Несмотря на известность Дидима, очень сложно восстановить его биографию. Основные сведения о жизни Дидима Слепца мы находим у его современников: в «Лавсаике» Палладия Еленопольского[119], в «Церковной истории» Созомена[120], Сократа[121], Руфина[122], Феодорита[123], а так же в произведении «О знаменитых мужах» Иеронима[124] и в отрывках из несохранившейся «Христианской истории» Филиппа Пусидита[125]. Другие авторы используют или указанные источники, или при упоминании Дидима ограничиваются общими фразами[126].
Самая полная биография содержится у Палладия, который рассказывает о Дидиме на основании его слов[127], а так же у Руфина[128] и в трудах Иеронима, который часто называет Дидима своим учителем и провидцем, ввиду резкого контраста между его физической слепотой и остротой его духовного и интеллектуального восприятия[129].
II. 1. 2. Подлинность Личности.
При исследовании источников[130] для ученых был наиболее спорным вопрос отождествления Дидима Слепца с другими упоминаемыми в истории Дидимами[131]. Ливаний в послании к Севастьяну представляет своего ученика Ритория как сына грамматика Дидима. Менгарели[132] и Крюгер[133] предположили, что Дидим был женат. Это послание было написано в 357 году[134]. Но Риторий переезжает в Египет, где наследует имение почившего отца в 357 году[135], тогда как Дидим Слепец скончался в 398 году и, следовательно, нужно признать, что Риторий – сын другого Дидима[136].
Также Дидим упоминается у Исидора Пелусиота, написавшего к нему большое количество посланий[137]. Некоторые послания адресуются Дидиму без какого-либо титула, другие же – Дидиму пресвитеру или Дидиму схоластику. Содержание не позволяет определить адресата. В одном из посланий Исидор просит Дидима, чтобы тот примирил его двоих поссорившихся сыновей. Маловероятно допущение, чтобы преподобный Исидор мог увещать и поучать Дидима, который еще до времени рождения Исидора был в преклонном возрасте и имел широкую известность[138]. По поводу других 13 Дидимов[139] смотри Паула[140].
II. 2. Жизнь.
II. 2. 1. Детство и образование.
Дидим, по прозвищу «Слепец» (Δjdumος tufl3~), – одна из самых примечательных личностей своего времени, богатого выдающимися богословами. Его рождение приходится на 313 год. Эта дата вызывала много споров из-за разногласия источников[141]. Приблизительно в четырехлетнем возрасте[142] он потерял зрение из-за болезни глаз и ввиду этого, по его словам, не получил даже начальных знаний. Но его необычная сила воли и жажда знаний победили тяжелые жизненные обстоятельства. Он молился о даровании ему внутреннего света и, по словам Руфина, «к молитве присовокупил и труд обучения»[143]. Палладий объясняет образованность слепца лишь одним: «свой природный ум был для него наставником»[144] Но это объяснение не может быть достаточным. Сократ уточняет, что «Дидим легко изучил правила грамматики, риторике научился еще скорее. Перешедши же к наукам философским, он дивно усвоил диалектику, арифметику, музыку – вообще все науки философов слагал в душе так, что легко мог противостоять тем, которые изучали их при помощи глаз»[145]. По словам Иеронима Стридонского, Дидим изучил «даже до совершенства, кроме других наук, диалектику и геометрию[146], для изучения которых наиболее необходимо зрение»[147]. Созомен говорит, что Дидим слушал учителей, ибо ослеп в молодых летах при первых опытах изучения азбуки[148]. При этом он добавляет важную подробность: «Говорят, что формы букв изучал он, касаясь пальцами дощечки, на которой они были глубоко вырезаны[149]». По словам Руфина, он день и ночь велел читать ему вслух и время, когда чтецам предоставлялся отдых, он использовал для того, чтобы записать услышанное «на листах своего духа»[150]. В своих произведениях Дидим говорит, что не знал еврейский язык[151], вследствие чего всегда опирался на греческий текст Ветхого Завета. [152]
Все это приводит нас к следующим выводам: Дидим ослеп в раннем возрасте, но получил образование посредством посещения лекций, чтения книг по дощечкам и запоминая все благодаря выдающейся памяти и терпению. Палладий свидетельствует, что Дидим «украсился такою благодатью духовного ведения, что на нем самим делом исполнилось сказанное: “Господь умудряет слепцы”» (Пс. 145, 8),[153] а Созомен называет Дидима церковным любомудром[154].
Юность будущего главы школы прошла среди эпохальных событий: Никейский собор и споры вокруг него, восшествие святителя Афанасия Великого на Александрийскую кафедру.[155] Все эти события послужили примером для Дидима в дальнейшей борьбе как с арианством, так и с другими ересями.