Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Творчество Никола Пуссена(1594–1665)



1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Никола Пуссена.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Снятие с креста (около 1630 г. Эрмитаж).

Аркадские пастухи (около 1630 г. Эрмитаж).

Танкред и Эрминия (1630 г. Эрмитаж).

Акид и Галатея (начало 1630-х гг. Дублин. Национальная галерея Ирландии).

Спящая Венера. Дрезден. Картинная галерея.

Пейзаж с Полифемом (1649 г. Эрмитаж).

Ринальдо и Армида (конец 1620-х гг. Москва. ГМИИ).

Аврора и Кефал (1630 г. Лондон. Национальная галерея).

«Времена года» (1660–1664 гг. Париж. Лувр).

Требование: анализ произведений Никола Пуссена.

Рекомендации:

1. При анализе нельзя забывать, что Пуссен создал художественную систему, которая объединила классицистические тенденции в законченное целое. В основе его искусства лежит представление о мире как о логически организованном единстве. Ее основные положения сводились к следующему: ориентацию на античность и Высокое Возрождение; стремление к созданию героического образа, воплощавшего равновесие между физической и духовной красотой.

2. Нужно учесть, что Пуссен стремился организовать композицию по принципу работы оркестра. Ключом композиции должен был стать модус — комбинация изобразительных средств (ритмы линий пластических форм, цветовые сочетания), цель которых вызвать определенное впечатление у зрителя. Таким образом, он стремился к единству всей структуры произведения. Это привело его и к разработке системы соответствия пластики фигур и жестикуляции: эмоциональному содержанию образов. Пуссен был склонен к геометрическим схемам построения композиции. Часто он помещал главный мотив на пересечении диагоналей. Важным в его произведениях была ритмическая организация.

3.Учитывая важность всех элементов структуры произведения, нельзя забывать об эмоциональной роли пейзажа в этой структуре.

4. При анализе его цикла «Времена года» необходимо иметь в виду, что в его основе лежала сложная программа, основанная на аллегориях. Временам года соответствуют библейские сюжеты. Весна — это земной рай (Ева предлагает Адаму запретный плод); лето — история Руфи и Воза (их сын — прадед царя Давида); осень — возвращение из Ханаана (мотив книги «Исход»); зима — Всемирный потоп (стихийные силы безжалостно убивают жизнь).

5. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Италия, Испания, Франция»), а также видеофильмам «Лувр», «Картины «Времена года» Пуссена, которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

Франция

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Франции XVIII в.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

Антуан Ватто(1684–1721):

Праздник любви (1721 г. Дрезден. Картинная галерея).

Паломничество на остров Кифера (1717 г. Париж. Лувр).

Франсуа Буше(1703–1770): Геркулес и Омфала. Москва. ГМИИ.

Жан Оноре Фрагонар(1732–1806):Счастливые возможности качелей. (Качели) 1766 г. Лондон. Собрание Уоллес.

Жан Батист Симеон Шарден(1699–1779):

С рынка (1739 г. Париж, Лувр).

Прачка. Эрмитаж.

Натюрморты.

Жак Жермен Суффло(1713–1780): Пантеон в Париже (бывшая Церковь Святой Женевьевы), начало 1755 г.

Гюбер Робер(1733–1808): Римские пейзажи.

Жан Антуан Гудон(1741–1828): Портрет Вольтера (около 1781 г. Эрмитаж).

Жак Луи Давид(1748–1825):

Клятва Горациев (около 1784 г. Париж. Лувр).

Смерть Сократа (1787 г. Нью-Йорк. Метрополитен).

Смерть Марата (1793 г. Брюссель. Музей).

Коронация Наполеона (1805–1807 гг. Париж. Лувр).

Требование: анализ произведений Франции XVIII в.

Рекомендации:

1. При анализе архитектуры необходимо определить основное направление, к которому был склонен автор: барокко, рококо, классицизм. Исходя из этого, определив программу произведения, можно оценивать достоинства и недостатки планировки архитектурного сооружения, анализировать его конструктивно-декоративные особенности.

2. При рассмотрении живописи, прежде всего, необходимо определить жанр и то направление, к которому принадлежит исследуемая работа. Это могут быть академизм, барокко, рококо, классицизм, которые могут отразиться в произведении в разной степени. Это может отразиться и на выборе сюжета, и на художественной форме: в композиции, живописном решении картины.

3.При анализе скульптуры можно сравнить работу с каким-либо произведением предыдущего стиля периода барокко. В этом случае яснее видна специфика стилей XVIII в.: рококо или классицизма.

4.Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Франция. XVIII в.»), а также видеофильмы «Париж», «Лувр», «История Лувра», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 

Рококо

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями эпохи рококо.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Архитектура:

Жермен Боффан(1667–1754), Шарль Натуар:Овальный зал отеля Субиз в Париже (1730-е гг.).

Живопись:

Никола де Ларжильер (1656–1746):

Портрет дамы. Москва. ГМИИ.

Автопортрет с семьей (около 1710–1712 гг. Париж. Лувр).

Антуан Ватто(1684–1721):

Сатира на врачей. Москва. ГМИИ

Савояр с сурком (1709 (1716) г. Эрмитаж).

Жиль (1720 г. Париж. Лувр).

Праздник любви (1721 г. Дрезден. Картинная галерея).

Равнодушный (Париж. Лувр).

Финетта (Париж. Лувр).

Затруднительное предложение (около 1711 г. Эрмитаж).

Паломничество на остров Кифера (1717 г. Париж. Лувр).

Капризница. Эрмитаж.

Гамма любви. Лондон. Национальная галерея.

Мецетен. Нью-Йорк. Метрополитен музей.

Актеры французской комедии. Эрмитаж.

Вывеска Жерсена (1720–1721 гг. Берлин. Щарлоттенсбургский дворец).

Рисунки.

Никола Ланкре(1690–1743):

Качели. 1730–1740-е гг. Роттердам, собрание Тиссен-Борнемиса.

Танцовщица Камарго (около 1730 г. Эрмитаж).

Дама в саду. Эрмитаж.

Лиотар (1702–1789): Швейцарец; Шоколадница (Дрезденская картинна галерея).

Пьетро Лонги(1702–1789):

Портрет дамы. Роттердам. Собрание Тиссен-Борнемис.

Сцена в передней игорного дома.

Франсуа Буше(1703–1770):

Геркулес и Омфала (Москва. ГМИИ).

Юпитер и Калисто (Москва. ГМИИ).

Отдых на пути в Египет (1757 г. Эрмитаж).

Пасторальная сцена (1740 гг. Эрмитаж):

романтические пейзажи;

работы для шпалерной мастерской.

Морис Кантен де Латур(1704–1788):Портрет мадам Помпадур. Париж, Лувр.

Франсуа Юбер Друэ (1727–1775): Портрет мадам Помпадур. Лондон. Национальная галерея.

Жан Оноре Фрагонар(1732–1806):

Счастливые возможности качелей (Качели). 1766 г. Лондон. Собрание Уоллес.

Поцелуй украдкой (Эрмитаж).

Выигрышный поцелуй (Эрмитаж).

Дети фермера до 1770 г. (Эрмитаж).

Читающая молодая девушка (1776 г. Вашингтон. Национальная галерея).

Жан Батист Грез(1735–1805):

Женские головки.

Балованое дитя (1765 г. Эрмитаж).

Паралитик или плоды хорошего воспитания (1763 г. Эрмитаж).

Жанровые сценки.

Требование: анализ произведений эпохи рококо.

Рекомендации:

1. При анализе архитектуры необходимо иметь в виду, что стиль рококо проявился в декоре сооружений, а не в характере конструкций и планировки. Поэтому архитектурное сооружение может быть построено в соответствии с принципами барокко (например, иметь сложную планировку) или классицизма (имея ясную и простую конструкцию), но его интерьеры декорированы в духе рококо.

2. При анализе архитектуры необходимо учитывать главные особенности этого стиля: стремление придать интерьеру легкость и изящество. Поэтому нужно обратить особое внимание на те художественные средства, при помощи которых художник достиг этого. Несмотря на то, что обычно декораторы обращались к тем же приемам, что и в период барокко (лепнина, зеркала, роспись стен), однако рококо их трактовал по-своему. Линии декора становятся более сложными по конфигурации, обрамления асимметричными, растительные мотивы мельче, изящнее; колорит утрачивает яркость и обращается к пастельным оттенкам: бледно-розовому, светло-голубому, песочному, белому.

3. Если говорить об интерьерах рококо, нельзя забывать интерес художников к экзотическим (восточным) мотивам. К ним относятся, например, «китайские» пейзажи с пагодами, сюжетами, заимствованными из китайского народного лубка, мода «шануазри» в мебели (напоминающая черно-лаковые китайские шкатулки), популярность восточного фарфора.

4. При рассмотрении живописных произведений необходимо определить, насколько сюжет соответствует идеям рококо. Сцены античной мифологии этого стиля чаще всего носят лирический, а иногда и фривольный характер. В сюжетах большую роль начинает играть поэтическая фантазия, создающая «воображаемые спектакли» в духе «современных жанров», к которым можно отнести пасторали, общества, отдыхающие на лоне природы и др.

5. Необходимо учесть, что при некоторой легкомысленности сюжетов рококо, это искусство обращалось к чувствам человека, стремилось выразить переменчивое состояние человеческой души, рассчитывало на отзывчивость зрителя.

6.При анализе важно учесть и то, что интерес художников к передаче эмоциональных оттенков привел к изменению живописной «кухни» произведений. Она вернулась к многослойной живописи, построенной на тонких сложных полутонах, валерах, когда большую роль стали играть лессировки, позволяющие достичь так называемых «исчезающих» эффектов. Это позволило сделать пространство картины более насыщенным воздухом и светом, листву деревьев прозрачной, как дым.

7. При анализе скульптуры можно отметить схожесть художественных приемов с произведениями барокко: в использовании сложных ракурсов, живописных драпировок. Однако, как и в архитектуре, все это имело более изящный характер.

8. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Франция. XVIII в.»), а также видеофильмы «Париж», «Лувр», «История Лувра», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Эпоха Просвещения

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями эпохи Просвещения.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Архитектура:

Жак Анж Габриель(1696–1782):

Площадь Согласия в Париже (1765 г.).

Малый Трианон в Версале (1762–1764 гг.).

Военная школа. Ансамбль Инвалидов. 1751-75гг.

Жак Жермен Суффло(1713–1780):Пантеон в Париже (бывшая Церковь Святой Женевьевы). Начало 1755 г.

Жак Гондуен(1737–1818): Хирургическая школа в Париже (1769–1775 гг.).

Клод Никола Леду(1736–1806): Проект идеального города Шо.

Шарль Персье, П. Фонтен:Арка Карузель в Париже (1806 г.).

Живопись:

Жан Батист Симеон Шарден(1699–1779):

Автопортрет с зеленым козырьком (1770-е гг. Париж. Лувр).

С рынка (1739 г. Париж, Лувр).

Карточный домик (Париж, Лувр).

Прачка (Эрмитаж).

Молитва перед обедом.

Натюрморт со скатом (Париж, Лувр).

Натюрморт «Атрибуты искусств» (Москва. ГМИИ).

Натюрморт «Атрибуты искусств» (Эрмитаж).

Жан Батист Перроно(1715–1783): Портрет мальчика с книгой (1740-е гг. Эрмитаж).

Гюбер Робер(1733–1808): Пейзажи с римскими руинами.

Скульптура:

Гийом Кусту(1677–1746):

Мария Лещинская в виде Юноны (1730–1731 гг. Париж. Лувр).

Укротитель коня (1740–1745 гг. Париж. Площадь Согласия).

Жан Батист Пигаль(1714–1785):

Меркурий, завязывающий сандалию (1744 г. Париж. Лувр).

Гробница Морица Саксонского (1753–1776 гг. Страсбург. Церковь Сан Тома).

Автопортрет (1780 г. Париж. Лувр).

Этьен Морис Фальконе(1716–1791):

Купальщица (1756 г. Эрмитаж).

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге установлен в 1782 г.

Требование: анализ произведений эпохи Просвещения.

Рекомендации:

1. Необходимо учесть особенности эпохи Просвещения, когда на формирование умонастроений стали влиять идеи Дидро, Руссо, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, организовавших в 1751 г. издание энциклопедии. Главным утверждением стало могущество разума, способствовало этому развитие науки и техники. Важно понять их позицию, активно критикующую безыдейность и легкомыслие искусства рококо, призыв художников «заклеймить торжествующий порок» и «обессмертить величие и прекрасные поступки». Для эпохи Просвещения было характерно пробуждение интереса к классическим древностям, в том числе под влиянием открытия и началом раскопок Геркуланума (1738 г.) и Помпей (в 1748 г.), погребенных в 79 г. н.э. при извержении Везувия.

2. При анализе темы исследуемого произведения необходимо обратить внимание на ее демократический характер. Идеи Просвещения во многом повлияли на популярность сюжетов, близких Малым голландцам XVII в., обращенных к зрителям разных социальных слоев (сцены из жизни городских низов, нравоучительные темы, осуждающие людские пороки).

3. При рассмотрении живописи и скульптуры можно заметить, как художники начали стремиться к упрощению композиций, трактовок таких традиционных жанров, как портрет и натюрморт.

4. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Франция. XVIII в.»), а также видеофильмы «Париж», «Лувр», «История Лувра», «Натюрморт со скатом» Шардена», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Италия

Задания:

1.Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями Италии XVIII в.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

Себастьяно Риччи (1659–1734):

Монументальные композиции.

Нептун и Амфетрита (около 1691–1694 гг. Роттердам. Собр. Тиссен-Борнемиса).

Бахус и Ариадна. Роттердам. Собр. Тиссен-Борнемиса.

Исцеление слепого. Воронеж. Музей изобразительных искусств.

Алессандро Маньяско (1667–1749):

Танец Коломбины (1709 г. Венеция. Собр. Италико Брас).

Вакханалия (Москва. ГМИИ).

Монах, обучающий сороку (Москва. ГМИИ).

Обучение сороки (1710-е гг. Флоренция.Уффицци).

Река (1716 г. Бриньяно. Фреска в Кастелло Висконтео).

Дон Кихот (1720-е гг. Детройт. Частное собрание).

Судилище (1720-е гг. Франкфурт. Собрание Института Штедель).

Библиотека монахов (1720-е гг. Венеция. Собрание. Италико Брасс).

Трапезная в монастыре (1720-е гг. Бассано. Музей).

Трапеза монахинь.

Фантастическая сцена (1730-е гг. Павия. Церковь Санта Мария Ассунта).

Джовани Баттиста Тьеполо (1696–1770):

Роспись кайзеровского зала в епископской резиденции в Вгорцбурге (1751 г.).

Росписи палаццо Лабиа в Венеции (около 1750 г.).

Росписи китайского дворца в Ораниенбаумане до 1762 г.

Меценат представляет императору Августу свободные искусства (около 1745 г. Эрмитаж).

Антонио Каналетто (1697–1768): пейзажи Венеции.

Франческо Гварди (1712–1793): виды двориков Венеции.

Бернардо Белотто (1720–1780):

Пейзажи.

Виды Венеции, Виды Дрездена.

Дж. Батиста Пиранези:архитектурные виды.

Скульптура:

Николо Сальви:фонтан ди Треви в Риме (1732–1762 гг.).

Антонио Канова (1757–1822):

Орфей и Эвридика (Эрмитаж).

Надгробие папы Климента XIII (Рим. Собор Святого Петра).

Амур (Париж, Лувр).

Амур и Психея (Эрмитаж).

Амур и Психея (Париж. Лувр).

Кающаяся Магдалина.

Три грации (Эрмитаж).

Танцовщица (Эрмитаж).

Портрет Паолины Боргезе в виде Венеры (1808 г. Рим. Галерея Боргезе).

Требование: анализ произведений Италии XVIII в.

Рекомендации:

1. Прежде, чем приступить к анализу произведений итальянских художников, необходимо вспомнить, что их успех опирался, с одной стороны, на все еще очень высокий уровень искусства, доставшийся в наследство от предыдущих эпох, с другой, был связан с чрезвычайной популярностью Италии как месте паломничества всего культурного бомонда Европы. Особенно это касалось Рима, как города античных руин и искусства Рафаэля, и Венеции, как города праздников и маскарадов. Именно поэтому Италия на протяжении всего XVIII в. продолжала питать и рококо, и классицизм.

2. При анализе монументальной живописи можно обратить внимание на то, как художники стремились использовать традиции венецианской живописи XVI в. (особенно Веронезе и Тинторетто).

3. При анализе пейзажа необходимо различать особенности того типа пейзажа, к которому относится исследуемая работа (традиционный тип так называемого «итальянского» пейзажа, ведута или архитектурный пейзаж). От этого зависит определение той задачи, которую художник ставил перед собой: пейзаж-фантазия, или пейзаж конкретной местности, выполненной с максимальной точностью (иногда с помощью камеры-обскуры).

4. При анализе скульптуры можно обратить внимание на следование классическим античным образцам.

5. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Италия XVIII в.»), а также видеофильм «Великие музеи мира. Лувр. Итальянская живопись XVIII в.», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.