Сотрудники паспортно-визовой службы, получив паспорта осужденных, проставляют в них штампы о снятии с регистрационного учета по месту жительства и возвращают паспорта работникам следственных изоляторов для приобщения их к делам осужденных.
Для снятия осужденных с регистрационного учета по месту жительства сотрудники паспортно-визовой службы извещают должностных лиц, ответственных за регистрацию, а также граждан и юридических лиц, предоставляющих для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, о необходимости снятия осужденных граждан с регистрационного учета. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, представляют в паспортно-визовую службу на снимаемых с регистрационного учета осужденных карточки регистрации, поквартирные карточки или домовые (поквартирные) книги, а также адресные листки убытия.
Поступившие из следственных изоляторов сообщения сотрудниками паспортно-визовой службы ставятся на контроль до снятия осужденных с регистрационного учета по месту жительства.
Если осужденные были зарегистрированы по месту жительства другими органами регистрационного учета, сообщения следственными изоляторами направляются в соответствующую паспортно-визовую службу для снятия их с регистрационного учета.
В случаях, когда о снятии с регистрационного учета по месту жительства осужденных к лишению свободы ходатайствуют заинтересованные физические или юридические лица, снятие указанных лиц с регистрационного учета производится на основании заверенных в установленном порядке копий вступивших в законную силу приговоров судов.
Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в случаях признания их безвестно отсутствующими, выселения из занимаемых жилых помещений или признания утратившими право пользования жилыми помещениями, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации, производится на основании представленных заинтересованными физическими и юридическими лицами надлежаще заверенных копий вступивших в законную силу решений судов.
Снятие с регистрационного учета умерших или объявленных решением суда умершими производится на основании поступивших в паспортно-визовую службу из органов ЗАГС или органов местного самоуправления описей и паспортов умерших или объявленных умершими.
Если при регистрации смерти паспорта сданы не были и изъять их не представилось возможным, снятие с регистрационного учета умерших или объявленных умершими производится на основании описей органов ЗАГС.
Когда о снятии с регистрационного учета умерших или объявленных умершими заявляют заинтересованные физические или юридические лица, снятие с регистрационного учета умерших или объявленных умершими производится на основании предъявленных свидетельств о смерти.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания
Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях - по их выбытии. При этом заявлений от граждан о снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и составления на них адресных листков убытия не требуется.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила регистрации), снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано ФМС России или ее территориальными подразделениями в признании их вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами соответствующих органов регистрационного учета.
11.3. Административная ответственность граждан Российской Федерации за проживание без паспорта или без регистрации
Административная ответственность гражданина Российской Федерации за проживание без паспорта или без регистрации предусмотрена ст. 19.15 КоАП. В данной статье содержится несколько составов административных правонарушений, имеющих один объект посягательства, - конституционные права и свободы российских граждан и установленный порядок, предусматривающий обязанность гражданина Российской Федерации иметь удостоверение личности гражданина (паспорт) и оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства. Причем ч. 1 названной статьи устанавливает ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а ч. 2 - за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Поэтому по ч. 1 ст. 19.15 КоАП несет ответственность сам гражданин, который проживает без паспорта или без регистрации, а по ч. 2 - лицо, ответственное за соблюдение правил регистрационного учета.
Согласно Указу Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, указано, что паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения.
Помимо сведений о личности граждан в паспорте производятся отметки и записи:
- о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета;
- об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
- о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами ЗАГС и органами внутренних дел;
- о детях, не достигших 14-летнего возраста, - органами ЗАГС и органами внутренних дел;
- о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - органами внутренних дел;
- о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки:
- о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения;
- об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами.
В паспорте заполняются следующие реквизиты:
- об органе внутренних дел, выдавшем паспорт;
- о дате выдачи паспорта;
- код паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт;
- личная подпись гражданина;
- подпись начальника паспортно-визового подразделения органа внутренних дел, выдавшего паспорт.
Срок действия паспорта:
- от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
- от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
- от 45 лет - бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
- достижение возраста, при котором необходимо обменять паспорт;
- изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;
- изменение пола;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
- обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Выдача и замена паспортов производится территориальными органами ФМС России по месту жительства граждан. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится по месту их пребывания или по месту фактического проживания.
Бланк паспорта гражданина Российской Федерации изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке.
Нумерация бланка паспорта, состоящая из трех групп цифр, воспроизведена в верхней части 2, 3, 18 и 19-й страниц и нижней части 5, 7, 10, 11, 14 и 16-й страниц.
Обложка бланка паспорта изготовлена из износостойкого материала темно-красного цвета. В верхней ее части в две строки размещены слова "Российская Федерация", в середине воспроизведен золотистый тисненый Государственный герб РФ (без щита), а под ним - слово "паспорт".
В центре внутренней страницы обложки помещено изображение Московского Кремля, под которым расположен типографский рисунок "розетка".
В верхней части первой страницы бланка паспорта воспроизведено цветное изображение Государственного герба РФ. В середине (под гербом) в орнаментальном оформлении напечатаны в три строки слова "паспорт гражданина Российской Федерации". Под словами расположен типографский рисунок "розетка".
Текст реквизитов и строки для внесения записей на 2, 3, 16 и 17-й страницах бланка паспорта расположены параллельно сгибу бланка. Строки для внесения записей наносятся с интервалом 6,6 мм.
В верхней части 2-й страницы бланка паспорта напечатаны с ориентацией по центру слова "Российская Федерация", ниже - слова "Паспорт выдан", "Дата выдачи", "Код подразделения", "Личный код", "Личная подпись".
В левом нижнем углу страницы напечатана подстрочная черта для подписи начальника подразделения паспортно-визовой службы органа внутренних дел, выдавшего паспорт, и отведено место для проставления печати, обозначенное буквами "М.П.".
Третья страница бланка паспорта предназначена для размещения на ней персональных данных гражданина Российской Федерации. Страница состоит из двух частей: верхние три четверти страницы - визуальная зона, в которой слева размещена фотография владельца паспорта размером 35 x 45 мм, а справа - следующие реквизиты паспорта: "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Пол", "Дата рождения", "Место рождения". Место для наклейки фотографии обозначено уголками. Нижняя четверть страницы, противоположная сгибу, - зона для внесения машиносчитываемых записей.
На странице 4-й записи и отметки не производятся.
Страницы бланка паспорта с 5-й по 12-ю предназначены для проставления отметок о регистрации гражданина и снятии его с регистрационного учета по месту жительства. В верхней части 5-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит "Место жительства".
Тринадцатая страница бланка паспорта предназначена для проставления отметок об отношении гражданина к воинской обязанности. В верхней части 13-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит "Воинская обязанность".
Четырнадцатая и 15-я страницы бланка паспорта предназначены для производства отметок о регистрации и расторжении брака. В верхней части 14-й страницы с ориентацией по центру размещен реквизит "Семейное положение".
Шестнадцатая и 17-я страницы бланка паспорта предназначены для внесения сведений о детях владельца паспорта. В верхней части 17-й страницы бланка паспорта (параллельно сгибу) с ориентацией по центру размещен реквизит "Дети". На 17-й странице с продолжением на 16-й расположена таблица, состоящая из 18 строк и четырех граф (слева направо): "Пол", "Фамилия, имя, отчество", "Дата рождения", "Личный код".
Восемнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о группе крови и резус-факторе владельца паспорта и о его идентификационном номере налогоплательщика.
Девятнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В верхней части 20-й страницы бланка паспорта расположен типографский рисунок - орнаментальная бордюрная полоса с ориентацией по центру, под рисунком напечатан заголовок "Извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" и далее воспроизведен соответствующий текст.
На 5, 7, 9, 11, 13, 15 и 19-й страницах напечатано выполненное стилизованными буквами в орнаментальном оформлении слово "Россия".
Исходя из вышеизложенного, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности (паспорта) означает, что лицо не получило в установленном порядке этот документ или, утратив его, не получило нового, а также если лицо не обменяло паспорт в установленный срок при наличии оснований для его обмена.
Недействительным удостоверение личности гражданина признается в случае, если:
1) в нем отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, установленных упомянутым выше Положением о паспорте гражданина Российской Федерации;
2) удостоверение личности является поддельным;
3) содержит неточные данные о гражданине, которому он принадлежит (неправильно указана фамилия, имя, отчество и т.п.) и в других случаях.
Второй состав предусматривает в качестве противоправного действия проживание или пребывание гражданина Российской Федерации без регистрации. Правила регистрации устанавливают обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства означает, что гражданин нарушает положения Правил регистрации.
Допущение проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства предполагает, что лицо, ответственное за соблюдение правил регистрационного учета, или гражданин, предоставляющий для проживания занимаемое им или принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, знали об отсутствии паспорта или регистрации у гражданина, но не обращали на это внимание, хотя и должны были предпринять необходимые действия для регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания, а также для получения гражданином паспорта.
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП, влечет наложение на гражданина административного штрафа в размере от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда. Если же было совершено правонарушение, подпадающее под действие ч. 2 этой статьи, то административная ответственность наступает в виде штрафа в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда.
Приложения
Формы документов по вопросам гражданства <*>
--------------------------------
<*> Тексты не приводятся.
1. Форма заявления о приеме в российское гражданство в общем и упрощенном порядке (для лиц, проживающих на территории Российской Федерации) (Приложение N 1 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
2. Форма заявления о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке (для лиц, проживающих за пределами Российской Федерации)(Приложение N 2 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
3. Форма заявления о приеме в упрощенном порядке в российское гражданство ребенка или недееспособного лица (Приложение N 3 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
4. Форма заявления о выходе из российского гражданства в общем порядке (для лиц, проживающих на территории Российской Федерации) (Приложение N 4 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
5. Форма заявления о выходе из российского гражданства в упрощенном порядке (для лиц, проживающих за пределами Российской Федерации) (Приложение N 5 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
6. Форма заявления о выходе ребенка из российского гражданства (Приложение N 6 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
7. Форма заявления об оформлении наличия российского гражданства ребенку (Приложение N 7 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
Формы документов по вопросам регистрации <*>
--------------------------------
<*> Тексты не приводятся.
8. Форма заявления о регистрации по месту пребывания (Приложение 1 к Инструкции <*>).
--------------------------------
<*> Прим. ред. - см.: Инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденную Приказом МВД России от 23.10.1995 N 393.
9. Форма адресного листка прибытия (Приложение 2 к Инструкции).
10. Форма свидетельства о регистрации по месту пребывания (Приложение 3 к Инструкции).
11. Форма анкеты (Приложение 5 к Инструкции).
12. Форма заявления о регистрации по месту жительства (Приложение 6 к Инструкции).
13. Форма адресного листка убытия (Приложение 7 к Инструкции).
14. Форма свидетельства о регистрации по месту жительства (Приложение 8 к Инструкции).
15. Форма карточки регистрации (Приложение 9 к Инструкции).
16. Форма поквартирной карточки (Приложение 10 к Инструкции).
17. Форма домовой (поквартирной) книги (Приложение 11 к Инструкции).
18. Форма сведений о регистрации физического лица по месту жительства (Приложение N 1 к указанию ПВУ МВД России от 29.09.1999 N 16/3572).
19. Форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание (для иностранных граждан и лиц без гражданства) (Приложение N 1 к Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденной Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250).
20. Форма миграционной карты (Приложение к Правилам использования миграционной карты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413).
21. Описание бланка вида на жительство, выдаваемого иностранному гражданину (Приложение N 1 к Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794).
Районным судом было дано заключение о наличии в действиях адвоката К. признаков преступления, которое было обжаловано им в кассационном порядке. Однако еще до рассмотрения кассационной жалобы на основании данного заключения в отношении К. было возбуждено уголовное дело, ему было предъявлено обвинение и он был заключен под стражу. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ он утверждал, что положения ст. 359 УПК, как допускающие возможность возбуждения уголовного дела, производства следственных действий в отношении адвоката до вступления в силу заключения о наличии в его действиях признаков преступления, нарушают его конституционные права.
Отказав в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу ст. 125 и 391 УПК приговоры и иные имеющие итоговый характер решения вступают в силу и обращаются к исполнению по истечении срока их обжалования или, в случае их обжалования, - в день вынесения кассационного определения. Решения же, имеющие промежуточный характер (каковым является указанное заключение суда), обращаются к исполнению немедленно, кроме случаев, когда должностные лица органа предварительного расследования, прокурор или суд придут к иному решению (см. Определение КС РФ от 18 июля 2006 г. N 286-О).
Соответственно ст. 359 УПК, предусматривающая, что подача жалобы или представления приостанавливает приведение в исполнение приговора, не распространяет это правило на промежуточные решения, в том числе принимаемые судом на стадиях досудебного производства. В противном случае обжалование промежуточного судебного решения приводило бы к невозможности осуществления процессуальных действий, по природе своей предполагающих безотлагательность их выполнения.
Вместе с тем отсутствие в законе указания на необходимость приостановления исполнения обжалованного заключения суда, а также то обстоятельство, что данное судебное решение реализуется безотлагательно, не могут расцениваться как препятствие для исправления вышестоящими судами допущенных судебных ошибок. Поэтому оно подлежит кассационному обжалованию и пересмотру.
В судебной практике нередки случаи, когда до истечения сроков обжалования промежуточного судебного постановления по делу уже вынесено итоговое решение. В постановлении Пленума ВС РФ N 28 от 23 декабря 2008 г. (п. 5) содержатся разъяснения о том, что в таких случаях промежуточные судебные решения самостоятельному обжалованию в кассационном порядке не подлежат, за исключением решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока действия этой меры пресечения либо о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы.
Итак, представляется, что, во-первых, в силу ст. 19, 123 и 127 УПК, постановления КС РФ от 2 июля 1998 г. N 20 все, в том числе итоговые и промежуточные, судебные решения подлежат апелляционному и кассационному обжалованию. Во-вторых, промежуточные судебные решения по общему правилу самостоятельному (от итогового судебного решения) апелляционному и кассационному обжалованию не подлежат. И, в-третьих, самостоятельному обжалованию и рассмотрению подлежат такие промежуточные судебные решения, которые существенным образом затрагивают конституционные права и интересы человека и выходят за рамки собственно уголовно-процессуальных отношений, препятствуют доступу граждан к правосудию, дальнейшему производству по делу либо рассмотрению дела в разумный срок.