То, как люди мыслят, получают образование и производят изменения в компании, ориентированной на роль (тип «Эйфелева башня»), весьма отличается от аналогичных процессов в «семейной» культуре. По мнению сотрудников компании типа «Эйфелева башня», их коллеги из «семейной» культуры иррациональны, склонны к интригам и коррумпированы. Вместо того чтобы следовать утвержденному распорядку, понятному каждому сотруднику, и иметь образцы, на которые сотрудники должны равняться, «семья» вечно меняет свои цели или лишает людей возможности соревноваться между собой.
Образование в культуре по типу «Эйфелева башня» означает обретение умений и навыков, требуемых для конкретной роли, а также, быть может, дополнительных знаний, чтобы обеспечить себе основу для карьерного роста. В компаниях типа «Эйфелева башня» люди (людские ресурсы) воспринимаются как нечто сродни основным средствам или финансовым ресурсам. Специалистов определенной квалификации могут «планировать», «вносить в графики», «задействовать» и «перераспределять» по набору свойств и качеств, как любой другой ресурс. Планирование рабочей силы, центры и системы оценки, программы обучения и ротация рабочей силы — все предназначено для того, чтобы готовить кадры для заполнения конкретных вакансий.
Изменение в организации типа «Эйфелева башня» осуществляется посредством изменения
Глава 11. Национальные культуры я корпоративная культура 345
правил. Любое изменение в целях и задачах компании автоматически требует изменений в том, что ее сотрудникам формально нужно делать. По этой причине культура данного типа не очень хорошо себя «чувствует» в условиях турбулентной среды. В теории требуется постоянное изменение правил, что на практике оборачивается снижением морального духа сотрудников и размытыми границами между различными ролями и обязанностями. Изменение в культуре по типу «Эйфелева башня» всегда сопряжено с трудностями и требует времени. Будут переписаны служебные руководства, изменены процедуры и должностные инструкции, пересмотрены назначения и требования к должностям.
Слова «реструктуризация» и «рационализация» очень часто вызывают страх в культурах типа «Эйфелева башня». Они, как правило, означают крупные должностные перестановки и сокращение штатов. Компании сопротивляются изменениям как могут и, когда реформы неизбежны, переживают крупные структурные передвижки.
Менеджер-американец, отвечавший за проведение реформы в одной немецкой компании, рассказал мне о трудностях, с которыми он столкнулся в своей работе, хотя немецкие коллеги весьма обстоятельно обсудили с ним новую стратегию и даже внесли целый ряд ценных замечаний.
Позже американец узнал, что его ошибкой было то, что он не формализовал реформу, т. е.
Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура ЪМ
не отразил ее последствия в организационной диаграмме компании и должностных инструкциях. Поскольку новая организационная диаграмма отсутствовала, данная компания, относившаяся к типу «Эйфелева башня», не могла реформироваться самостоятельно. Как и менеджер-голландец, о котором шла речь раньше и который столкнулся с проблемами во французской «семейной» компании, менеджер-американец ошибочно полагал, что если принято решение, за ним немедленно должны последовать практические действия. Оба менеджера сами принадлежат к культуре, ориентированной на задачу типа «самонаводящаяся ракета» (о ней см. ниже).