МСС, в которой работает мистер Джонсон (его проблемы мы рассматривали на протяжении всей книги), является компанией, ориентированной на задачу, и многие из проблем мистера Джонсона возникали в результате конфликтов с коллегами, чьи взгляды на жизнь больше отвечают «семейной» модели. (Последний эпизод из истории про мистера Джонсона вы найдете в конце этой главы.) Другим примером того, что случается, когда эти две модели оказываются рядом, является случай с Хайнцем — менеджером из крупной немецкой мультинациональной компании, опытным и весьма преуспевающим специалистом, которого попросили помочь одной колумбийской компании, производящей упаковочный материал, выбраться из экономического кризиса. Все основные акционеры, включая колумбийское правительство, считали, что компания больше всего нуждалась в модернизации и профессиональном менеджменте. Хайнц решил сделать предприятие прибыльным путем введения новых стандартов в технологию производства и в области качества.
Самым главным человеком в компании после Хайнца был некий Антонио, колумбиец, которого назначили замещать Хайнца после завершения его миссии. Через год работы в Колумбии Хайнц сделал вывод, что дела на предприятии не улучшились, несмотря на большие усилия с его стороны.
Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 349
Вот два отрывка из отчета некоего консультанта (изложенные Лайнелом Врагом), которые представляют собой части двух собеседований — с Хайнцем и с Антонио.
Взгляд Антонио.Антонио очень нравится Хайнц как специалист и организатор. Безусловно, на предприятии необходимо повысить производительность труда и производственные процессы еще очень далеки от совершенства. Хайнц прав на сей счет.
Однако его, Антонио, шокирует то, каким способом Хайнц пытается навязать свои методы и идеи колумбийцам. Он уподобляет людей роботам и лишает организацию человеческой атмосферы.
Он также говорит, что Хайнц, кажется, помешан на времени и деньгах. Люди у него практически не в счет. Он орет на рабочих за то, что они делают более длинные перерывы в работе, чем положено. При этом он забывает, что всю предыдущую неделю они работали сверхурочно, не получая надбавки, но не жаловались. Он как будто не понимает, что пунктуальность тут невозможна. Люди идут до работы пешком, потому что посреди дороги сломался автобус, а он еще кричит на них, что они еле ковыляют и не спешат. Антонио удивляет, что они в такой ситуации вообще приходят на работу.
Однажды два человека перебрались через реку вплавь, чтобы попасть на работу, когда наводнением смыло мост, а Хайнц за опоздание хотел им урезать зарплату. Антонио отказался это
выполнить. Он сказал Хайнцу: «Надо сделать так, чтобы рабочим хотелось приходить на работу, чтобы их ценили здесь».
Взгляд Хайнца. Хайнц считает, что предприятие находилось в полном упадке, когда он прибыл руководить им. Не было порядка и дисциплины; никто не испытывал ответственности.
Он недоволен, что Антонио пытается найти оправдание любым своим действиям. Всякое дело — это либо «особый случай», либо «исключение из правил». Он возится со своими подчиненными, как нянька, вечно выясняя, почему они недовольны или что им мешает жить. А он, Хайнц, сколько раз повторял Антонио: оставь их в покое, они же не дети, пусть живут своим умом.
Подчиненные считают, что можно приходить на работу, когда им удобно, а не когда надо, несмотря на то, что им прекрасно известно, что начать работу невозможно, пока они все не займут свои места. Если что-нибудь выходит из строя, они ведут себя так, словно жертвуют собой во имя дела. Он (Хайнц) неоднократно говорил подчиненным, что ему не нужно, чтобы они задерживались на работе, достаточно, чтобы приходили вовремя.
«У них оправдания красочнее, чем рассказы об освоении Дикого Запада. Послушать их, так получается, они приходят на работу лишь потому, что очень любят нас, начальников. Один опоздал потому, что его брат спешил на деловое
Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 351
свидание, у другого — мост обвалился, когда он по нему шел, у третьего — вообще не понятно что. Словом, каждый день „истории из деревенской жизни"».
Хайнц также подчеркивает, что много раз говорил Антонио, что вовсе не хочет давить на сотрудников или пугать их; главное — чтобы соблюдались договоренности, сроки и график. Ему вовсе не кажется, что он хочет слишком многого.
В данном примере, следует заметить, Хайнц представляет весьма сложную культуру типа «Эйфелева башня», в то время как Антонио — очень простую культуру «семейного» типа. В случае более сложной «семейной» культуры, такой как во многих японских компаниях, последствия были бы совсем другими. Нельзя сказать, что культуры рассмотренных двух типов несовместимы. «Семьи» могут брать на вооружение правила «Эйфелевых башен» и в результате становиться сильными конкурентами для последних. Наилучшие комбинации следует искать вне стереотипов и простых контрастов.