Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IV. Приватизация, национализация



Приватизация как понятие имеет латинское происхождение: "privatus" означает "частный". Процесс приватизации представляет собой передачу государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные признаки приватизации:

- передается имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности;

- возмездность или безвозмездность передачи;

- получателями (приобретателями) имущества являются физические и юридические лица, обладающие частноправовым характером.

Приватизация является деятельностью, противоположной национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

Общая цель приватизации – обеспечение базовых условий для функционирования рыночной системы.

Задачи приватизации:

- повысить эффективность использования активов;

- усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;

- расширить доступ предприятия к капиталам;

- обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;

- сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;

- увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;

- обеспечить более справедливое распределение прибылей;

- деполитизировать предприятия, ослабив их связь с государством.

Особенностью вопросов собственности в Российской Федерации является наследие социалистического строя, где львиная доля собственности находилась у государства, остальное имущество принадлежало коллективным, общественным организациям (например, профсоюзам - общественная собственность), физическим лицам.

Конец 90-х годов прошлого века можно охарактеризовать как период становления частной собственности. В 1991 г. были приняты два закона, касающиеся приватизации государственного имущества: один регулировал приватизацию средств производства <Закон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (Документ утратил силу.)>, другой - приватизацию жилищного фонда <Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации">. Таким образом, обозначилось два пути приватизации. Следует сказать, что за прошедший период приватизация средств производства кардинально менялась и сегодня действует уже третий Закон в этой сфере - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».


Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).

Для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

 

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

o представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

- федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее - стратегические предприятия);

- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее - стратегические акционерные общества);

o утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;

o представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

o издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

o руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

o принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

o осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества, принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и осуществления функций продавца.

 

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

При приватизации продажа государственного или муниципального имущества осуществляется на аукционе; продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ - на специализированном аукционе

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (на основании оценки рыночной стоимости имущества).

 

Особенности приватизации отдельных видов имущества (отчуждение земельных участков)

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

- земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

 

Национализация

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

В большинстве капиталистических государств национализация крупнейших предприятий осуществлялась путем обмена акций на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акционеров заключался в том, что они получали право вместо неопределенного и колеблющегося в периоды кризисов дивиденда требовать выплаты твердой суммы дохода, а государство выигрывало в том, что получало возможность влиять на принятие решений интересующим его предприятием. Таким способом осуществлялась, в частности, послевоенная национализация Английского банка, предприятий угольной промышленности и железнодорожных предприятий в Англии в период политики "тэтчеризма"

В экономике и некоторых зарубежных правопорядках, например США, существует также понятие "ползучей экспроприации" (creeping expropriation), т.е. скрытой национализации, когда специального закона не принимается, однако создаются столь невыносимые условия для ведения бизнеса в конкретной стране, что инвесторы сами ищут возможность избавиться от своих активов в пользу государства.

В настоящее время специальный федеральный закон о национализации в России не принят (в 2005 г. Правительство РФ сняло соответствующий законопроект с рассмотрения в Государственной Думе РФ). Согласно ст. 35 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии не только равноценного, но и предварительного его возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, имущество которых подвергнется национализации, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в федеральном бюджете на предстоящий год.

 

Субъекты права собственности на национализируемое имущество:

- государство в целом (в унитарных государствах);

- федерация или субъект федерации (в странах с федеративным устройством).

 

Цели национализации.

1. Сохранение отраслей (производств, служб, предприятий), имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной государственной безопасности страны или необходимых обществу, но в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.

2. Выведение из под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей (производств, предприятий), путем включения их в государственный сектор.

3. Обеспечение экологической безопасности страны.

4. Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий.

5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства

6. Пресечение незаконного вывода прибылей из страны

7. Установление контроля в экстремальных ситуациях за использованием финансовых ресурсов банков и других кредитно-финансовых учреждений.

8. Обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом.

Объекты национализации:

- частные предприятия;

- ранее приватизируемые предприятия, подлежащие обращение в государственную собственность.

 

Кроме национализации обращение имущества в государственную собственность может быть произведено:

o на добровольной основе, т. е. на договорной основе, путем сознательного обанкрочивания, путем уступки контроля, допуская вложения государственного капитала или имущества в масштабах, обеспечивающих контроль государства;

o на принудительной основе в пользу государства обращение имущества граждан и юридических лиц может быть произведено в судебном порядке в ряде случаев, например, таких как:

- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;

- выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей;

- реквизиция;

- конфискация;

- выкуп земельного участка для государственных нужд;

- нарушение процедуры совершения приватизационных сделок, определенной законодательством, и признание недействительными сделок по приватизации;

- расторжение в судебном порядке договора купли-продажи имущества государственного предприятия, прошедшего процедуру приватизации (в случае, например, невыполнения новым собственником взятых на себя обязательств).

o банкротство – экономическое состояние предприятия, при котором оно не в состоянии обеспечить выплаты по своим финансовым обязательствам.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Банкротство объявляется и констатируется только судебными органами и только на основании заявлений от кредиторов, от самого неплатежеспособного предприятия либо от уполномоченных органов.

Основные причины банкротства:

- несовершенствование управления предприятием;

- недостаток или полное отсутствие финансовых ресурсов у собственников предприятия;

- неконкурентоспособность предприятия.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — шесть месяцев. Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом.

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Целью внешнего управления и финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, а целью конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, осуществляемое в интересах всех кредиторов. Мировое соглашение имеет своей целью прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).

Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

23. Приватизация, её основные признаки.

24. Порядок осуществления приватизации.

25. Стратегические предприятия и акционерные общества, кто утверждает их перечень.

26. Особенности приватизации земельных участков.

27. Национализации, ее цели.

28. Способы обращения имущества в государственную собственность

29. Причины банкротства.

30. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.