Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 8 Надежда: когда отвага рождается из страха



 

До сих пор в данной книге я преследовал две цели. Первая имеет отношение к нашему пониманию Бога. Мы исследовали, как Иисус принес новое понимание Бога; мы проследили за ходом процесса, в котором это понимание вызвало серию изменений в осмыслении апостольской группой различных аспектов человеческой реальности. Второй целью было показать, как осознание, данное Иисусом, и его эсхатологическое мышление понемногу преобразовывало апокалиптические представления, отличавшие его современников, но также присущие и нашей эпохе. Таким образом, мы начали постигать кое-что из того, что понимал Иисус под Царством, пришествие которого он провозгласил Царством, рожденным под знаком невинной жертвы. Кроме того, мы получили возможность понять, как с пришествием Царства переменилось время, в которое нам выпало жить.

Теперь я хотел бы задать рискованный вопрос: какое отношение мы имеем ко всему, что произошло до нас, или, другими словами, на что конкретно мы можем надеяться как христиане конца двадцатого столетия? Я считаю эти вопросы рискованными, так как поднимающий их уподобляется тореадору, близко подпустившему к себе быка. Мое представление о богословии состоит в том, что только уподобляясь корриде, оно, в конечном счете, обладает убеждающей силой, хотя, может быть, и не отличается такой элегантностью, как другие способы управиться с быком. И в то же время понятно, что очень немногое может предложить тот, кто самонадеянно приписывает себе роль интерпретатора слова Божьего для других людей, и что он очень слабо защищен от бычьих рогов. Но богословие является опасным занятием...

 

ephobounto gar... Потому что они боялись

 

В восемнадцатой главе Книги Бытия Авраама посещают три ангела. Текст загадочный, поскольку временами говорит о трех личностях, а временами — о Господе. Перед нами текст, в котором примитивная монолатрия еще находится в процессе формирования. Все это не имеет для нас особого значения. Важно здесь то, что гости появились вскоре после того, как Бог обещал девяностодевятилетнему Аврааму, что тот станет родоначальником множества народов через своего сына Исаака. Этот сын родится через год от его жены Сары, старой и бесплодной, у которой уже наступила менопауза. Практически, это не может осуществиться. Ангелы (или Господь) повторяют Аврааму, что они вернутся весной, и к тому времени у Сары уже будет ребенок. Сара подслушивает разговор за створками палатки и громко смеется, услышав столь абсурдное обещание. Посетитель спрашивает, чему она смеется, ведь для Господа нет ничего невозможного, и еще раз обещает ей ребенка. Сара отрицает, что смеялась, потому что боится. На греческом языке Септуагинты «она испугалась» звучит как ephobethe gar.

Обещание невозможного порождает в ней двоякую реакцию: смех из-за абсурдности обещания и страх перед тем, что было обещано. Надо сказать, что по достижении определенного возраста многие начинают сожалеть о несделанном, даже если им удалось построить какую-то свою ограниченную безопасность. Но вот приходит некто, и своим торжественным обещанием разрушает эту скромную безопасность, ставя будущее под угрозу. Появляется неуверенность и страх, все планы оказываются нарушенными.

Давайте перейдем к одному из наиболее загадочных отрывков апостольского свидетельства, окончанию Евангелия от Марка. Женщины приходят к гробнице Иисуса, последнему символу невозможности. Они хотят совершить акт благочестия, являющийся неотъемлемой частью богоугодных дел, характерных для мира, где господствует смерть: помазание тела. Они ожидают найти камень, слишком большой, чтобы убрать его собственными слабыми силами: это очень усложнит исполнение даже такого элементарного акта благочестия. Однако они находят камень сдвинутым и видят молодого человека, который говорит им:

«Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он восстал. Его нет здесь. Вот место, где положили Его. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там вы Его увидите, как Он сказал вам». И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись [ephobounto gar] (Мк 16:6-8).

Ничто в словах текста Нового Завета не является случайным, и мне кажется, что в истории с Сарой мы видим то, что объясняет поведение испуганных женщин, описанных Марко[30]. Отодвинутый камень и отсутствие тела являются поводом не для радости, но для страха. Страха, потому что произошедшее слишком необычно и неожиданно. Кроме того, рождение ребенка у пожилой женщины практически невозможно. Страх возникает потому, что исчезает уверенность, рушатся правила, и теперь уже нельзя верить ничему из считавшегося прежде нормальным. Еще сильнее был страх того, что все опасное и пугающее, предсказанное Иисусом, начинало сбываться: он явился, как и обещал.

Мне кажется, мы подошли к тому моменту, когда можно начинать анализировать природу надежды. Христианская надежда начинается со страха и крайней дезориентированности перед лицом разрушения привычного уклада вещей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.