Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вскормленное воображение и обновление желания



 

Мы могли бы здесь остановиться, но я думаю, что в наших попытках воссоздать ход эсхатологического мышления, характеризующего апостольское свидетельство, есть еще некоторые упущения. Сосредоточение ума на небесном может быть понято как исключительно интеллектуальное занятие, некий род размышления. Я далек оттого, чтобы недооценивать важность определенных умственных усилий в постижении небесных вещей, но их одних, определенно, будет мало. Чего-то еще недостает в нашем исследовании эсхатологического мышления, а именно — измерения восхваления, прославления Бога. В разговоре об этом следует проявлять аккуратность, поскольку прославление уже приобрело черты банальности: кажется, что некоторые люди в церкви полагают, что все дело лишь в том, чтобы громко, настойчиво и во всеуслышание провозглашать «Слава Богу». С другой стороны, на многих наших Мессах мы видим утрату аутентичного понимания смысла литургических гимнов «Слава в вышних Богу» и «Свят, Свят, Свят». Смысл же этот заключается не в самостоятельном священнопраздновании общины, а в ее благоговейном участии в небесной литургии, в центре которой находится прославление самопожертвования человека.

Прославление Бога, как мы уже видели, имеет смысл провозглашения той репутации Бога, которая ему поистине подобает, чтобы имя Божье имело хорошую репутацию на земле, как и на небесах. Но это означает также и провозглашение хорошей репутации людей, ставших жертвами. Я считаю, что в основе многих апостольских текстов лежит осознание того, что посреди всех обвинений и гонений мы можем радоваться и восхвалять Бога. Несмотря на все преследования и на то, что нас уничтожают, мы можем провозгласить ту репутацию Бога, которой он достоин по справедливости. Пример этого находим в Лк 6:22-23:

Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди, и когда будут отлучать вас, и поносить вас, и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небе: ибо так поступали с пророками отцы их.

Вся восьмая глава Послания к Римлянам является актом восхваления Бога, который освобождает нас от соблазна по поводу самих себя (Рим 7:18-8:2), а Святой Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными, когда мы разделяем страдания Иисуса. Это дает апостолу Павлу возможность сказать:

Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас (Рим 8:18).

Теперь я хотел бы указать, что этот настоятельный призыв к постоянной радости в Господе (Флп 4:4-6), воспеванию и прославлению Бога не стоит на первом месте, потому что у Бога нет недостатка в восхвалении, для этого у него есть мириады ангелов и святых. В четвертой общей префации Римского Миссала говорится:

...не имея нужды в нашей хвале, Ты даешь нам благодать Твою, чтобы мы могли воздавать благодарение. Восхваляя Тебя, мы не прибавляем Тебе величия, но сами возрастаем ко спасению...

Здесь указана главная причина настоятельного призыва к радости, восхвалению и воспеванию: это помогает нам выйти из привычного состояния и раскрыть свое воображение, чтобы мы могли питаться от бесконечной щедрости и полноты жизни, о которых мы говорили.

В этом контексте, как мне кажется, можно говорить о роли ангелов. Под ангелами я понимаю существ, созданных Богом, причем каждое из них образует свой уникальный класс. Не существует общего класса «ангелы», как, например, существует класс птиц, который можно разделить на различные семейства: водоплавающие птицы, хищные птицы и так далее. Каждый ангел составляет свой особый класс, иногда вообще ни с чем не сравнимый. Мне кажется, что это традиционное учение об ангелах призывает нас напрячь воображение, чтобы получить какое-то представление о невообразимом, чрезвычайном многообразии красоты, содержащейся в различных формах и способах существования, неведомых нам. Основная идея здесь такова: эти Божьи создания напоминают нам о том, что мы не в состоянии представить себе непосредственно. В первую очередь речь идет об абсолютной и преизобильной полноте творческой жизни Бога, для которого не составляет никакого труда постоянно и непрерывно творить вещи, поражающие своей совершенной новизной и непредсказуемостью.

Нам не следует считать некой игрой это приглашение вообразить себе небесное. Напротив, именно в темные, тяжелые времена гонений это особенно важно. Меня не удивляет, что Иисус прибег к упоминанию об ангелах, когда объяснял ученикам, что они не должны ни презирать «малых сих», ни давать им повода к соблазну:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.