Федеральное государственное имущество в отрасли представлено имуществом закрепленным за федеральными государственными учреждениями (ФГУ) на праве оперативного управления, переданным федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) на праве хозяйственного ведения и пакетами акций в акционерных обществах (АО).
Морские порты
В соответствии с законодательством СССР имущество морских портов находилось в государственной собственности.
Морские порты, являясь юридическими лицами, осуществляли такие функции, как погрузка, разгрузка и обслуживание судов, различные операции с грузами, обслуживание пассажиров и т.д. и находились в подчинении Министерства морского флота СССР.
Морские порты также были наделены функциями по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также международных договоров.
Таким образом, законодательство СССР определяло морской порт как юридическое лицо, наделенное правоспособностью по осуществлению деятельности, связанной с обработкой грузов, обслуживанием судов и пассажиров, а также по осуществлению административно-властных полномочий в сфере торгового мореплавания.
В соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, морские торговые порты подлежали акционированию с соответствующей передачей их имущественного комплекса в собственность создаваемых на их базе акционерным обществам. При этом запрещалась приватизация ряда объектов морских портов, в том числе портовых гидротехнических сооружений и объектов атомного, учебного, гидрографического, ледокольного флота, имущества для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти, объектов и сооружений, входящих в системы управления движения судов, инспекции портового надзора, объектов морской аварийно-спасательной службы, электрорадионавигационной и технологической связи морского транспорта.
Особыми условиями акционирования и приватизации морских портов было установлено, что портовые сооружения и объекты, а именно причалы, подходные каналы, волноломы, железнодорожные пути и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры, не включаются в уставные капиталы создаваемых акционерных обществ, а используются на условиях аренды.
В целях государственного регулирования деятельности морских портов было предусмотрено создание морских администраций портов (МАП) и установлены принципы их финансово-хозяйственной деятельности.
Помимо полномочий по управлению не подлежащим приватизации государственным имуществом (причалами и другими гидротехническими сооружениями), на морские администрации были возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания на акватории порта, надзору технической эксплуатацией, ремонтом и реконструкцией ГТС, а также контроль за соблюдением международных договоров и законодательства в области морского судоходства.
Источником финансирования деятельности МАПов были определены портовые сборы и арендная плата за сдаваемое в аренду государственное имущество, а также средства от оказываемых услуг.
Службы капитанов соответствующих портов были переданы в морские администрации портов.
В результате акционирования морских портов и создания администраций морских портов фактически было проведено разделение функций морских портов, в процессе которого хозяйственные функции по обработке грузов, обслуживанию судов и пассажиров были переданы акционерным обществам, созданным на базе приватизированного имущества морских портов, а выполнение административно-властных полномочий в порту было отнесено к компетенции морских администраций портов.
Реформирование морских портов привело к тому, что они фактически из предприятий, осуществляющих портовую деятельность, превратились в экономические объекты, где портовая деятельность осуществляется неограниченным числом хозяйствующих субъектов (стивидорные и бункерные компании, агентские и экспедиторские фирмы и т.п.).
Введенный в действие в 1999 году Кодекс торгового мореплавания РФ юридически закрепил данное положение. В соответствии со ст. 9 КТМ под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг.
Следующим этапом реформирования стала реформа федеральных органов исполнительной власти в 2004 году, которая предусматривала необходимость реорганизации системы органов государственного управления на морском транспорте, в том числе в морских портах.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 № 705 были проведены мероприятия по реорганизации администраций морских портов (АМП), которые предусматривали передачу от АМП хозяйственных функций и необходимого для их выполнения государственного имущества в ФГУП «Росморпорт».