Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И транснациональные компании



Вопросы централизации и децентрализации были подробно рассмотрены Кристофером Бар-леттом и Сумантрой Гошал в ходе проведенно­го ими анализа отношений глобальных и муль-тинациональных, а также интернациональных и транснациональных корпораций. Согласно их определению, глобальная и мультинациональ-ная компании являются по большей части цен-


Глава 12. На пути к международному и транснациональному...383

трализованными организациями, поскольку филиалы предпочитают строить отношения в первую очередь с головным офисом и страной, в которой он расположен, нежели с другими компаниями или нациями в одной с ними дело­вой группе. Для таких компаний нетипично, чтобы в руководящем звене было много ино­странцев; при этом обычно весьма распростра­нен миф о повсеместном использовании мето­дов менеджмента. В противовес этому как в ин­тернациональных, так и транснациональных корпоративных структурах наблюдается весь­ма сильная тенденция решать дилемму центра­лизация versus децентрализации следующим об­разом: каждая из корпораций по-своему пыта­ется управлять своими филиалами и стремится приобрести преимущество перед конкурентами. Настоящая книга предназначена в первую оче­редь тем, кто ведет бизнес на интернациональ­ном или транснациональном уровне, а также тем, кто готовит себя к такой деятельности.

Эти две формы следуют двумя разными путями к примирению централизации и децентрализа­ции. Интернациональная корпорация распро­страняет влияние из центра в регионы и страны, сохраняя за собой координационную функцию, в то время как транснациональная корпорация уступает главную роль своим филиалам, распо­ложенным в различных частях ее деловой сети.

Интернациональные корпорации, например «Shell», ABB, «Ericsson», «Procter & Gamble», разрушают стереотип, согласно которому нацио­нальные организации в составе корпорации яв-


384_________________________ Национально-культурные различия...

ляются спицами в колесе. Национальные орга­низации имеют право строить отношения друг с другом с учетом потребностей клиентов, а так­же собственных деловых интересов. Роль голов­ного офиса, или штаба,— не столько распоря­жаться или оценивать чужую работу, сколько координировать,обеспечивать и следить, что­бы в случае, если одна нация встала на какой-либо многообещающий путь, другие извлекали уроки из ее опыта. Задача головного офиса — способствовать распространению такого опыта и помогать нациям брать на себя инициативу.

Интернациональным корпорациям свойствен смешанный состав высшего руководства с на­циональной точки зрения. По сути он является микрокосмом всей системы, когда немецкие, голландские, французские, итальянские и япон­ские управляющие сидят в высшем совете ком­пании, особенно в случае если бизнес корпора­ции активно представлен в соответствующих странах. Они не «делегаты» или «представите­ли» своих стран в чужой стране, а лица, посто­янно вносящие вклад в мультикультурный ме­неджмент, в результате чего, скажем, италь­янский филиал проявляет свои национальные особенности не только у себя в стране, но и в координационном центре.

По мере того как корпорации переходят от мультилокальной к интернациональной форме существования, штаб корпорации ведет себя уже не как полицейский, а скорее как консультант.По этой причине, например, в нефтяной компа­нии «Shell International» говорят не о штабе, а о


Глава 12. На пути к международному и транснациональному... 385

центральном офисе компании, базирующемся как в Лондоне, так и Гааге. В компании нет ге­нерального директора или контролирующего со­вета, но есть комитет управляющих директоров, каждый из которых наделен местными полно­мочиями в дополнение к центральным. Руково­дителей в регионах именуют не иначе как «ко­ординаторами», и их функции вытекают в пер­вую очередь из того, что они прекрасно осведом­лены, чем занимается соответствующий регион.

Транснациональная корпорация является по­лицентрической, а не координируется из одно­го центра. Она состоит из нескольких центров, специализирующихся в своих областях, кото­рые используют собственные полномочия и вли­яние, когда того потребуют интересы корпора­ции. Гуннар Хедлунд, шведский профессор, от­мечает, что эта тенденция наблюдается в неко­торых шведских деловых организациях, напри­мер IKEA или «Ericsson». Барлетт и Гошал рас­сматривают транснационализм как важное на­правление развития в будущем, нежели как текущую реальность. В этом направлении раз­виваются такие компании, как «Philips» и «Matsushita». Джей Огилви, американский уче­ный, говорит о гетерархиях, которые в буду­щем придут на смену иерархиям.

Все эти предсказания по поводу того, какой должна быть преуспевающая транснациональ­ная компания, сходятся на образе сравнитель­но простой корпоративной структуры, главная сила которой — в четком разделении труда и региональной специализации. Таким образом,

13 Зак. 2438


386_________________________ Национально-культурные различия...

если бы мультинациональная компания разра­батывала, например, новую*модель спортивно­го автомобиля для международного рынка, элек­троника для нее могла бы поступать из Япо­нии, двигатель и подвеска — из Германии, внеш­нее дизайнерское решение — из Италии, уси­ленный каркас из стекловолокна — из Голлан­дии, отделка с элементами из декоративного дерева — из Великобритании, а сама сборка была бы запланирована на заводе в Испании. Затем национальные департаменты по марке­тингу использовали бы наиболее приемлемые тактические ходы, чтобы обеспечить высокий уровень продаж новой модели, непрерывно об­мениваясь опытом и обучаясь друг у друга луч­шим достижениям в сфере менеджмента. Каж­дый элемент в «цепи добавленной стоимости» будет использовать имеющиеся у него полно­мочия в тех сферах профессиональной деятель­ности, в которых его культура наиболее силь­на. Роберт Рейх, американский политолог, от­стаивает такую точку зрения, что на самом деле не имеет принципиального значения, кто явля­ется владельцем компании — американские акционеры, европейцы или азиаты. Важно, в каком месте транснациональной сети создается наибольшая добавленная стоимость. Страны будут процветать или, наоборот, приходить в упадок в зависимости от того, сколько сил, уме­ний и опыта они будут вкладывать в такие «цепи добавленной стоимости». В экономике будуще­го знания решают все, и наибольшее влияние имеет тот, кто больше знает.


Глава 12. На пути к международному и транснациональному... 387

В транснациональной компании любая из представленных наций может оказывать влия­ние на другие нации. Основное внимание здесь уделяется примирению сильных сторон каждой из культур и попыткам найти им совместное применение.

Важнейшим аспектом транснационализма является то, что он позволяет следовать «при­мирению по кругу», схематически представлен­ному в конце каждой из глав (см. главы 3-10).Методологию примирения мы подробно обсудим в главе 13.

Можно объединить итальянский партикуля­ризм с немецким универсализмом или же совме­стить американский индивидуализм и направ­ленное вовнутрь творческое начало с японской стремительной коллективистской эксплуатаци­ей новой продукции и направленным вовне уме­нием удовлетворять потребности клиента. Ког­да страны получают возможность специализи­роваться на том, что им удается лучше всего, транснациональные ассоциации, которые они образуют, зачастую являются непобедимыми. Остается открытым вопрос, как транснациональ­ной организации быть с тем, что со временем ее «центр» может полностью атрофироваться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.