Тем, кто управляет мультинациональным бизнесом, приходится искать ответ на вопрос, до какой степени следует централизировать бизнеси навязывать иным национальным культурам
правила и порядки, которые могут быть для некоторых из них оскорбительными, или, наоборот, децентрализовать его, т. е. дать возможность каждой нации следовать своим путем, не предлагая никаких утвержденных в «центре» нововведений, исходя из той точки зрения, что на местах все видно лучше. Предлагая радикально децентрализованный путь развития, следует задаться вопросами типа: какие полномочия нужно оставить головному офису? Нужно ли вообще делать некоторые филиалы мультинациональными?
У одних корпоративных культур децентрализация осуществляется легче, чем у других. Чтобы осуществить децентрализацию, необходимо делегировать полномочия. Из четырех моделей корпоративной культуры, описанных в главе 11, это вполне осуществимо в культурах типа «Эй-фелева башня» и «самонаводящаяся ракета», но может вызвать затруднения в культурах «семейного» типа, где «родитель» всегда остается «родителем». Общеизвестно, с каким трудом у японских менеджеров идет децентрализация и делегирование прав иностранцам. Члены «семьи» общаются между собой при помощи знаков и ритуальных поклонов, что часто является серьезной преградой для вовлечения в общение иностранцев. Таким образом, общение часто ограничивается телефонными переговорами с Токио, поскольку то, что связывает японцев одной компании между собой, очень трудно передать представителям других наций.
Большая часть наших примеров свидетельствует о том, что недопонимание между наро-
Глава 12. На пути к международному и транснациональному...379
дами встречается гораздо чаще, нежели конструктивный диалог. Тем не менее централизация и децентрализация, как и другие противоречащие друг другу аспекты национальных культур, описанные в данной книге, могут находить общий язык. Биологический организм поднимается на более высокую ступень сложности посредством того, что становится одновременно более дифференцированным и более интегрированным. Чем больше департаментов, отделов, функций и различных видов деятельности имеет компания, тем труднее стоящая перед ней задача и тем большую важность приобретает координация всего этого многообразия.Пол Лоуренс и Лей Лорш в конце 1960-х годов писали, что и чрезмерно централизованные (интегрированные), и чрезмерно децентрализованные (дифференцированные) компании значительно уступают «нормальным» конкурентам. Мораль же такова, что необходимо стремиться к синергии от одновременного осуществления дифференциации и интеграции или, по крайней мере, искать возможности их примирить. Можно сказать, что корпорацию, у которой все многообразие функций прекрасно сочетается, ждет гарантированный успех.
Менеджмент в группе компаний зачастую вводит в заблуждение иностранное представительство, выполняющее, как всем кажется, поручения головной организации, но на самом деле исполняющее «танец дождя». Местным менеджерам прекрасно известно, что никакого влияния на «осадки» это не оказывает, но если «цен-
тру» нужны для сравнения два перечня: с одной стороны, квалификации персонала, с другой — уровня зарплаты, они, безусловно, будут предоставлены. И никого не интересует, что квалификации, скорее всего, тут же и не долго думая «подогнали» под зарплаты. Когда «центр» получает требуемые перечни, ему кажется, что ситуация под контролем, но, разумеется, это всего лишь иллюзия. Инструкция внутреннего распорядка гласит: «мы не даем взятки», но во многих странах их, конечно же, дают. Невозможно построить отношения, если ничего никому не давать.
На практике дилемма между централизацией и децентрализацией часто оборачивается выбором между тем, какой быть корпорации в создании и поддержании своего имиджа — жесткой и последовательной или эластичной и гибкой. Что важнее для «Shell»: строить успешные отношения на Филиппинах путем оказания помощи сельским жителям в разведении свиней или всегда и везде оставаться известнейшим производителем энергоносителей? Однако, с другой стороны, если вы добываете нефть где-нибудь в Нигерии, то почему бы вам при этом не найти и воду и не построить несколько столь нужных здесь колодцев?
Подобные примеры свидетельствуют о том, что отношения между централизацией и децентрализацией не столь просты, как кажутся. Неверно было бы сказать, что побочная деятельность отдаляет вас от главного бизнеса только потому, что она отличается от него. Иногда ко-
Глава 12. На пути к международному и транснациональному...381
лодцы и свинофермы — это единственное, что способно сделать ваш бизнес прибыльным в менее развитых странах, иначе вы его просто потеряете. Поскольку все мы такие разные, нам есть что предложить друг другу. В вопросах культуры, как и во взаимоотношениях полов, непохожесть может являться главным источником взаимной привлекательности. Итальянский дизайн и голландское инженерное искусство могут вызвать конфликты, но также способны создавать продукцию, о которой говорят, что «это сделано на небесах».
Интеграция в данном случае происходит более эффективно. При решении вопросов культурного многообразия всегда возникают трудности, которые необходимо преодолевать, и там, где их удается преодолеть, устанавливаются крепкие полезные связи.