Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение одного малозаметного, но важного элемента



 

Почти все, о чем я говорил в предыдущих главах, может сказать любой протестантский богослов, и, возможно, сказать лучше, чем это сделал я, поскольку мы рассматривали то, что они называют «оправданием верой», а не делами — это является основополагающим стержнем их исповедания и протест[35]. Время от времени нам, католикам, погруженным в низкокачественный морализм, бывает очень полезно понять сильные стороны данного учения. Однако в этом протестантском учении кое-что упущено. Вам могло показаться, что только что я сказал следующее: «Бог, будучи проницательным наблюдателем, не надеется на нашу способность быть хорошими, и потому посредством пришествия Иисуса решил предложить нам незыблемую уверенность в его абсолютной доброте к нам, чтобы мы не заботились о том, хороши мы или плохи, но основываясь на вере в Бога, могли жить без страха, дабы в итоге мы смогли быть приглашенными на пир, где нам дадут свадебное платье, которое укроет нас со всеми нашими недостатками».

Но это не то, что я хотел сказать. Мне кажется, что надежда дает нам нечто большее. Мы действительно начинаем наш путь, находясь в позиции тех, кто в большей или в меньшей степени соучаствует в смертоносной лжи, и все мы, в той или иной степени, соблазнены относительно самих себя. Все мы изнутри сформированы конкурентными подражающими желаниями, определившими нашу идентичность. Основываясь на них, мы пытаемся достичь какой-то безопасности, проявляя зависть и насилие в отношениях с другими людьми — нашим социальным «другим». Желания, формирующие наше «я», уже ввели нас в мир соблазна и смятения. Главным вопросом тут является такой: принимает ли нас Бог в нашем смятенном состоянии, просто давая нам уверенность, что так можно жить? Или же те желания, которые формируют нас, укрепляя в противоречивом подражающем соучастии, могут быть трансформированы в иные желания, мирные? Тот же вопрос можно поставить по-другому: принимает ли Бог, что наши человеческие истории полны темного, грязного, жестокого, и тем не менее, он решает создать в нас некие ростки небесной контристории, и в конце концов, нам будет открыт смысл того, что происходило, несмотря на то, что пока мы никак не в состоянии представить себе этого по причине того, что этот смысл абсолютно «иной», и пути Божьи радикально отличны от наших[36]? Или же, находясь внутри наших темных и жестоких жизненных историй, мы, в результате того, что Бог, принимая наше состояние людей, находящихся в соблазне, действует таким образом, что создает нам пространство для того, чтобы мы сами могли начать осознанно создавать наши жизни, зная нечто о небесной контристории, и когда все будет открыто в конце, то окажется обнаруженной определенная преемственность между тем, что мы делали, и тем, что мы узрим во всем блеске завершенности?

Вы уже видели, что несмотря на то, что я очень близко подхожу в своих размышлениях к идеям протестантизма, основа моих рассуждений, тем не менее — четко католическая. Разница заключается в том, что Иисус пришел в наш мир, чтобы создать такую веру, которой на самом деле может подражать человек. Он дал нам пример собственных страстей в качестве модели, чтобы мы могли строить наши собственные истории в гибком подражании ему самому, преображая наши конкурентные желания в желания неконфликтные, в подражание полным мира желаниям Бога, которые мы обычно называем любовью. Если надежда позволяет нам стать независимыми от наших соблазнов и нашего соучастия во зле, если она дает нам возможность стать частью длительного процесса избавления от противоречий нашего сознания благодаря действию Духа-Заступника, то все это становится возможным в той степени, в какой мы, такие, каковы есть, оказываемся способными принять участие в создании своей истории, подобной истории Иисуса (несмотря на то, что в нашей истории присутствует гораздо большая степень двусмысленности, чем в его истории). Живя, как если бы смерти не было, мы получаем возможность создавать историю, где другие жертвы невиновны, даже если это приводит нас к смерти.

Здесь важно отметить, что такая контристория, где никто не в состоянии быть абсолютно безупречным, не является всего лишь проекцией истории Иисуса на нашу жизнь, но она в действительности — наша история. Однако она не становится историей, созданной нами самими, которой мы могли бы гордиться, похваляясь ею перед Богом как своим собственным достижением; правильнее будет сказать, что наша надежда на творческую полноту жизни Бога позволяет нам не цепляться за нашу собственную историю, но дает Богу сотворить из нас нечто гораздо более ценное и великолепное, чем мы в состоянии представить. Я стараюсь представить себя на месте танцора кариока или Оскара Шивд-лера и считаю, что на такие поступки меня вдохновил бы лишь Бог, который не ведает смерти и знает, как через мои действия пролить свет на действительность, даже если этого света пока еще никто не видит. Я не просто надеюсь, что Бог не примет во внимание, насколько мало я буду значить перед Небесным троном, то есть я не просто не беспокоюсь о том, насколько я хорош или плох, но твердо надеюсь, что Бог знает, как сделать историю, которую я пока что только нащупываю, и в которой пытаюсь принять участие — моей историей, что в конечном итоге тот «Я», жизненная история которого пребудет вечно, сможет быть узнан в моих запутанных и сбивчивых попытках создания истории жертвы; и что в конце возникнет подлинный «Я», которого пока еще трудно распознать.

Говоря о надежде, мы имеем в виду, что никто из нас не знает, что нас ждет впереди: мы не можем предсказать собственную историю. Надежда означает, что перед лицом смерти, неважно, в ее физическом смысле или в форме жестокости и изгнания, мы надеемся обрести свое «Я», в формировании которого мы начали принимать участие сразу, как только освободились от оков нашей прежней истории. Мывсегда получаем себя от кого-то другого, отличного от нас самих. Этот «другой» может быть жестоким либо любящим; но если мы начали получать себя от любящего Другого в форме способности создавать контристорию перед лицом смерти, то тогда мы приобретаем истинных себя, и эта история совершенно определенно будет нашей. Я считаю, что именно об этом говорит Иоанн, но более красиво и лаконично, чем я:

Возлюбленные, мы теперь дети Божий, и ещё не явлено, что
будем. Знаем, что когда Он будет явлен, мы будем подобны
Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий
эту надежду на Него, очищает себя подобно тому, как Он чист
(1Ин 3:2-3).

То есть мы являемся детьми Божьими со всей нашей противоречивой жизнью, но мы не знаем сами себя и не можем знать: такое познание эсхатологично, оно в полной мере раскроется лишь тогда, когда провозглашенная и начатая Иисусом история окажется явлена для всех. Те, кто надеялись на Иисуса и получили независимость от собственной идентичности ради того, чтобы приобрести ее в гибком подражании, окончательно исполненном в завершающем откровении — все они будут очищены, станут другими, и их страсти окажутся преображены в любовь без соперничества и в желания без соблазнов: они станут подлинным образом Иисуса. Нечто похожее мы находим в трудах величайшего богослова девятнадцатого века Федора Достоевского, в его «Сумме», то есть в книге «Братья Карамазовы», где своими прозрениями делится старец Зосима:

То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается... в ту даже самую минуту, когда вы будете с ужасом смотреть на то, что, несмотря на все ваши усилия, вы не только не подвинулись к цели, но даже как бы от нее удалились, — в ту самую минуту, предрекаю вам это, вы вдруг и достигнете цели и узрите ясно над собою чудодейственную силу Господа, вас все время любившего и все время таинственно руководившего[37].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.