Можно сказать, что мотивация внутренне присуща данному типу культуры. Это значит, что члены проектного коллектива движимы энтузиазмом, привержены общему делу и прилагают все усилия для достижения конечного результата их совместной работы. В корпорации «Apple Macintosh», например, энтузиазм сотрудников творческих команд направлен на разработку супернадежного компьютера. Продукт, над созданием которого идет работа, представляет собой сверхзадачу, ради которой конфликты и недоразумения между членами коллектива могут быть
Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 357
отложены в сторону. Однако настоящая приверженность делу будет обеспечена только в том случае, если в проекте примут активное участие все ключевые фигуры.
Данный тип культуры является индивидуалистским, поскольку предусматривает вовлечение широкого круга специалистов для временной совместной работы. Один человек сменяется другим. Лишь следование работника по направлению персонального развития — это то, что присуще всем экспертам. Команда напоминает сосуд, вмещающий в себя энтузиазм ее членов, однако сама является одноразовым средством, которое выбрасывают, когда проект завершен. Во многих случаях члены команды — общительные люди и блестящие интеллектуалы, но их совместная работа есть средство, а не цель. Это способ скрасить свое путешествие к месту назначения. Им не нужно узнавать друг друга слишком хорошо, и они часто сами избегают этого. «Менеджмент согласно целям» есть язык, на котором здесь говорят, и людям платят за качество выполняемой ими работы.
Корпоративная культура типа «инкубатор»
Культура типа «инкубатор» основывается на экзистенциальной идее, что организации вторичны по отношению к самореализации людей как индивидуумов. Точно так же как мысль о том, что «экзистенция предшествует эссенции», была девизом философов-экзистенциалистов,
так и мысль, что «экзистенция предшествует организации» — это идея, проповедуемая культурами-«инкубаторами». Если организации вообще нужны, то их минимальная роль — служить «инкубаторами» для самовыражения и самореализации человека. Использованную здесь метафору не следует путать с бизнес-«инкубаторами». (Так называют организации, предоставляющие поддержку и услуги, базовое оборудование, страхование, офисное пространство начинающим предприятиям для того, чтобы они могли свести к минимуму свои расходы в течение критического стартового периода.)
Вместе с тем логика бизнес- и культурных «инкубаторов» одна. В обоих случаях цель — освободить людей от рутины для того, чтобы они занимались поистине творческой деятельностью, и свести к минимуму время, затрачиваемое на организационные вопросы. «Инкубатор» — явление одновременно персональное и эгалитарное. В действительности он практически вовсе не имеет структуры, так как та, что предлагается, направлена сугубо на личные нужды: тепло, свет, текстовый процессор, кофе и т. д.
Однако функции других людей в «инкубаторной» корпоративной культуре более чем важны. Люди нужны, например, для обеспечения всех стадий согласования, утверждения, разработки и финансирования нового изделия или услуги. Культура служит «экраном» для инновационных идей и стремится реагировать на свежие инициативы. Типичными примерами являются новейшие фирмы в «Кремниевой долине» в Калифор-
Глава 11. Национальные культуры икорпоративная культура 359
нии, в Силиконовом глене* в Шотландии и в местечке «Маршрут 128» возле Бостона. Компании основаны либо предпринимателями, либо творческими коллективами, которые ушли от крупного нанимателя, чтобы начать собственный бизнес. Являясь индивидуалистическими сообществами, они не связаны условностями организации и могут сознательно «сидеть без копейки», пока вынашивается очередная блестящая идея. Таким образом успешно подрывается потенциал крупных организаций.
«Инкубаторами» могут быть не только малые творческие компании. Это могут быть врачи, занимающиеся совместной практикой, партнеры юридической фирмы, некоторые консультанты, хартии специалистов или вообще любая группа профессионалов, которые в большинстве своем работают в одиночку, но не против того, чтобы делиться ресурсами в ходе обмена опытом с коллегами. Некоторые писатели считают, что «инкубатор» станет формой организации в будущем. Другие считают, что «Кремниевая долина» теряет былое величие, такой тип культуры не способен пережить стадию зрелости и является всего лишь временной фазой в создании организации спонтанным образом. Третьи указывают на то, что организации-«инкубаторы» редко встречаются за пределами США, Великобритании и остального англоязычного мира.
Как раз потому, что у «инкубаторов» самая простая структура, для них характерна чрезвы-
* «Глен» в Шотландии обозначает узкую долину (аналогия с «Кремниевой долиной» в США). — Прим. перев.
чайно примитивная иерархия. Власть над другими носит сугубо персональный характер, интересные инновационные идеи и вдохновенное видение новых возможностей — вот что позволяет руководителю вести за собой подчиненных.
«Инкубаторы» часто, если не всегда, работают, движимые обязательством мощного эмоциональногопотенциала. Однако это обязательство не в отношении людей, как таковых, а скорее в отношении меняющегося мира. Персональный компьютер принесет небывалую власть человеку, трансгенные мутации застрахуют сельхозкультуры от неурожая, защитят людей от голода, спасут экономику и т. д.
В «инкубаторной» культуре люди с удовольствием занимаются творчеством и разработкой новых идей. Ввиду тесных взаимоотношений, общего энтузиазма и поставленных сверхзадач, «инкубаторы» в своем лучшем проявлении безупречно честны, эффективны, являются питательной средой для творчества, приносят радость побед. При этом они зависят от взаимоотношений в коллективе и от того, насколько тесным является сотрудничество. Такая ассоциация людей является по большей части добровольной и, поскольку зачастую не хватает денежных средств, подогревается надеждой и идеалистическими устремлениями. Вместе с тем участие в ней может быть самым значительным и незабываемым опытом в жизни. Однако такой опыт трудно искусственно поддерживать или возобновлять, поскольку успех проекта часто обусловлен тем, что в его реализацию во-
Глава 11. Национальные культуры и корпоративная культура 361
влекаются новые люди и отношения между работниками постоянно получают «свежую кровь». Размер «инкубаторов» в типичном случае ограничен размером контролируемой лидерами территории, поскольку обеспечить спонтанный и неформальный обмен информацией в коллективе, где больше 75-100 человек, затруднительно.