Интересно замечание историка Руфина: «Он (Дидим), в малом времени быв богообучен (θεοδίδακτος) всяким божественным вещам, приобрел такое образование и мудрость, что стал преподавателем Церковной школы, быв весьма предпочтен епископом Афанасием перед иными мудрыми мужами божьими в Церкви»[163]. Это был уже не первый случай, когда школу возглавляло лицо не в священном сане[164]. Достойна внимания фраза «в малом времени», означающая, несомненно, что Дидим в молодом возрасте принял учительство в катехизической школе в Александрии. Слово «преподаватель» не означает, что он принял начальствование над школой немедленно, поэтому многие и утверждали, что хотя он и был призван преподавателем в 337-338, однако возглавил школу в 341 или 342 году. Последнее утверждение подтверждается и рукописью 11 века Георгия Кедрина[165], который говорит, что в 6 год царствования Константина, то есть в 341-342 был известен муж именем Дидим мудрый, но слепой. Единственное несоответствие относится к 341-42 годам – началом возглавления школы Дидимом. Видимо, после решения Антиохиского собора 339 года, созванного против него, Афанасий Великий в начале 340 бежал в Рим, где был дружественно принят папой Юлием I. Как же можно признать, что Дидим был почтен высоким званием начальника школы без одобрения местного епископа? Так как Афанасий Великий находился тогда в ссылке, и на престоле с 340 по 346 год был сочувствующий арианам епископ Георгий, то мы считаем, что в 340 году, а именно в начале года и до отшествия Афанасия Великого, Дидим принял управление школой после Макария, ушедшего в пустыню для подвигов[166]. Об этом пишет Филипп Пусидит[167] в слове 24-ом своего учения: «Первым в Александрийской школе был Афинагор,... четвертым – Ориген, после него Иракалас, после него Дионисий, затем Пиерий, Феогност, затем Серапион, потом Петр, великий епископ и мученик, потом Макарий, которого называют pol®tik3~ местные жители, затем Дидим, после Дидима Родон, который и против Филиппа написал трактат в городе Сити во времена Феодосия Великого» [168].
II. 2. 4. Место и роль Дидима в Александрии.
Оставался Дидим при управлении училищем до своей кончины в 398 году, то есть более пятидесяти лет. Церковные источники умалчивают о том, как удалось ему, горячему противнику Ария, Аэтия и Евномия и стороннику Великого Афанасия и Никейского Собора, сохранить свое положение после удаления с кафедры своего покровителя святого Афанасия и занятия Александрийского престола арианами. Может быть, ариане не решались преследовать мужа, столь почитаемго всеми, к тому же слепого? Или, может, кроткий и терпеливый нрав его, как и непамятозлобие, (о чем повествует Созомен), повлияли на то, что арианствующие оставили возле себя одного из своих противников[169].
Созомен также пишет, что, защищая Никейский символ веры, Дидим преуспел благодаря своей исключительной убедительности. Так, Исидор Пелусиот пишет о Дидиме как о проницательном и внимательном ко всему ученом. Себастьяна Манихея, «главы» Египта, который принимал участие в преследованиях александрийских православных во время четвертой ссылки Афанасия свидетельствует о Дидиме: «Невозможно не знать Дидима, разве только если совершенно не знать о существовании великого города, в котором Дидим преподавал свое учение всем день и ночь»[170].
В качестве главы и преподавателя Александрийской школы, Дидим написал множество работ, включающих споры с еретиками, и стал особо известен после своей решительной защиты никейского православия. Дидим участвовал в богословских спорах с ересями: сохранившиеся до наших дней его работы включают споры с духоборами, евномианами и манихеями. В дополнение к этому, Дидим опубликовал комментарии к большинству книг Библии и был известен как защитник и толкователь Оригена, хотя Дидим и умер незадолго до того, как в Александрии возникли споры о взглядах Оригена. Для слепого от рождения подобная жизнь безусловно необыкновенна, и этот факт, по словам Руфина и Иеронима, признавался даже таким выдающимся святым, ка Антоний Великий.