Все Скандинавские страны проводят политику жилищного субсидирования, которое различается только масштабами. В Дании, Финляндии и Швеции жилищные субсидии получают примерно 20% домохозяйств, в Исландии и Норвегии ― около 5%. Доля жилищных субсидий в ВВП составила в 1999 г. в Дании примерно 1,3%, в Финляндии – 1,1%, в Швеции – 0,8%, в Исландии – 0,4%, в Норвегии – 0,1%.
Существенную роль в системе субсидирования играют налоговые льготы, состоящие в том, что из налогооблагаемой базы вычитаются проценты по ипотечным кредитам. Это право действует во всех Скандинавских странах, кроме Исландии, где жилищные кредиты предоставляются в рамках системы субсидирования процентной ставки.
Политика помощи гражданам в обеспечении жильем, реализуемая в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции, характеризуется сочетанием предоставления жилищных субсидий и налоговых льгот. Это касается 80% субсидий в Дании, Финляндии и Швеции и 95% субсидий в Норвегии.
Главные формы субсидирования ― это, во-первых, предоставление государственных жилищных кредитов с процентной ставкой ниже рыночной (Финляндия и Норвегия) и, во-вторых, субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками (Дания, Финляндия и Швеция). Кредиты с субсидируемой процентной ставкой дополнительно обеспечиваются государственными (или муниципальными, как в Дании) гарантиями.
Одной из причин развития системы субсидирования жилищного строительства являются недостаточные объемы строительства жилья, предназначенного для сдачи в аренду, а также жилья для студентов и пожилых людей.
19.4. Опыт Чили[154]
Чилийская система помощи гражданам в улучшении жилищных условий базируется на трех китах: целевые субсидии, жилищные контрактные сбережения, ипотечные жилищные кредиты. Малодоходным группам населения предоставляются прямые целевые субсидии. Отбор получателей субсидий основывается на двух показателях ― на уровне доходов семьи и сумме контрактных сбережений семьи. Предложение нового жилья, в основном построенного частными подрядчиками, находится в соответствии со спросом покупателей. Велика роль государства в финансовой поддержке нуждающихся: в частности, беднейшим семьям предоставляются ипотечные кредиты и/или подрядные организации осуществляют строительство жилья, которое не предлагается непосредственно на рынке.
Начиная с 1970 г. чилийское правительство проводит политику оказания помощи в обеспечении граждан жильем путем предоставления целевых субсидий семьям с низкими и умеренными доходами для первоначального взноса при приобретении первого жилья. Беднейшие семьи получали прямые пособия от государства, покрывающие 75% стоимости жилья. Жилищные субсидии для семей с невысокими доходами предоставлялись в меньших размерах. При определении семей, которые могут получить государственные субсидии, решающим фактором обычно является наличие у домохозяйств жилищных сбережений. Кроме того, в системе жилищного финансирования присутствуют рыночные ипотечные кредиты, которые доступны для средне- и высокодоходных семей.
Жилищное финансирование осуществляется главным образом коммерческими банками, которые предоставляют долгосрочные кредиты на 10―20 лет, сроки некоторых кредитов достигают 30 лет. В Чили сложился конкурентный финансовый рынок, обеспечивающий жилищное финансирование путем предоставления кредитов в местной валюте по приемлемым процентным ставкам, индексируемым в зависимости от изменения уровня инфляции. Источниками ресурсов для этих кредитов выступают долгосрочные ресурсы местного рынка капитала, в основном таких институциональных инвесторов, как частные пенсионные фонды и страховые компании.
Таким образом, в Чили решение жилищной проблемы осуществляется за счет двух разных, но взаимосвязанных финансовых систем:
· правительственной программы субсидирования, нацеленной на семьи с низкими доходами;