Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие типы корпоративной культуры встречаются чаще?



Мы уже отметили, что культура «чистого типа» встречается крайне редко. На практике озна­ченные типы смешаны или «перекрывают» друг друга, при этом один тип доминирует. Тем не менее в различных национальных культурах один или более типов часто преобладают, и если мы перечислим основные характеристики всех типов корпоративной культуры, не составит труда соотнести их с аспектами национальной культуры, описанными нами в предыдущих гла­вах. Из следующей таблицы видно, что сотруд­ники по-разному относятся к своей организа­ции, по-разному смотрят на власть, мыслят, повышают свое образование и обретают моти­вацию, по-разному воспринимают критику и решают конфликты.

Изначальный тест (79 пунктов), использован­ный нами для пополнения основной базы дан­ных, не был направлен на оценку степени при­сутствия той или иной корпоративной культу­ры, хотя, как оказалось, в него были включе­ны косвенные вопросы, относящиеся к типам «семья» и «Эйфелева башня», описанным выше (результаты представлены на рис. 11.2-11.4). Однако пять лет назад организация «Trom-penaars Hampden-Turner Group» решила создать новую базу данных по корпоративной культуре


364_________________________ Национально-культурные различия...

при помощи аналогичного подхода. Были раз­работаны шестнадцать вопросов, которые каса­ются общих аспектов: эгалитаризм versus иерар­хия, степень наблюдаемого формализма, различ­ные формы разрешения конфликта, образова­ние и т. д. (примеры можно найти в приложе­нии 2). Респондентов просили выбрать между четырьмя возможными определениями их ком­пании, где в одном определении делается упор на приоритет личной власти, как в «семье», во втором — на доминировании роли, как в «Эй-фелевой башне», третье определение ориенти­ровано на задачи, как «самонаводящаяся раке­та» , а четвертое — ориентировано на индиви­дов, как «инкубатор». На сегодняшний день эта база данных содержит 13 000статей; более или менее подробные результаты получены для 42 стран. Эти сведения позволяют выявить весь­ма существенные различия.

На рис. 11.5 представлен общий итог по отве­там на все вопросы анкеты. Полученные баллы позволяют сказать, что в США и Великобрита­нии распространена корпоративная культура типа «самонаводящаяся ракета»; Франция и Испания— страны, предпочитающие «семей­ную» культуру. Швеция показала самый высо­кий результат в отношении корпоративной куль­туры типа «инкубатор», а Германия — в отно­шении «Эйфелевой башни».

Однако интерпретировать эти сведения нуж­но с осторожностью. Малые предприятия, где бы они нинаходились, с большей вероятнос­тью будут иметь черты «семьи» или «инкубато-


Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 365

ра». Крупные компании, нуждающиеся в чет­кой структуре, для того чтобы обеспечить внут­ренний порядок, с большей вероятностью избе­рут тип «Эйфелева башня» или «самонаводя­щаяся ракета». В нашей базе данных число рес­пондентов пока сравнительно невелико. Во Франции, например, небольшие по размеру ком­пании склонны быть «семейными», а более крупные— «Эйфелевыми башнями». В США тип «самонаводящаяся ракета» по многим при­знакам доминирует среди крупных корпораций, но при этом типичные «инкубаторы» встреча­ются почти исключительно в «Кремниевой до­лине», а в Великобритании— в Силиконовом глене.



Национально-культурные различия. .


Характеристики четырех типов корпоративной культуры


«Семья»

Отноше-Диффузные
ния между(«рассеян-
сотрудни-ные») отно-
ками
шения к орга-

ничному це­лому, к кото­рому принад­лежит каж­дый сотруд­ник

Отно- Статус «при-

шение писывается»

к власти«родителю», который мо­гуществен

СпособыИнтуитив-
мышленияный, холисти-
и обуче-ческий, лате-
ния ральный, на-

правленный на исправле­ние ошибок

Отноше-Члены семьи ние к лю­дям

Пути изме-Курс меняет
нения «отец»

Пути мо­тивации и награж­дения

Удовлетворе­ние от того, что тебя лю­бят и уважа­ют. «Менедж­мент соглас­но средст­вам»

Критика и разреше­ние кон­фликтов

«Подставь другую ще­ку — пощади чужие лица», не уступай в борьбе за власть


«Эйфелева башня»

Конкретная роль в систе­ме регламен­тированных взаимоотно­шений

Статус «при­писывается» высшим ро­лям, которые отдалены от рядового со­трудника, но могуществен­ны

Логичный, аналитиче­ский, верти­кальный и ра-ционально-эффективный

Людские ре­сурсы

Меняют пра­вила и поряд­ки

Продвижение на более вы­сокую долж­ность, более важную роль. «Менеджмент согласно должностной инструкции» Критика суть обвинение в нерацио­нальности, ес­ли не преду­смотрен поря­док разреше­ния конфлик­тов путем ар­битража


«Самонаводя­щаяся ракета»

Конкретные за­дачи в киберне­тической систе­ме, направлен­ные на дости­жение обших целей

Статус достига­ется членами коллектива, ра­ботающего над проектом, ко­торые вносят наибольший вклад в его реа­лизацию Сконцентриро­ванный на ре­шении задач, профессио­нальный, прак­тичный, меж­дисциплинар­ный

Специалисты и эксперты

Меняют задачи по мере изме­нения цели

Оплата за каче­ство работы и количество вы­полненных за­дач.

«Менеджмент согласно це­лям»

Критика сугубо конструктивная и относящаяся к решаемым за­дачам, затем следует призна­ние ошибок и скорейшее их исправление


«Инкубатор»

Диффузные («рассеян­ные»), спон­танные отно­шения, выте­кающие из общего твор­ческого про­цесса

Статус дости­гается инди­видами, чья работа явля­ется приме­ром творче­ства и про­гресса

Ориентиро­ванный на процесс, креативный, импровизи­рованный, основанный на вдохнове­нии

Коллеги по творческому процессу

Импровиза­ция и на­стройка на одну «волну» Участие в процессе соз­дания новых реалий. «Менедж­мент силой энтузиазма»

Критика должна улуч­шать творче­ские идеи, но не отрицать их


Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура Ъ61

ВЫВОДЫ

Мы определили четыре типа корпоративной культуры, которые непосредственно связаны с национальными различиями, описанными в предыдущих главах. Точно так же, как нацио­нальные культуры иногда конфликтуют между собой, что приводит к взаимному непониманию и недоверию, коллизии бывают и между корпо­ративными культурами, особенно если они от­носятся к разным типам. Попытки поместить культуру в определенные, несвойственные ей рамки могут вызвать у ее представителей недо­вольство или даже гнев. Попытка сблизиться с подчиненными в культуре типа «Эйфелева баш­ня» может быть воспринята как неприличное действие. Просьба стать частью коллектива бу­дет воспринята как акт, подрывающий основы, в культуре типа «самонаводящаяся ракета». Если вы назовете своего босса «приятелем» и при этом хлопнете его по плечу, это приведет к тому, что вас вышвырнут из компании с куль­турой типа «Эйфелева башня»; а если предло­жить, будучи членом «инкубатора», что для порядка всем следовало бы заполнить и сдать табели учета рабочего времени, это будет встре­чено мяуканьем. (Если вы действительно хоти­те узнать, какие в коллективе нормы поведе­ния, попробуйте нарушить их.Чтение данной главы предлагается вам в качестве менее болез­ненной альтернативы.)

Как бы то ни было, типы корпоративной куль­туры существуют, и с этим приходится считать-


368_________________________ Национально-культурные различия...

ся. По-настоящему успешный бизнес берет по­немногу от каждого типа и постоянно стремит­ся к тому, чтобы разрешать возникающие меж­ду ними противоречия. К решению этой задачи мы обратимся в последней главе книги. Одна­ко, прежде всего, нам нужно попрощаться с мистером Джонсоном.

По возвращении в Сент-Луис на собрании руковод­ства МСС мистер Джонсон доложил о положении дел с введением системы «каждому по производительности его труда» в филиалах компании. Введение системы встретило сопротивление во многих местах, где МСС имела свои отделения, а там, где его применяли вопре­ки местному мнению, например в Южной Европе, на Ближнем Востоке и Азии, предварительные результаты показали, что попытка в целом не удалась. Собравши­еся молча выслушали доклад. Чувствовалось, что им не по себе. «Все это прекрасно, — сказал генеральный директор, — но как мы собираемся решать эти про­блемы, Билл? Я уверен, нам ни к чему еше раз выслу­шивать, что в мире много разных людей и мнений тоже».

Джонсон к тому времени уже твердо знал, что те­рять ему нечего, поэтому решил высказать одно опасе­ние, которое мучило его последние несколько месяцев. «Я понимаю, что мы производим машины, однако вре­менами я спрашиваю себя, не переносим ли мы это понятие и на людей? Это ведь люди, не микропроцес­соры или интегрированные схемы, которые всегда мож­но заменить, если они пришли в негодность». «А я очень хочу, чтобы наша компания напоминала компьютер, — прервал его финансовый директор. — Мы нанимаем квалифицированных людей делать то, что мы говорим


Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 369

им делать, и поступать так, как их учили. Либо они де­лают, что им говорят, либо мы находим им замену. Что в этом плохого?»

Генеральный директор попытался успокоить спорщи­ков. «Здесь я не согласен с вами, — сказал он, обраща­ясь к финансовому директору. — Я воспринимаю нашу компанию как единый организм.Если вы поедете в Бар­селону и отрубите там кому-нибудь голову, не удивляй­тесь, если в итоге получите труп. Если мы отрубим пра­вую руку какому-либо своему филиалу, мы не можем надеяться, что он будет хорошо работать в будущем. Но я не понимаю, почему Билл не может заставить их осознать, что мы все один организм и что руки и ноги не могут взять и двинуться в разные стороны».

И тут все сомнения прошлых месяцев разом вышли на поверхность. В какой-то момент Джонсону показа­лось, что генеральный на его стороне, но кончилось все старым как мир приказом: заставьте всех марши­ровать в одну ногу с нами.

«Проблемы, с которыми я столкнулся за по­следние восемь месяцев, на самом деле каса­лись вопроса, насколько далека наша компа­ния оттого, чтобы напоминать прекрасно ра­ботающий компьютер или единый живой орга­низм. Я вам скажу, на что это похоже. Я эту сказку сейчас читаю своим детишкам. Это напоминает безумную игру в крокет в „Алисе в Стране чудес", где Алисе пришлось исполь­зовать фламинго в качестве клюшки; солда­ты, сгибаясь, превращались в ворота, а вмес­то мячей были ежи. Фламинго изгибал шею, пытаясь заглянуть Алисе в лицо; ворота вдруг


370_________________________ Национально-культурные различия...

перебегали на новое место, а мячи и вовсе удирали, улучив момент. В результате получил­ся хаос.

Люди разных культур не являются частью од­ной машины или органами единого межнацио­нального организма. Это, если хотите, другие существа, со своей собственной логикой жиз­ни. Если бы вы спросили у них, в какую игру онииграют, и попросили объяснить правила этой игры, то, боюсь, вы обнаружили бы, что у вас в руках „клюшки" вообще нет и „ежа" в нужную сторону вам направить просто нечем».

Повысили ли мистера Джонсона в должности или поручили присматривать за благосостояни­ем пенсионеров МСС? Мы можем предположить, что сейчас он руководит небольшой, но перс­пективной консалтинговой фирмой и специали­зируется на межнациональном менеджменте.


ГЛАВА 12

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.