Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IX. Государственное федеральное имущество в сфере морского и речного транспорта



Федеральное государственное имущество в отрасли представлено имуществом закрепленным за федеральными государственными учреждениями (ФГУ) на праве оперативного управления, переданным федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) на праве хозяйственного ведения и пакетами акций в акционерных обществах (АО).

 

             
 
 
     

 

 

 

 

 


Морские порты

 

В соответствии с законодательством СССР имущество морских портов находилось в государственной собственности.

Морские порты, являясь юридическими лицами, осуществляли такие функции, как погрузка, разгрузка и обслуживание судов, различные операции с грузами, обслуживание пассажиров и т.д. и находились в подчинении Министерства морского флота СССР.

Морские порты также были наделены функциями по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также международных договоров.

Таким образом, законодательство СССР определяло морской порт как юридическое лицо, наделенное правоспособностью по осуществлению деятельности, связанной с обработкой грузов, обслуживанием судов и пассажиров, а также по осуществлению административно-властных полномочий в сфере торгового мореплавания.

В соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, морские торговые порты подлежали акционированию с соответствующей передачей их имущественного комплекса в собственность создаваемых на их базе акционерным обществам. При этом запрещалась приватизация ряда объектов морских портов, в том числе портовых гидротехнических сооружений и объектов атомного, учебного, гидрографического, ледокольного флота, имущества для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти, объектов и сооружений, входящих в системы управления движения судов, инспекции портового надзора, объектов морской аварийно-спасательной службы, электрорадионавигационной и технологической связи морского транспорта.

Особыми условиями акционирования и приватизации морских портов было установлено, что портовые сооружения и объекты, а именно причалы, подходные каналы, волноломы, железнодорожные пути и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры, не включаются в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, а используются на условиях аренды.

В целях государственного регулирования деятельности морских портов было предусмотрено создание морских администраций портов (МАП) и установлены принципы их финансово-хозяйственной деятельности.

Помимо полномочий по управлению не подлежащим приватизации государственным имуществом (причалами и другими гидротехническими сооружениями), на морские администрации были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта, надзору технической эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией ГТС, а также контроль за соблюдением международных договоров и законодательства в области морского судоходства.

Источником финансирования деятельности МАПов были определены портовые сборы и арендная плата за сдаваемое в аренду государственное имущество, а также средства от оказываемых услуг.

Службы капитанов соответствующих портов были переданы в морские администрации портов.

В результате акционирования морских портов и создания администраций морских портов фактически было проведено разделение функций морских портов, в процессе которого хозяйственные функции по обработке грузов, обслуживанию судов и пассажиров были переданы акционерным обществам, созданным на базе приватизированного имущества морских портов, а выполнение административно-властных полномочий в порту было отнесено к компетенции морских администраций портов.

Реформирование морских портов привело к тому, что они фактически из предприятий, осуществляющих портовую деятельность, превратились в экономические объекты, где портовая деятельность осуществляется неограниченным числом хозяйствующих субъектов (стивидорные и бункерные компании, агентские и экспедиторские фирмы и т.п.).

Введенный в действие в 1999 году Кодекс торгового мореплавания РФ юридически закрепил данное положение. В соответствии со ст. 9 КТМ под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг.

 

Следующим этапом реформирования стала реформа федеральных органов исполнительной власти в 2004 году, которая предусматривала необходимость реорганизации системы органов государственного управления на морском транспорте, в том числе в морских портах.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 № 705 были проведены мероприятия по реорганизации администраций морских портов (АМП), которые предусматривали передачу от АМП хозяйственных функций и необходимого для их выполнения государственного имущества в ФГУП «Росморпорт».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.