Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Архитектура и скульптура Италии



Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями архитектуры и скульптуры Италии XVII в.

2. Запомнить наиболее знаменитые из них.

Джакомо Бароцци Виньола(1507–1573): Церковь Иль Джезу в Риме. 1575 г.

Джакомо делла Порта(1540–1602):

Церковь Иль Джезу в Риме (1575 г.).

Вилла Альдобрандини, близ Рима (1598–1603 гг.).

Доменико Фонтана(1543–1697): Латеранский дворец в Риме (1586–1590 гг.).

Карло Мадерна(1556–1629): Главный архитектор Собора Святого Петра в Риме (с 1604 г. Пристройка базилики).

Бальтазаре Лонгена(1598–1682):

Церковь Санта Мария дель Салюте в Венеции (1631–1687 гг.).

Палаццо Пезаро в Венеции (1676–1710 гг.).

Франческо Барромини(1599–1667 гг.):

Церковь Сан Карло алле Куатро Фонтана («у четырех фонтанов») в Риме (1634–1667 гг.).

Церковь Сант Иво в Риме (1642–1660 гг.).

Церковь Сант Аньезе ин Агоне на площади Навона (1653–1661 гг.).

Карло Райнальди(1611–1691):

Две церкви на площади Дель пополо в Риме (Санта Мария ин Монте Санто и Санта Мария Мироколи середина XVII в.).

Джовани Лоренцо Бернини(1598–1603):

Архитектура:

Бронзовая сень в Соборе Святого Петра в Риме (1624–1633 гг.).

Площадь перед собором Святого Петра в Риме (1656–1667 гг.).

Скала Реджа (1663–1666 гг.).

Церковь Сант Андреа Квиринале в Риме (1653–1658 гг.).

Скульптура:

Давид (1623 г. Рим. Галерея Боргезе).

Аполлон и Дафна (1622–1625 гг. Рим. Галерея Боргезе).

Фонтан Тритона на площади Барберини в Риме (1637 г.).

Экстаз Святой Терезы (1645–1652 гг. Рим. Церковь Санта Мария делла Виттория).

Кафедра собора Святого Петра в Риме (1657–1666 гг.).

Портрет Людовика XIV (1665 г. Версаль. Дворец).

Требование: анализ произведений архитектуры и скульптуры Италии XVII в.

Рекомендации:

1. При анализе архитектуры необходимо иметь в виду, что в итальянской архитектуре барочная стилистика распространяется как на внешний, так и на внутренний облик зданий.

2. Чтобы научиться понимать архитектуру этого периода, прежде всего, нужно усвоить основные признаки барокко:

а) повышенная, подчеркнутая монументальность, представительность (достигались чисто декоративными, часто искусственными средствами), когда декоративное решение в архитектуре преобладает над конструктивным, а декоративные элементы часто «маскируют» конструкцию ( фасад стремится «заслонить» основную часть здания);

б) живописность, динамичность форм;

в) ощущение неожиданности при восприятии архитектуры (преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений);

г) применение скульптурных архитектурно-декоративных мотивов: разорванных фронтонов, волют (архитектурно-декоративные детали в виде завитка); картушей (скульптурно и орнаментально оформленный герб на фасаде здания), эдикул (ниш, обрамленных парой колонн, полуколонн или пилястр), увенчанных фронтоном.

д) широкое использование криволинейных форм. Неравномерное распределение архитектурных средств;

е) новое решение проблемы синтеза искусств: огромную роль здесь играют и скульптура, и живопись, часто создающие иллюзию новых архитектурных форм, усиливающую ощущение пышности интерьеров.

3. При анализе скульптуры можно отметить стремление художников к эмоциональным, повышенно драматичным или радостным, но всегда напряженным темам (погоня, похищение, борьба и т.п.), а также распространение двух–трехфигурных композиций, позволяющих создать более динамичную композицию.

4. При рассмотрении скульптурных групп и портретов необходимо учесть наиболее распространенные художественные приемы: разворот фигур по спирали, построение композиции по диагоналям, направленным в разные стороны, использование драпировок с динамичными глубокими складками, обращение к воспроизведению разных фактур (например, контраст между гладкой и шероховатой поверхностью камня). Живописность произведений может быть достигнута не только пластическими средствами (игрой светотени), но и использованием в одной работе разных материалов: белого и цветного мрамора, бронзы, золочения.

5. Можно отметить склонность скульпторов к синтезу искусств, когда важную роль в создании художественного образа играют «не скульптурные» средства выразительности: подсветка (когда место скульптуре отведено у окна), вода (например, скульптура фонтанов).

6. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделам «Архитектура XVII–XIХ вв.», «Скульптура XVII–XIХ вв.»), а также к видеофильмам «Рим», «Венеция», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

Живопись Италии

Задания:

1. Посмотреть видеофильмы, слайды, репродукции с произведениями живописи Италии XVII в.

2.Запомнить наиболее знаменитые из них.

Братья Караччи (Людовико 1555–1619 гг.; Агостино 1557–1602 гг.; Аннибале 1560–1609).

Святые жены у гроба воскресшего Христа (1590-е гг. Эрмитаж).

Роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме (1597–1604 гг.).

Организация «Академии идущих по правильному пути» в Болонье (1585 г.).

Караваджо (Микеланджело Меризи) (1573–1610):

Больной вакх. Рим. Галерея Боргезе.

Вакх (1590 г. Флоренция. Уффици).

Юноша с корзиной фруктов (Рим. Галерея Боргезе).

Мальчик, укушенный ящерицей (Флоренция. Собрание Лонги).

Лютнист (около 1595 г. Эрмитаж).

Гадалка. Париж. Лувр (около 1592–1594 гг.).

Святые Марфа и Магдалина. Детройт. Институт искусств.

Отдых на пути в Египет. Рим. Галерея Дориа-Памфили.

Юдифь. Рим. Национальная галерея.

Призвание апостола Матфея. Рим. Церковь Сан Франчези.

Обращение Савла. Рим. Церковь Санта Мария дель Пополо.

Трапеза в Эммаусе. Лондон. Национальная галерея.

Трапеза в Эммаусе. Милан. Библиотека Брера.

Христос у колонны. Милан.Музей изобразительных искусств.

Смерть Марии. Париж. Лувр.

Гвидо Рени(1575-1642):

Юность Девы Марии (1610-е гг. Эрмитаж).

Иосиф с младенцем на руках. Эрмитаж.

Два мула. Москва. ГМИИ.

Бернардо Строцци (1581–1644):

Старая кокетка (1620-е гг. Москва. ГМИИ).

Аллегории:

Аллегория искусств (около 1640 г. Дрезден. Картинная галерея).

Аллегория музыки (Дрезден, Картинная галерея).

Доменико Фетти(1589–1623):

Притча о потерянной драхме (1618–1621. Дрезден. Картинная галерея).

Портрет актера (начало 1620-х гг. Эрмитаж).

Притча о сеятеле плевел (около 1621 г. Прага. Картинная галерея).

Архимед (Дрезден. Картинная галерея).

Гверчино(1591–1666): Росписи виллы Людовизи в Риме (1621–1623 гг.).

Пьетро да Картона(1596–1669): Роспись плафона палаццо Барберини в Риме (1633–1639 гг.).

Сальватор Роза(1615–1673):

Пейзаж с мостом (1640-е гг. Флоренция. Галерея Питти. Флоренция).

Пейзаж с философами (1645 г. Галерея Питти. Флоренция).

Воины, играющие в кости.

Гварино Гварини(1624–1683): Палаццо Кариньяно в Турине (1679 г. – после 1683 г.).

Лука Джордано(1632–1705):

Кузница Вулкана.

Битва Лапифов с Кентаврами.

Идолослужение Соломона. Рига. Музей зарубежного искусства.

Джованни Баттиста Гаули(1639–1709): Роспись плафона церкви Иль Джезу в Риме («Поклонение имени Христа»). 1670–1680 гг.

Андрея Поццо(1642–1709): Роспись плафона церкви Сант Иньяццо в Риме («Апофеоз Игнатия Лойолы»). 1691–1694 гг.

Требование: анализ произведений живописи Италии XVII в.

Рекомендации:

1. Необходимо учесть, что стремление к более естественному выражению чувств, проявившиеся в живописи в это время, было выражением своеобразного протеста против условности и склонности к стереотипам маньеризма в искусстве предыдущего периода. Можно учесть, что в XVII в. тематика изобразительного искусства в основном делится на два комплекса: мифологические образы и бытовые мотивы. При анализе важно выявить то, в какой степени рассматриваемое произведение отражает ведущие тенденции этого времени:

формирующийся академизм (классицизм),

укрепляющий свои позиции реализм,

проявляющееся во всех сферах барокко.

2. Анализируя произведение, необходимо выявить, насколько новая академическая школа оказала на него воздействие. При этом важно понимать сущность этого нового направления, связанного с Болонской Академией братьев Караччи, которые в 1585 г. организовали «Академию идущих по правильному пути» в Болонье (болонский академизм). «Вместо обучения в мастерских, они выдвинули идею систематического преподавания предметов, которые необходимы в практике художника»: обучение рисунку, живописи, перспективе, истории, мифологии, литературе, рисование с натуры (натурщиков).

Их творческой программой было возрождение монументального искусства и традиций Высокого Возрождения, живопись которого им представлялась неким «абсолютом». Она являлась не столько отправным пунктом для творческих исканий, сколько источником, откуда можно черпать уже найденные эстетические решения (это привело к рассудочному эклектизму). Однако академисты занимались и натурными штудиями. Но поскольку натура для академиста груба и несовершенна, они старались её преобразить, идеализировать в соответствии с нормами классического искусства.

Таким образом, искусство для «болонских академиков» противопоставлялось жизни, поэтому для их творчества характерны:

отвлечённость образов;

замена искренности высокопарной риторикой;

величия страстей — театральным пафосом;

эмоциональной экспрессии – «этюдами выражения»;

подмена понятия прекрасного идеализацией;

монументальности внешним великолепием и импозантностью.

3. При анализе необходимо обратить внимание и на влияние реалистической тенденции в искусстве, для которой характерно утверждение художественной ценности реальной действительности, что отразилось и на тематической картине, и на портрете, и на пейзаже, бытовом жанре, натюрморте. Нельзя не учесть при этом влияние творчества Караваджо («караваджизм»), когда впервые отдельно взятый натурный объект (частный мотив: человек, сценка или предмет) предстали как самодостаточный завершенный художественный образ. Это свидетельствовало о том, что искусство вышло из рамок «мифологизма».

Он открыл, что в искусстве нет другого критерия истины, кроме следования правде реальной натуры.

Реформа Караваджо — отказ от образов идеального строя и его обращение к реальности (не преображённой) кардинально изменило отношение и к мифологическим образам. Можно проанализировать, насколько «караваджизм» повлиял на рассматриваемое произведение.

4. При выявлении «караваджизма» следует особое внимание обратить на характер освещения изображаемого.

5.При анализе можно выявить и характерные особенности барокков живописи этого периода: напряженную экспрессию, чувственную осязаемость, поиск новых композиционных и живописных приемов (в композиции – это свобода и как бы случайность, вместо уравновешенности композиций эпохи Возрождения). Этому способствовали смещение композиционного центра, объединение фигур в динамические группы (главным образом по диагональным линиям).

6. При анализе пространства барокко можно отметить, что вместо обычного для эпохи Возрождения деления пространства на отдельные слои, теперь оно охватывается единым взглядом, создавая впечатление случайного фрагмента необъятного целого. Можно обратить внимание на то, что стремление к экспрессивности приводит к использованию контрастов (образов, освещенных, теневых планов, контрастов цвета). Для барокко характерно и изменение живописной фактуры: от линейно-пластической трактовки форм — к живописной.

7. При рассмотрении монументальной живописи барокко необходимо выявить тяготение к декоративности, иногда в ущерб содержанию, а также отсутствие большой идеи.

8. Чтобы успешнее выполнить задание, необходимо обратиться к картотеке репродукций произведений искусства (в частности, к ее разделу «Италия XVII в.»), а также видеофильм «Великие музеи мира. Лувр. Итальянская живопись», которые находятся в методическом кабинете кафедры искусствоведения факультета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.