Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Осознание межкультурных различий



Генеральный директор американской компании уже обменялся традиционными, нарочито веж­ливыми любезностями со своим японским кол-


404_________________________ Национально-культурные различия. ..

легой, пройдя через весь ритуал взаимных при­ветствий, который показался американцу черес­чур длинным. Наконец они подошли к самому главному, но президент японский компании по-прежнему умело избегал прямых ответов на вопросы и повторял, что благодаря доброй воле и взаимной искренности все вопросы в долж­ное время будут решены.

Как часть первоначальной церемонии обмена приветствиями стороны вручили друг другу мейши (визитные карточки), и американец, зна­комый с этим японским обычаем, разложил карточки на столе перед собой, в точности по­вторив схему размещения японской делегации за столом переговоров. Таким образом, он мог без труда назвать любого японского представи­теля по имени, взглянув на его визитку.

По мере того как атмосфера на встрече стано­вилась все более напряженной и росло нетерпе­ние американца по поводу уклончивых ответов японцев, он поднял одну из карточек и, думая при этом о чем-то другом, свернул ее в трубоч­ку, затем опять раскатал и принялся ее уголком чистить себе ногти. Неожиданно он почувство­вал, что на него как-то странно смотрят. Он под­нял глаза и увидел возмущенно-изумленные лица японцев. Последовало длительное молчание, пос­ле чего японский резидент встал и вышел из комнаты. «Мы просим устроить перерыв», — сказал японский переводчик американцу. Тот посмотрел на смятую мейши в своей ладони. Это была карточка, которую вручил ему лично пре­зидент японской компании!


Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий_____________ 405

Данный пример прекрасно иллюстрирует раз­рушительные последствия, которые может иметь незнание культурных различий. Если бы у нашего американского генерального директо­ра был самый длинный перечень подсказок, как себя вести, все равно как-то не очень верится, чтобы истина «не обращайся с мейши не по на­значению» была там упомянута. В конце кон­цов, вероятных ошибок, которые может совер­шить человек, тысячи.

Однако приведенное в системупонимание культурных различий позволило бы нашему директору-американцу предвидеть такой пово­рот дела. Если бы он знал, что японцы редко отвечают прямо на поставленный вопрос, лю­бят построить взаимоотношения, прежде чем приступать к делу, склонны присваивать своим президентам самые общие полномочия, многие из которых чисто представительские, так что эти президенты на деле не всегда разбираются в технических деталях, а также считают мей­ши чем-то символизирующим статус человека и качество отношений, возникших в результа­те обмена подобными «верительными грамота­ми», то ему ни за что не пришло бы в голову небрежно обращаться с мейши, да еще на гла­зах человека, вручившего его!

Таким образом, осознание межкультурных различий есть понимание сознания— вашего собственного и тех людей, с которыми вы имее­те дело. Вы никогда не будете владеть всей ин­формацией, поскольку потенциальных ошибок бесконечное множество, однако описанные в


406_________________________ Национально-культурные различия. ..

данной книге семь аспектов национальной куль­туры предоставляют нам систему координат, позволяющую более или менее точно прогнози­ровать значение, которое люди присваивают явлениям окружающего мира.

Поэтому одной из целей тренинга по межкуль­турным вопросам должно быть привлечение вни­мания людей к тому факту, что они находятся в непрерывном процессе присвоения значения поступкам и объектам, наблюдаемым ими. Что­бы такой тренинг был успешным, он не должен ограничиваться предоставлением более или ме­нее подробной информации о других странах и культурах.

Если же он сводится лишь к этому, тогда даже самые сложные модели межкультурных проти­воречий будут служить всего лишь усилению конкретных стереотипов, сложившихся у лю­дей одной культуры в отношении других куль­тур. Поэтому если после семинара к нам подхо­дит человек и говорит: «Спасибо вам. Я и рань­ше знал, что с французами работать очень труд­но. Они странные существа, и вы доказали это эмпирическим путем. Ваши слова подтвержда­ет, что я прав», мы понимаем, что что-то не сумели донести до своих слушателей.

Профессионалы в области межнационального менеджмента, стремящиеся обрести транскуль­турную компетентность, осознают необходи­мость пойти дальше собственной модели куль­туры. Всякий имеет право на ментальную мо­дель. Мы все — творения нашей культуры. За­дача состоит в том, чтобы научиться выходить


Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий_____________ 407

за рамки собственной модели без страха за то, что наши устоявшиеся представления о жизни в одночасье рухнут. Стремление склонить дру­гих к признанию правоты вашей точки зрения, доказать, что их мышление уступает вашему, свидетельствует на самом деле о нашей неуве­ренности в прочности собственных воззрений. Истинное самосознание признает, что мы руко­водствуемся конкретной ментальной програм­мой, обусловленной культурой, к которой мы принадлежим, и что члены других культур имеют собственные программы. Порой мы боль­ше узнаем о самих себе, когда исследуем воп­рос, чем мы отличаемся от представителей дру­гих культур.

Рассматривая все семь аспектов культуры, мы видели, что две культуры в подходе к одному и тому же вопросу могут исходить из кажущихся противоположными позиций. Однако тот факт, что другая культура подходит к вопросу с дру­гой позиции, не значит, что наша система уста­новок неверна. Речь идет попросту об ином под­ходе, из которого, кстати сказать, можно из­влечь полезные уроки.

Исследователь межкультурных отношений Милтон Беннетт обнаружил, что, столкнувшись с иностранной культурой, люди зачастую изо­лируютсяи отделяютсвои нормы и систему ценностей от ценностей и норм «чужой» куль­туры. Это лишь мешает росту самосознания. Как похожесть на других, так и непохожесть сооб­щают нам, кто мы есть: «Я похож на А, но не­похож на В».


408_________________________ Национально-культурные различия...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.