым повышает свой престиж и престиж своего ро­да. Со­циальный престиж, измеряемый количеством со­циальных свя­зей, – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия – наличие нескольких мужей у одной жены – возни­кает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ог­раничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные куль­туры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был груп­повой брак – между несколькими мужчинами и несколькими женщи­нами, когда все женщины являются женами каждого из муж­чин (Л.Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из широко распространенных в традиционных обществах обы­чаев – левират и сорорат, оргиастические праздники, системы род­ства. Так, в родовых обществах принято называть «отцом» всех мужчин от­цовского рода, принадлежащих к тому же поколению, что и отец.

Левират – обязанность старшего из неженатых братьев взять в же­ны вдову умершего брата; сорорат – обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым уст­ройством общества, в частности, необходимостью сохранения иму­щества в рамках рода. Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купа­ла) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограни­чи­вали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год раз­решалось все или почти все – но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существо­ва­нии группового брака – ско­рее наоборот. Непосредственно подобная фор­ма брака нигде не наб­людалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной.

 

 

Типология семьи

 

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация вы­деляет:

– нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несо­вер­шеннолетними детьми или без детей;

– расширенные семьи, включающие более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников;

– неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным приз­наком семьи.

В современном мире абсолютное большинство семей (около 3/4) – нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основ­ная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ охотников, скотоводов, земледельцев основой семейной структуры в течение многих тысячелетий была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род – это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки (экзогамия). Род имеет название легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по ма­теринской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патри­линейный род). В обществах, основанных на патрилинейных родах, запрещены браки с родственниками по отцовской линии; на матри­ли­нейных – по материнской.

Первоначально территориальные общины формировались на ос­но­ве какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно долж­ны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном в течение многих тысячелетий женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V–VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Суп­ру­ги не считались полноправными членами общины, поскольку при­над­лежали к другому роду. Население таких домов составляло еди­ную расширенную семью, включающую в себя множество брач­ных пар. Од­нако главным в такой семье является не отношение свой­ства, как в современной супружеской семье, а отношение родства.

Род экзогамен. Экзогамия – это правило, согласно которому за­пре­щается заклю­чать браки между мужчинами и женщинами, при­над­лежащими к данной социальной группе.

Эндогамия – это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной груп­пы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия – скорее теоретическая абстракция. Более общий случай в течение многих тысячелетий – гомогамия – предпочтительное вступ­ление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в ли­тературе закрепился именно термин «эндогамия». Эндогамия и экзога­мия играют важную роль в жизни общества.

Следует отметить, что род – образование не биологическое, а имен­но социальное, поскольку запрещение вступления в брак с род­ствен­никами по отцовской линии не исключало (а часто даже предпо­лага­ло) сочетание, например, с двоюродной сестрой по ма­те­ринской ли­нии. Возникновение родовой организации, скорее всего, обуслов­лено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой груп­пой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад.

 

Функции семьи

 

Экономическая функция

На протяжении почти всей истории человечества именно эконо­ми­ческая функция была главной для семьи, поскольку семья без пре­увеличения являлась основной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи и в России, и в Китае, и во Франции опре­де­лял­ся, прежде всего, требованиями производства. Так, например, в русской деревне полноценный надел получал только мужчина, всту­пив­ший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми. Утрата семьей функции ос­новной производственной ячейки в индустриальном и постин­дуст­риальном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи – уменьшился количественный состав семьи, увеличилось число разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как муж­чина перестал быть безусловным лидером.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.