Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

V. Акционерная собственность государства



Акционерную собственность государства представляют акционерные общества как организационно-правовая форма приватизированных предприятий в России, в капитале которых государство сохраняет определенную долю своего участия в виде пакетов акций.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Такие предприятия принято относить к категории смешанной формы собственности.

ГК РФ разграничивает открытые и закрытые акционерные общества. Так, акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти).

В связи с этим сутью создания акционерного общества является объявление учредителем о его создании, т.е. выпуск в продажу ценных бумаг (акций), и предложение определенному или неопределенному кругу лиц покупать эти бумаги, тем самым формируя уставный капитал.

Функционирование предприятий смешанной формы собственности в экономике требует выработки такой модели управления долями в акционерных обществах, которая отвечала бы государственным интересам.

Основными целями управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах являются:

- увеличение неналоговых доходов соответствующего бюджета;

- выполнение акционерными обществами общегосударственных, общерегиональных задач;

- стимулирование развития производства и привлечение инвестиций;

- оптимизация управленческих затрат;

- структурные преобразования в экономике.

 

Выделяют три модели управления государственными долями собственности в акционерных обществах:

o американская модель (передача государственных пакетов акций в контрактное управление частным управляющим компаниям);

o итальянская модель (характерно создание многоотраслевых государственных холдинговых компаний);

o смешанная модель (в разных странах она имеет свои особенности: в Великобритании используется система контрактов частных компаний на управление государственным имуществом, приватизация сопровождалась выпуском специальных акций, которые остались в собственности государства, ограничивавших права вновь созданных акционерных обществ; в Германии широко используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала и государства; во Франции используется форма холдингов со смешанным участием частного капитала).

 

Государство управляет принадлежащими ему акциями:

- через институт своих представителей;

- через институт доверительных управляющих;

- через специализированное учреждение - фонд имущества.

Существует три вида акционерных обществ с участием государства, когда капитал на 100 процентов принадлежит государству; государству принадлежит контрольный пакет акций либо "золотая акция"; акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.

 

Инструменты (средства), с помощью которых осуществляется управление находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ:

- установление правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности;

- принятие решений об управлении и распоряжении находящимися в государственной собственности акциями;

- передача субъектам Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации;

- классификация акционерных обществ в зависимости от степени участия государства в их уставных капиталах, а также по количественному и качественному показателям;

- определение акционерных обществ, включенных в специальный перечень;

- определение стратегических акционерных обществ;

- назначение представителей государства в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ;

- установление специального права ("золотой акции") на участие Российской Федерации и ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами;

- доверительное управление закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

- залог акций, находящихся в государственной собственности, их передача в уставные капиталы других акционерных обществ, продажа и др.

У акционерного общества имеются несколько органов управления, каждый из них действует в рамках своей компетенции, которая определяется законом, иными правовыми актами, а также учредительными документами общества. Под компетенцией обычно понимают совокупность установленных нормативно-правовыми актами прав и обязанностей должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие полномочия в коммерческих организациях.

В зависимости от формирования воли либо изъявления ее вовне, органы управления можно подразделить на волеобразующие и волеизъявляющие.

К волеобразующим относятся органы, которые в рамках своей компетенции принимают решения, к волеизъявляющим - реализующие эти решения и для этого вступающие в правовые отношения с другими субъектами права.

В акционерном обществе к волеобразующим относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы (как коллегиальные - правление, дирекция, так и единоличные - директор, генеральный директор).

Волеизъявляющий орган охватывается только единоличным исполнительным органом, который без доверенности совершает сделки от имени юридического лица ипредставляет его интересы во взаимоотношениях с другими лицами.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Акционеры рискуют вложенным в общество капиталом; именно акционеры являются хозяевами общества, поэтому они должны иметь возможность получать от совета директоров и исполнительных органов общества подробный и достоверный отчет о политике, проводимой обществом. Проведение общего собрания акционеров предоставляет обществу возможность не реже одного раза в год информировать акционеров о своей деятельности, достижениях и планах, привлекать их к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества. Участвуя в общем собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении обществом.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества - это один из органов управления обществом, орган, который осуществляет общее руководство деятельностью общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Образование единоличного исполнительного органа общества в отличие от коллегиального является обязательным.

 

 

Чистые активы акционерного общества

Фактическую финансовую состоятельность, а именно: доходность, способность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей отображает значение чистых активов акционерного общества.

Нормальное финансовое состояние акционерного общества предполагает, что его чистые активы, стоимость которых представляет собой разницу между балансовой стоимостью активов (имущества) и размером обязательств акционерного общества, с течением времени растут по сравнению с первоначально вложенными в уставный капитал средствами. Уменьшение стоимости чистых активов без тенденции их увеличения свидетельствует о неудовлетворительном управлении делами общества. Если оно начинает больше тратить, чем зарабатывает, стоимость чистых активов падает, и в этом случае уставный капитал должен быть уменьшен вплоть до минимального размера, установленного законом, с тем чтобы кредиторы могли оценить минимальный размер имущества, гарантирующего их интересы. Если же стоимость чистых активов принимает отрицательное значение, это означает, что средств, полученных от продажи имущества общества, может не хватить для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами.

Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утв. Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз.

Под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы); оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.

В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.

Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.

Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности.

Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров (наблюдательный совет) общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2) результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3) перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

Соотношение размеров уставного капитала общества (уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов), резервного фондаобщества (в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала) и стоимости чистых активов общества имеет значение для применения следующих положений:

o сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества;

o общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям в случае, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда;

o общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям в случае, если на день выплаты стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда;

o общество не вправе осуществлять приобретение размещенных им обыкновенных акций в случае, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда;

o общество не вправе осуществлять приобретение размещенных им привилегированных акций определенного типа в случае, если на момент их приобретения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, владельцы которых обладают преимуществом в очередности выплаты ликвидационной стоимости перед владельцами типов привилегированных акций, подлежащих приобретению, либо станет меньше их размера в результате приобретения акций.

 

Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1) Об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2) О ликвидации общества (если стоимость чистых активов общества окажется меньше величины минимального уставного капитала).

 

Показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Правительством РФ утверждено положение о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (Постановление от 11.01.2000 № 23). Ведение реестра осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (отраслевые органы).

Под реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических, организационных и программно-технических принципах баз данных, содержащих показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Объектами учета в реестре являются:

- утвержденные в установленном порядке величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ;

- фактически достигнутые величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.

Реестр используется для решения следующих задач:

1. Сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.

2. Анализ и утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.

3. Оценка достижения унитарными предприятиями и акционерными обществами утвержденных величин показателей экономической эффективности.

4. Оценка эффективности управления унитарными предприятиями и находящимися в федеральной собственности акциями, определение мер, направленных на повышение эффективности управления ими.

 

Ведение реестра осуществляется на основе:

- представляемых руководителями унитарных предприятий и представителями Российской Федерации в органах управления акционерных обществ в отраслевые органы исполнительной власти, в территориальные органы Росимущества данных о фактически достигнутых показателей экономической эффективности деятельности;

- представляемых отраслевыми органами в Росимущество сведений из отраслевых баз данных об утвержденных и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям;

- представляемых территориальными органами в Росимущество сведений из территориальных баз данных об утвержденных и фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ по территориям.

 

Росимущество осуществляет:

1. Создание и ведение реестра.

2. Контроль за своевременным представлением отраслевыми и территориальными органами данных о величинах показателей экономической эффективности.

3. Оценку эффективности управления государственным имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, и акциями акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, в том числе по отраслям и территориям.

4. Подготовку и представление в Министерство экономического развития РФ ежегодно:

- сведений о количестве унитарных предприятий и акционерных обществ по отраслям и территориям;

- данных о показателях экономической эффективности деятельности 200 наиболее крупных унитарных предприятий, а также акционерных обществ по отраслям;

- данных об унитарных предприятиях и акционерных обществах, не достигших утвержденных величин показателей экономической эффективности деятельности, в том числе по отраслям и территориям, и анализ приведших к этому причин;

- предложения о реорганизации унитарных предприятий, их ликвидации, преобразовании в открытые акционерные общества, о целесообразности смены их руководства, приватизации государственного имущества;

- предложений о продаже акций, находящихся в федеральной собственности, передаче их в доверительное управление, ином распоряжении ими, о замене представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ.

 

В свою очередь эти данные и предложения Министерство экономического развития РФ ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации.

 

Для унитарных предприятий определяются утверждаемые и фактически достигнутые величины следующих показателей экономической эффективности деятельности (в тыс. рублей):

  • выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
  • чистая прибыль;
  • часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет;
  • чистые активы.

 

Для акционерных обществ определяются утверждаемые и фактически достигнутые величины следующих показателей экономической эффективности деятельности (в тыс. рублей):

  • выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
  • чистая прибыль;
  • дивиденды, подлежащие перечислению в федеральный бюджет;
  • чистые активы.

Вопросы для самоконтроля:

31. Акционерные общества, типы АО.

32. Классификация акционерных обществ в зависимости от степени участия государства в их уставных капиталах.

33. Органы управления акционерными обществами.

34. Чистые активы.

35. В каких случаях принимается решение о ликвидации АО.

36. Реестр показателей экономической эффективности.

37. Показатели экономической эффективности для унитарных предприятий, акционерных обществ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.