Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. 2. 3. Во главе Александрийской школы



Интересно замечание историка Руфина: «Он (Дидим), в малом времени быв богообучен (θεοδίδακτος) всяким божественным вещам, приобрел такое образование и мудрость, что стал преподавателем Церковной школы, быв весьма предпочтен епископом Афанасием перед иными мудрыми мужами божьими в Церкви»[163]. Это был уже не первый случай, когда школу возглавляло лицо не в священном сане[164]. Достойна внимания фраза «в малом времени», означающая, несомненно, что Дидим в молодом возрасте принял учительство в катехизической школе в Александрии. Слово «преподаватель» не означает, что он принял начальствование над школой немедленно, поэтому многие и утверждали, что хотя он и был призван преподавателем в 337-338, однако возглавил школу в 341 или 342 году. Последнее утверждение подтверждается и рукописью 11 века Георгия Кедрина[165], который говорит, что в 6 год царствования Константина, то есть в 341-342 был известен муж именем Дидим мудрый, но слепой. Единственное несоответствие относится к 341-42 годам – началом возглавления школы Дидимом. Видимо, после решения Антиохиского собора 339 года, созванного против него, Афанасий Великий в начале 340 бежал в Рим, где был дружественно принят папой Юлием I. Как же можно признать, что Дидим был почтен высоким званием начальника школы без одобрения местного епископа? Так как Афанасий Великий находился тогда в ссылке, и на престоле с 340 по 346 год был сочувствующий арианам епископ Георгий, то мы считаем, что в 340 году, а именно в начале года и до отшествия Афанасия Великого, Дидим принял управление школой после Макария, ушедшего в пустыню для подвигов[166]. Об этом пишет Филипп Пусидит[167] в слове 24-ом своего учения: «Первым в Александрийской школе был Афинагор,... четвертым – Ориген, после него Иракалас, после него Дионисий, затем Пиерий, Феогност, затем Серапион, потом Петр, великий епископ и мученик, потом Макарий, которого называют pol®tik3~ местные жители, затем Дидим, после Дидима Родон, который и против Филиппа написал трактат в городе Сити во времена Феодосия Великого» [168].

II. 2. 4. Место и роль Дидима в Александрии.

Оставался Дидим при управлении училищем до своей кончины в 398 году, то есть более пятидесяти лет. Церковные источники умалчивают о том, как удалось ему, горячему противнику Ария, Аэтия и Евномия и стороннику Великого Афанасия и Никейского Собора, сохранить свое положение после удаления с кафедры своего покровителя святого Афанасия и занятия Александрийского престола арианами. Может быть, ариане не решались преследовать мужа, столь почитаемго всеми, к тому же слепого? Или, может, кроткий и терпеливый нрав его, как и непамятозлобие, (о чем повествует Созомен), повлияли на то, что арианствующие оставили возле себя одного из своих противников[169].

Созомен также пишет, что, защищая Никейский символ веры, Дидим преуспел благодаря своей исключительной убедительности. Так, Исидор Пелусиот пишет о Дидиме как о проницательном и внимательном ко всему ученом. Себастьяна Манихея, «главы» Египта, который принимал участие в преследованиях александрийских православных во время четвертой ссылки Афанасия свидетельствует о Дидиме: «Невозможно не знать Дидима, разве только если совершенно не знать о существовании великого города, в котором Дидим преподавал свое учение всем день и ночь»[170].

В качестве главы и преподавателя Александрийской школы, Дидим написал множество работ, включающих споры с еретиками, и стал особо известен после своей решительной защиты никейского православия. Дидим участвовал в богословских спорах с ересями: сохранившиеся до наших дней его работы включают споры с духоборами, евномианами и манихеями. В дополнение к этому, Дидим опубликовал комментарии к большинству книг Библии и был известен как защитник и толкователь Оригена, хотя Дидим и умер незадолго до того, как в Александрии возникли споры о взглядах Оригена. Для слепого от рождения подобная жизнь безусловно необыкновенна, и этот факт, по словам Руфина и Иеронима, признавался даже таким выдающимся святым, ка Антоний Великий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.