Приватизация как понятие имеет латинское происхождение: "privatus" означает "частный". Процесс приватизации представляет собой передачу государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные признаки приватизации:
- передается имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности;
- возмездность или безвозмездность передачи;
- получателями (приобретателями) имущества являются физические и юридические лица, обладающие частноправовым характером.
Приватизация является деятельностью, противоположной национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.
Общая цель приватизации – обеспечение базовых условий для функционирования рыночной системы.
Задачи приватизации:
- повысить эффективность использования активов;
- усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
- расширить доступ предприятия к капиталам;
- обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
- сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;
- увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
- обеспечить более справедливое распределение прибылей;
- деполитизировать предприятия, ослабив их связь с государством.
Особенностью вопросов собственности в Российской Федерации является наследие социалистического строя, где львиная доля собственности находилась у государства, остальное имущество принадлежало коллективным, общественным организациям (например, профсоюзам - общественная собственность), физическим лицам.
Конец 90-х годов прошлого века можно охарактеризовать как период становления частной собственности. В 1991 г. были приняты два закона, касающиеся приватизации государственного имущества: один регулировал приватизацию средств производства <Закон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (Документ утратил силу.)>, другой - приватизацию жилищного фонда <Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации">. Таким образом, обозначилось два пути приватизации. Следует сказать, что за прошедший период приватизация средств производства кардинально менялась и сегодня действует уже третий Закон в этой сфере - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).
Для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25%).
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:
o представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:
- федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее - стратегические предприятия);
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее - стратегические акционерные общества);
o утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
o представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
o издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
o руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
o принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
o осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества, принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и осуществления функций продавца.
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.
В прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.
Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.
При приватизации продажа государственного или муниципального имущества осуществляется на аукционе; продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ - на специализированном аукционе
Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность (на основании оценки рыночной стоимости имущества).
Особенности приватизации отдельных видов имущества (отчуждение земельных участков)
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Национализация
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.
В большинстве капиталистических государств национализация крупнейших предприятий осуществлялась путем обмена акций на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акционеров заключался в том, что они получали право вместо неопределенного и колеблющегося в периоды кризисов дивиденда требовать выплаты твердой суммы дохода, а государство выигрывало в том, что получало возможность влиять на принятие решений интересующим его предприятием. Таким способом осуществлялась, в частности, послевоенная национализация Английского банка, предприятий угольной промышленности и железнодорожных предприятий в Англии в период политики "тэтчеризма"
В экономике и некоторых зарубежных правопорядках, например США, существует также понятие "ползучей экспроприации" (creeping expropriation), т.е. скрытой национализации, когда специального закона не принимается, однако создаются столь невыносимые условия для ведения бизнеса в конкретной стране, что инвесторы сами ищут возможность избавиться от своих активов в пользу государства.
В настоящее время специальный федеральный закон о национализации в России не принят (в 2005 г. Правительство РФ сняло соответствующий законопроект с рассмотрения в Государственной Думе РФ). Согласно ст. 35 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии не только равноценного, но и предварительного его возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, имущество которых подвергнется национализации, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в федеральном бюджете на предстоящий год.
Субъекты права собственности на национализируемое имущество:
- государство в целом (в унитарных государствах);
- федерация или субъект федерации (в странах с федеративным устройством).
Цели национализации.
1. Сохранение отраслей (производств, служб, предприятий), имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной государственной безопасности страны или необходимых обществу, но в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска и т.п.
2. Выведение из под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей (производств, предприятий), путем включения их в государственный сектор.
3. Обеспечение экологической безопасности страны.
4. Защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий.
5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства
6. Пресечение незаконного вывода прибылей из страны
7. Установление контроля в экстремальных ситуациях за использованием финансовых ресурсов банков и других кредитно-финансовых учреждений.
8. Обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом.
Объекты национализации:
- частные предприятия;
- ранее приватизируемые предприятия, подлежащие обращение в государственную собственность.
Кроме национализации обращение имущества в государственную собственность может быть произведено:
o на добровольной основе, т. е. на договорной основе, путем сознательного обанкрочивания, путем уступки контроля, допуская вложения государственного капитала или имущества в масштабах, обеспечивающих контроль государства;
o на принудительной основе в пользу государства обращение имущества граждан и юридических лиц может быть произведено в судебном порядке в ряде случаев, например, таких как:
- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
- выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей;
- реквизиция;
- конфискация;
- выкуп земельного участка для государственных нужд;
- нарушение процедуры совершения приватизационных сделок, определенной законодательством, и признание недействительными сделок по приватизации;
- расторжение в судебном порядке договора купли-продажи имущества государственного предприятия, прошедшего процедуру приватизации (в случае, например, невыполнения новым собственником взятых на себя обязательств).
o банкротство – экономическое состояние предприятия, при котором оно не в состоянии обеспечить выплаты по своим финансовым обязательствам.
Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Банкротство объявляется и констатируется только судебными органами и только на основании заявлений от кредиторов, от самого неплатежеспособного предприятия либо от уполномоченных органов.
Основные причины банкротства:
- несовершенствование управления предприятием;
- недостаток или полное отсутствие финансовых ресурсов у собственников предприятия;
- неконкурентоспособность предприятия.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — шесть месяцев. Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом.
Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Целью внешнего управления и финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, а целью конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, осуществляемое в интересах всех кредиторов. Мировое соглашение имеет своей целью прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).
Санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Вопросы для самоконтроля:
23. Приватизация, её основные признаки.
24. Порядок осуществления приватизации.
25. Стратегические предприятия и акционерные общества, кто утверждает их перечень.
26. Особенности приватизации земельных участков.
27. Национализации, ее цели.
28. Способы обращения имущества в государственную собственность