Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Закон дает такое определение морским портам - это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Теперь контрольные и надзорные функции в полном объеме переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а административно-властные и иные полномочия в морских портах осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.
Законом на Администрацию морского порта возложены функции по:
- обеспечению безопасности плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту, порядка в морском порту;
- по принятию мер по защите от актов незаконного вмешательства;
- взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного контроля и надзора (портового, таможенного, пограничного, иммиграционного, санитарно-карантинного,и др.);
- мероприятиям по предотвращению загрязнения акватории морского порта и ликвидации последствий загрязнения;
- по предупреждению чрезвычайных ситуаций в морском порту;
- по спасание людей, судов в границах акватории морского порта, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в морском порту;
- выдаче разрешения на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта;
- по обеспечению мобилизационной подготовки в морском порту;
- контролю за безопасностью портовых гидротехнических сооружений (в пределах своих полномочий).
Оказание в морских портах услуг осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:
1) корабельный;
2) канальный;
3) ледокольный;
4) лоцманский;
5) маячный;
6) навигационный;
7) причальный;
8) экологический.
Объекты инфраструктуры морского порта
- портовые гидротехнические сооружения,
- внутренние рейды,
- якорные стоянки,
- доки,
- буксиры,
- ледоколы и иные суда портового флота,
- средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей,
- системы управления движением судов,
- информационные системы,
- перегрузочное оборудование,
- железнодорожные и автомобильные подъездные пути,
- линии связи,
- устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование,
- инженерные коммуникации,
- склады,
- иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту.
внутренний рейд - водное пространство, специально выделенное на акватории морского порта и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
внешний рейд - водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов; (за пределами порта)
портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов;
причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров;
территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;
искусственно созданный земельный участок - земельный участок, созданный в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий;
акватория морского порта - водное пространство в границах морского порта;
Земельные и имущественные отношения в морском порту
Земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.
Земельные участки в границах морского порта не предоставляются в частную собственность. Исключение составляют случаи, когда земельные участки заняты портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также когда земельные участки, заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. Такие земельные участки могут находиться в их собственности.
Исключительно в федеральной собственности находятся следующие объекты инфраструктуры морского порта:
1) подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ;
2) радиолокационные системы управления движением судов;
3) объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
4) средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей;
5) объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством.
Не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта:
2) объекты инфраструктуры морского порта, используемые для обеспечения деятельности органов государственного контроля и надзора;
3) железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации, используемые при эксплуатации двух и более морских терминалов;
4) ледоколы, специальные спасательные суда.
Однако, перечисленные выше объекты инфраструктуры морского порта, созданные или приобретенные за счет средств юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, могут находиться в их собственности, если они были созданы или приобретены до дня вступления в силу Закона о морских портах.
Данные объекты могут передаваться во владение, в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (например по договору аренды, концессионному соглашению и т.п.). Но они не подлежат продаже в ходе процедур банкротства, в том числе не подлежат включению в конкурсную массу.
Полномочия собственника федерального государственного имущества, расположенного в границах морского порта, осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Вопросы для самоконтроля:
65. Какое имущество составляет федеральное государственное имущество отрасли.
66. Объекты инфраструктуры морского порта.
67. В чьей собственности могут находиться земельные участки, расположенные в границах морского порта.
68. Какие объекты имущества в морском порту относятся исключительно к федеральной собственности.
69. Кто осуществляет полномочия собственника федерального государственного имущества в морском порту.