Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII. Экономические аспекты управления собственностью.



Операции и сделки с объектами собственности.

Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет:

- доходов от приватизации государственной собственности;

- дивидендов по акциям, находящимся в собственности государства;

- прибыли государственных унитарных предприятий, перечисляемой в бюджет;

- доходов от сдачи в аренду государственного имущества.

 

Первостепенное значение для вопросов управления недвижимостью имеют сделки:

· Купля-продажа

· Аренда

· Концессия

Купля-продажа

 

При купле-продаже заключается письменный договор купли-продажи объекта недвижимости. По такому договору продавец обязуется передать объект недвижимости в собственность покупателю, а покупатель – принять этот объект и уплатить за него определенную сумму.

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости, договор о ее продаже считается незаключенным.

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Особенности договора продажи предприятия.

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

Исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, а права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия.

До подписания договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами:

- акт инвентаризации;

- бухгалтерский баланс;

- заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

- перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Имущество, права и обязанности, указанные в названных документах, подлежат передаче продавцом покупателю, если иное и не установлено соглашением сторон.

 

Кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, должны быть до его передачи покупателю письменно уведомлены о его продаже одной из сторон договора продажи предприятия.

Кредитор, который письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части.

Кредитор, который не был уведомлен о продаже предприятия может предъявить иск об удовлетворении требований в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю.

После передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора.

 

Главным условием совершения сделок купли-продажи недвижимости является наличие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости и определяющих, кто имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектом недвижимости.

Федеральным государственным недвижимым имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления ФГУП и ФГУ, ФГУП И ФГУ распоряжаться самостоятельно не вправе.

Совершать сделки, последствием которым является отчуждение имущества (продажа) вправе собственник – орган исполнительной власти, уполномоченный собственником. ФГУП может распоряжаться имуществом по согласованию с собственником, бюджетное и частное учреждение не вправе отчуждать имущество даже с согласия собственника.

Сделки по продаже государственного имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

В случае если сделка по продаже имущества осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, организатором аукциона выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении имущества, закрепленного за предприятием, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, - Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации.

 

Аукцион проводится в соответствии с положениями законодательства о приватизации, регулирующими продажу на аукционе государственного имущества и находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

 

 

Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

 

Средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 процентов цены продажи имущества, и его балансовой стоимости подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

 

 

Аренда

 

Базовые положения об аренде недвижимого имущества сосредоточены в Гражданском кодексе РФ (гл.34).

Сущность договоров аренды недвижимого имущества составляют определенные сроки его передачи во временное владение и пользование, а также возмездный характер такой передачи. При отсутствии согласованного сторонами условия о размере арендной платы за передаваемую в аренду недвижимость договор считается не заключенным. Договор аренды заключают обязательно в письменной форме, он подлежит государственной регистрации в установленном порядке при сроках аренды свыше одного года.

Принципиальным положением является передача арендатору объекта недвижимости прав на земельный участок или его часть, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

 

Регулирование арендных отношений применительно к имуществу, являющемуся государственной собственностью, имеет ряд особенностей.

Вспомним, что федеральное государственное имущество представляет имущество, закрепленное за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ФГУП) и государственными учреждениями (ФГУ).

 

 

Передача в аренду имущества ФГУ

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральные учреждения (ФГУ) обладают специальной (целевой) правоспособностью, наделяются имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления и могут владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в целях их создания. При этом собственник в пределах, установленных законом, устанавливает учреждениям прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества .

По общему правилу бюджетное учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним собственником имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенным ему собственником на приобретение такого имущества.

Однако в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано, рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника (Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»)

Таким образом, по согласованию с собственником имущества учреждение может выступать арендодателем по договору аренды недвижимого имущества, в случаях, когда передача в аренду необходима для организации деятельности учреждения.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 462, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений.

Передача в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ должна осуществляться при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а именно:

1. Заключение договора аренды только по результатам проведения торгов.

2. Определение стартового размера арендной платы на основании отчета об оценке объекта, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

3. Получение согласия собственника имущества в лице Росимущества (его территориального органа) на проведение торгов с целью передачи в аренду имущества.

4. Регистрация договоров аренды сроком более 1 года в органах регистрации.

Несоблюдение условия о согласовании с собственником сделок в отношении недвижимого имущества, проведения торгов и оценки может послужить основанием для признания договора аренды недействительным в силу его ничтожности (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень случаев, когда заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, возможно без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров изложен в Федеральном законе от 17 июля 2009 года № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 федерального закона «О защите конкуренции»:

«Заключение договоров … может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;

7) для размещения объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

9) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

10) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

11) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости;

12) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

 

 

Также, следует отметить, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, подлежат зачислению в полном объеме в доход федерального бюджета. Однако в федеральных законах о федеральном бюджете начиная с 2001 г. установлен особый порядок для учета средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны РФ и Министерства путей сообщения РФ, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов. Такие средства в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций, после чего зачисляются на лицевые счета бюджетных учреждений, открытые в органах федерального казначейства, для расходования в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на основании специально утверждаемой сметы. Таким образом, формально соблюдаются требования о зачислении в доход бюджета соответствующих сумм, но по существу вышеуказанные средства автоматически остаются в распоряжении учреждений науки, образования, здравоохранения и культуры.

 

Таким образом, передача в аренду имущества ФГУ возможна при соблюдении условий:

· получения согласия органа исполнительной власти, в ведение которого находится учреждение (Росморречфлота для ФГУ водного транспорта), для чего необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих полномочия руководителя федерального государственного учреждения (приказ о назначении, копия трудового договора и т.д.);

- заверенная руководителем копия документа, подтверждающая внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельствующий о государственной регистрации юридического лица – федерального государственного учреждения;

- заверенная руководителем копия выписки из Реестра федерального имущества, подтверждающей внесение передаваемого в аренду объекта в Реестр федерального имущества, в соответствии с постановлением Правительства от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»;

- информация о прогнозе влияния результатов сделки на повышение эффективности деятельности учреждения в разрезе производственных и финансовых показателей;

- проект договора аренды;

· определение в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта;

· получение согласия Росимущества (его территориального) органа на проведение торгов на право заключения договора аренды;

· Регистрация договора аренды сроком более 1 года в органах регистрации.

 

В отношении определения собственника федерального государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями водного транспорта, существует некоторая трудность, связанная с несогласованностью отдельных подзаконных актов и связанная с вступлением с силу Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 462, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 371, Росморречфлот осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах…» Росморречфлот осуществляет ряд полномочий, определенных ч. 3 ст. 30 указанного федерального закона, где указано: «Управление государственным имуществом в морском порту», что позволяет говорить о том, что предмет регулирования данной статьи определяется территорией в границах морского порта.

В случае, если федеральное имущество расположено за пределами указанных территорий, полномочия по распоряжению таким имуществом осуществляет Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Особенности передачи в аренду федерального имущества,

закрепленного за образовательными учреждениями

водного транспорта

Полномочия собственника имущества образовательных учреждений, подведомственных Росморречфлоту, осуществляет Росимущество.

Согласно нормам законодательства Российской Федерации (статья 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») высшим учебным заведениям предоставлено право выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества. При этом передача в аренду осуществляется при наличии согласия собственника и (или) задания собственника (п.1 ст.296 Гражданского кодекса).

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» заключению договора об аренде объектов собственности, закрепленных за государственным учреждением, являющимся объектом социальной инфраструктуры для детей, должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Росморречфлот осуществляет полномочия учредителя подведомственных ему образовательных учреждений.

Таким образом, образовательные учреждения в сфере водного транспорта согласовывают с Росморречфлотом намерение передать в аренду временно неиспользуемые в учебном процессе площади путем утверждения Акта экспертной оценки последствий передачи в аренду недвижимого имущества с соблюдением норм Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при наличии в образовательном учреждении обучающихся, не достигших 18 лет.

Действия по процедуре проведения торгов на право заключения договоров аренды и оценки рыночной стоимости аренды образовательные учреждения в соответствии с законодательством согласовывают с собственником в лице Росимущества (его территориального органа).

 

 

Передача в аренду федерального государственного

имущества, расположенного в морском порту,

находящегося в хозяйственном ведении

федеральных государственных унитарных

предприятий водного транспорта.

Условия предоставления имущества, находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту, во владение и в пользование определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В границах морского порта могут быть предоставлены во владение и в пользование находящиеся в государственной собственности земельные участки и объекты инфраструктуры морского порта путем передачи таких земельных участков и объектов инфраструктуры морского порта в аренду и заключения концессионных соглашений.

При аренде земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены портовые гидротехнические сооружения или которые предоставлены для строительства этих сооружений, размер арендной платы не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта.

Размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах морского порта, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки.

Порядок индексации арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности объектами инфраструктуры морского порта определяется в соответствии с условиями заключенного сторонами договора аренды.

Арендную плату арендаторы перечисляют лицам, на балансе которых находятся такие объекты аренды. В случае, если такие объекты аренды находятся на балансе федеральных государственных бюджетных учреждений, арендная плата перечисляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Срок аренды находящегося в государственной собственности и расположенного в морском порту имущества составляет сорок девять лет, если более короткий срок не будет заявлен арендатором такого имущества. В случае возложения на арендатора находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта обязанности осуществлять за свой счет капитальный ремонт такого арендованного объекта минимальный срок его аренды не может составлять менее чем пятнадцать лет.

Использование объекта аренды не по назначению, а равно и неиспользование такого объекта аренды по вине арендатора более одного года являются существенными нарушениями условий договора аренды и могут повлечь за собой его досрочное расторжение по требованию арендодателя в судебном порядке.

Арендатор вправе сдавать с согласия арендодателя находящийся в государственной собственности объект инфраструктуры морского порта в субаренду.

 

В отношении федерального государственного имущества, расположенного в морском порту полномочия собственника в соответствии с Федеральным законом «О морских портах…» осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Росморречфлотом в соответствии с Законом о морских портах в целях повышения эффективности использования федерального имущества в морских портах разработан порядок сдачи в аренду имущества, который устанавливает специфику сдачи в аренду объектов инфраструктуры морского порта, являющихся объектами федерального недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий водного транспорта.

Сдача в аренду объектов инфраструктуры морского порта осуществляется в установленном порядке по результатам проведения торгов, за исключением случаев, когда договор аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта заключается без проведения конкурса с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту, а также в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.

Сдача в аренду Объектов инфраструктуры морского порта осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Это значит, что обязательными условиями договора аренды в отношении находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта являются:

1) использование объекта аренды по назначению;

2) равный доступ к услугам в морском порту, оказываемым с использованием объекта аренды;

3) беспрепятственный доступ представителей органов государственного контроля и надзора для осуществления своих полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с разработанным порядком сдачи в аренду имущества, предусмотрены следующие мероприятия:

 

I. Подача и рассмотрение заявок о намерении заключить

договор аренды

1) ФГУП размещает информацию о предназначенных для сдачи в аренду Объектах инфраструктуры, их основных характеристиках, существенных условиях, влияющих на определение стоимости имущественных прав пользования Объектами, а также о сроках начала и окончания, месте и порядке приема заявок о намерении заключить договор аренды на своем официальном сайте в сети Интернет и в печатном средстве массовой информации. Срок подачи заявок не может быть установлен менее 15 рабочих дней.

В случае, если информация касается находящегося в аренде Объекта инфраструктуры, срок аренды которого истекает, ФГУП обязано письменно известить арендатора о намерении сдать Объект инфраструктуры в аренду.

Указанное извещение должно быть направлено арендатору почтовой связью не позднее чем за пять рабочих дней до размещения ФГУП информации на своем официальном сайте в сети Интернет и в печатном средстве массовой информации.

2) Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее заключить договор аренды Объекта инфраструктуры (далее - потенциальный арендатор), обращается в ФГУП с заявлением, составленным в свободной форме, о намерении заключить договор аренды с указанием интересующих его Объектов инфраструктуры и сроков аренды.

3) В случае если потенциальный арендатор считает, что имеет право на заключение договора аренды без проведения конкурса, то к заявлению прилагаются следующие документы:

- письменное заявление потенциального арендатора в Росморречфлот (собственник) о выдаче заключения о наличии неразрывной связи смежного объекта недвижимости потенциального арендатора с Объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду (далее - Заключение);

- обоснование того, что смежный объект недвижимого имущества потенциального арендатора, находящийся у него на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, по своим техническим характеристикам, местонахождению, назначению неразрывно связан с Объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду, и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту (отдельно в отношении каждого Объекта инфраструктуры);

- схема размещения Объекта инфраструктуры, предназначенного для сдачи в аренду, и смежных объектов недвижимости потенциального арендатора;

- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов потенциального арендатора (для юридических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

- заверенные в установленном порядке копии свидетельств о регистрации права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления потенциального арендатора на объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, смежный с Объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду.

4) ФГУП не позднее 15 рабочих дней со дня окончания приема заявлений о намерении заключить договор аренды направляет в Росморречфлот копии указанных заявлений потенциальных арендаторов, считающих, что они имеют право на заключение договора аренды без проведения конкурса, для рассмотрения вопроса о выдаче Заключений.

К заявлениям, направляемым в Росморречфлот, прилагаются:

- документы, указанные выше;

- справка ФГУП, у которого Объекты инфраструктуры, предназначенные для сдачи в аренду, находятся на праве хозяйственного ведения, о наличии или отсутствии неразрывной связи указанных Объектов инфраструктуры со смежными объектами недвижимости потенциального арендатора и обеспечении единого технологического процесса оказания услуг в морском порту.

5) Основанием для выдачи Заключения Росморречфлотом является наличие у потенциального арендатора на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления смежного объекта недвижимости, относящегося к инфраструктуре морского порта, соответствующего критериям пункта 11 статьи 31 Закона о морских портах («Договор аренды находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта инфраструктуры морского порта заключается без проведения конкурса с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект недвижимого имущества по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту»).

6) Заключение выдается в отношении одного Объекта инфраструктуры, предназначенного для сдачи в аренду.

Не допускается выдача одного Заключения в отношении нескольких Объектов инфраструктуры, предназначенных для сдачи в аренду.

7) По результатам рассмотрения заявлений потенциальных арендаторов о выдаче Заключений Росморречфлотом выдается:

Заключение о наличии неразрывной связи смежного объекта недвижимости потенциального арендатора с Объектом инфраструктуры, предназначенным для сдачи в аренду

или

письмо об отказе в выдаче Заключения о наличии неразрывной связи.

8) Заключение Росморречфлота либо отказ в выдаче Заключения направляется ФГУП, которое обязано письменно уведомить потенциального арендатора о результате рассмотрения его заявления в течение десяти рабочих дней с момента получения указанных документов от Росморречфлота.

9) Заключение Росморречфлота либо отказ в выдаче Заключения должно быть выдано не позднее 30 календарных дней со дня получения заявлений потенциальных арендаторов от ФГУП.

Росморречфлот имеет право запросить у заявителей, ФГУП и подведомственных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия решения. В этом случае срок выдачи Заключения может быть продлен Росморречфлотом на 30 дней.

 

II. Группирование Объектов инфраструктуры в объекты аренды

1) ФГУП после окончания приема заявлений потенциальных арендаторов о намерении заключить договор аренды рассматривает указанные заявки и принимает решение о группировании Объектов инфраструктуры в целях последующей их оценки и сдачи в аренду.

2) В объекты аренды включаются Объект инфраструктуры или группа Объектов инфраструктуры, находящихся в одном морском порту, сдаваемая одновременно по одному договору аренды на один и тот же срок (далее - Объект аренды).

3) В одном Объекте аренды не могут быть объединены Объект инфраструктуры, в отношении которого поступила заявка потенциального арендатора, считающего, что он имеет право на заключение договора аренды без проведения конкурса, с Объектом инфраструктуры, в отношении которого аналогичная заявка не поступала.

4) ФГУП после принятия решения о составе Объектов аренды размещает итоговую информацию на своем официальном сайте в сети Интернет и в печатном средстве массовой информации.

 

III. Проведение оценки Объектов аренды для определения

размера арендной платы

1) Для проведения оценки федерального имущества и рыночной стоимости имущественных прав пользования (размера арендной платы) ФГУП разрабатывает и направляет на согласование в Росморречфлот техническое задание на оценку и проект договора на проведение оценки.

Росморречфлот в течение 15 рабочих дней после получения от ФГУП технического задания на оценку и проекта договора на проведение оценки письменно уведомляет ФГУП о согласовании или отказе в согласовании с указанием оснований.

2) ФГУП обязано обеспечить проведение оценочных работ в 45-дневный срок с момента согласования Росморречфлотом технического задания на оценку.

 

IV. Заключение договора аренды федерального имущества

1) Объект инфраструктуры, в отношении которого ФГУП не получило ни от одного потенциального арендатора заявку о намерении заключить договор аренды, содержащую обоснование его права заключить договор аренды без проведения конкурса, подлежит сдаче в аренду путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Объект инфраструктуры, в отношении которого такая заявка получена ФГУП в установленный срок, но получен отказ в выдаче Заключения, также подлежит сдаче в аренду путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

2) Если несколько потенциальных арендаторов получили в отношении одного Объекта инфраструктуры Заключения, то между указанными потенциальными арендаторами проводится конкурс.

3) В случае, если заключение договора аренды будет осуществляться по результатам проведения торгов:

- конкурсная или аукционная документация вместе с отчетом об оценке представляется ФГУП в Росморречфлот на согласование в течение 15 рабочих дней с даты окончания проведения оценочных работ;

- Росморречфлот в течение 10 рабочих дней после получения от ФГУП конкурсной или аукционной документации и отчета об оценке согласовывает или отказывает в согласовании конкурсной или аукционной документации, письменно уведомляя об этом ФГУП с указанием оснований;

- ФГУП проводит торги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- договор аренды Объектов инфраструктуры подписывается сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола;

- в течение 10 рабочих дней со дня подписания договора аренды ФГУП направляет пять экземпляров договора аренды и протокол о результатах торгов в Росморречфлот на согласование.

4) В случае, если заключение договора аренды будет осуществляться на бесконкурсной основе, на основании выданного Росморречфлотом Заключения:

- договор аренды подписывается сторонами в течение 15 рабочих дней с даты окончания проведения оценочных работ и определения размера арендной платы на основании представленного независимым оценщиком отчета об оценке;

- ФГУП в течение 10 рабочих дней после подписания договора аренды сторонами направляет в Росморречфлот пять экземпляров договора (со всеми приложениями в прошитом и пронумерованном виде) на согласование, а также отчет об оценке независимого оценщика (на основании которого был определен размер арендной платы по договору).

5) Росморречфлот после получения пакета документов по заключаемой сделке (договор аренды, протокол с результатами торгов (в случае если договор заключен путем проведения торгов), отчет об оценке (в случае если договор заключен на бесконкурсной основе)) в течение 10 рабочих дней рассматривает вопрос о согласовании договора аренды.

6) Согласование договора аренды осуществляется Росморречфлотом посредством проставления на всех экземплярах договора отметки о согласовании за подписью руководителя Росморречфлота либо уполномоченного лица, заверенной печатью.

7) После согласования сделки Росморречфлот возвращает представленные подлинные материалы в ФГУП.

8) После получения ФГУП из Росморречфлота пяти согласованных экземпляров договора ФГУП в течение 15 рабочих дней представляет документы, необходимые для государственной регистрации договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и оплачивает государственную пошлину за государственную регистрацию договора.

 

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды государственного имущества и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Приказ от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Проводимые конкурсы являются открытыми по составу участников, аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.

Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении следующих видов имущества:

1) объекты железнодорожного транспорта;

2) объекты трубопроводного транспорта;

3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

4) аэродромы или здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

6) гидротехнические сооружения;

7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;

9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Организатором конкурсов или аукционов может быть либо собственник имущества, либо уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение). Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора юридическое лицо - специализированную организацию для организации и проведения конкурсов или аукционов.

……………

 

Аренда судов.

 

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) предусматривает два вида договоров аренды судов:

  • договор фрахтования судна на время с предоставлением услуг членов экипажа (тайм-чартер);
  • договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

 

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В тайм-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера.

Тайм-чартер должен быть заключен в письменной форме.

В случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных тайм-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на часть такого срока (субтайм-чартер). Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.

Обязанности судовладельца как одной из сторон тайм-чартера:

1. Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна.

2. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.

Обязанности фрахтователя по коммерческой эксплуатации судна и его возврату:

1. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии с КТМ.

2. По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

3. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

 

Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем

В случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными КТМ

 

Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.

Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

 

Уплата фрахта

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния.

В случае, если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.

В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

 

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.

Бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме.

Если не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер).

Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером.

Фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца.

Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных КТМ. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.

Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ.

Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине.

 

Уплата фрахта судовладельцу

1. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

2. В случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки, за исключением случая, когда судно передано в бербоут-чартер с условием выкупа. В данном случае судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки.

3. В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Выкуп судна

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта.

 

Концессия

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» дает следующее определение концессионному соглашению:

по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении.

Целями Федерального закона «О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

 

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.

Изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается.

Передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение не допускается.

Продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления им деятельности являются собственностью концессионера. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения с момента передачи ему этого объекта. На концессионера может быть возложена обязанность осуществить за свой счет страхование риска случайной гибели и (или) случайного повреждения объекта концессионного соглашения.

Движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности является собственностью концессионера а также созданное с согласие коцедента недвижимое имущество. Недвижимое имущество, которое создано концессионером без согласия концедента является собственностью концедента, и стоимость такого имущества возмещению не подлежит.

Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении.

Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество.

Объект концессионного соглашения и иное передаваемое имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

Объектами концессионного соглашения являются:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств;

2) объекты железнодорожного транспорта;

3) объекты трубопроводного транспорта;

4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

5) морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки;

6) аэродромы или здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) гидротехнические сооружения;

9) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

10) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования;

13) объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;

14) объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

 

Сторонами концессионного соглашения являются:

o концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях;

o концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

o

Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера по концессионному соглашению.

Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования объекта концессионного соглашения. Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

- установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Также может быть предусмотрено сочетание разных форм концессионной платы.

 

Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

1) обязательства концессионера по созданию или реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания или реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) срок действия концессионного соглашения;

4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

5) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;

6) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных;

7) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

8) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

9) размер концессионной платы, форму, порядок и сроки ее внесения;

10) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения.

Земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и который необходим для осуществления концессионером предусмотренной деятельности; лесной участок (строительство гидротехнических сооружений и специализированных портов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и др.), водный объект (строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов, гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций, проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов), участок недр (строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых), предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах на срок, который не может превышать срок действия концессионного соглашения. Договор аренды (субаренды) земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения.

Концессионер не вправе

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.