Люди, мчащиеся в ракетных автомобилях, становятся рабами скорости. «Мне иногда кажется,— рассуждает одна из героинь,— что те, кто на них ездит, просто не знают, что такое трава или цветы. Они ведь никогда их не видят иначе, как на большой скорости... Покажите им зеленое пятно, и они скажут: ага, это трава! Покажите розовое — они скажут: а, это розарий! Белые пятна — дома, коричневые — коровы» [16, с. 20-21].
Конечно, Брэдбери представил в своей повести в высшей степени нежелательное будущее. В самом деле, не плачевно ли превращение глаза — тончайшего органа восприятия, умудренного тысячелетиями культурного развития,— в механизм, реагирующий на «пятна»?!
Искусство противостоит возможности подобного превращения. Хотя уже в настоящем человек многие свои функции доверил науке и технике, роль искусства в организме человеческой культуры незаменима — это очевидно. Не менее очевидно и то, что само искусство требует высокой культуры восприятия. По сути дела, одно неотделимо от другого, и в этом состоит смысл жизненно необходимого человеку «искусства видеть».
Примечания
Глава 1
«Мы часто обозначаем одним и тем же словом ,,образ" (image) две совершенно разные вещи: оптическое изображение объекта на сетчатке и наш чувственный опыт видения объекта. У исследователей слишком легко создавалось представление об этом внутреннем образе как о копии оптического изображения: слишком велика была склонность представлять себе результат восприятия как образы, создаваемые нервной системой, которая действует наподобие оптического прибора необычайно тонкой конструкции. Хотя эта теория, если принять ее всерьез, сразу же наталкивается на непреодолимые трудности, она в течение многих лет господствовала в философии и психологии. (...) Суть дела в том, что мы видим не изображение на сетчатке — мы видим объект с помощью этого изображения. Распределение света, попадающего в глаз, доставляет информацию, для приема и обработки которой нервная система хорошо приспособлена. Субъект использует эту информацию для управления своими движениями, для предвидения событий и для построения внутренних отображений внешних объектов и внешнего пространства, то есть „чувственного опыта". Однако эти внутренние образы совсем не похожи на соответствующие оптические изображения на задней стенке глаза» [76, с. 250—251]. Ср. также: «...Выведите вашего испытуемого из темной комнаты на рыночную площадь и попытайтесь узнать, что и при каких условиях он видит движущимся; законы психофизиологии восприятия, хотя и ничуть не поколебленные, описывают ситуацию немногим лучше, чем законы смешения цветов способны объяснить переживания человека перед полотнами Эль Греко» [75, с. 66].
2 Египтологи предложили такую расшифровку: «Сокол является символом фараона. Он держит в лапе веревку, продетую сквозь губы
человеческой головы; это означает, что фараон вывел, как пленников, людей завоеванной им страны. Стебель папируса в египетской цифровой системе обозначал „тысячу"; поэтому шесть стеблей папируса указывают, что число пленников было равно шести тысячам. Помещенное ниже изображение остроги указывает название завоеванной страны... волнистые линии в прямоугольнике служат символом воды и указывают, что завоеванная страна была расположена на берегу моря. Имя фараона передано изображениями рыбы и бурава и читается „Нар-мер". В целом надпись дешифровывается следующим образом: „Фараон Нармер вывел из завоеванной им морской страны... шесть тысяч пленников"» [51, с. 112; см. также: 29, с. 78—80].
— Вместо обычно употребляемого термина «пиктография», означающего «рисуночное письмо», автор предпочитает говорить об «описательно-изобразительном приеме»: «...Эту ступень развития предписьменностей можно было бы назвать „описательной" или „изобразительной", если принять термин, указывающий на тесную связь между письмом и живописью по технике исполнения» [29, с. 44].
— В дальнейшем используется перевод С. П. Кондратьева [700]. Вопрос об авторстве «Картин» чрезвычайно сложен; по мнению одних исследователей, было три Филострата, по мнению других — четыре. Принято различать «Картины» Филострата Старшего (деда) и «Картины» Филострата Младшего (внука). См. об этом: [69, с. 642; 14, с. 224, 279].
— Ср. например: «Раскопки Помпеи дают нам с каждым годом доказательства того, что дома богатых людей представляли собой в сущности расписные галереи и с картинами как жанровыми, так и историко-мифологического содержания. Почему следует думать, что Фило- страты „выдумывали", а не просто брали из этого богатейшего собрания нужные им сюжеты?» [700, с. 104].
— Чрезвычайно интересные мысли об осязательной способности зрения в наше время были высказаны П. А. Флоренским [103, с. 28 — 29]; при этом важно, что высказаны они именно в связи с проблематикой изобразительного искусства.
— Можно говорить о восприятии «сквозь» систему специфических категорий; справедливое по отношению к восприятию вообще, это положение особенно уместно в данном случае. Подробный анализ категорий средневековой культуры см. [34].
— Так, например, французские историки провели интересное сопоставление данных о восприятии француза 16 в. и 20 в., что подтвердило явное преобладание слуха, обоняния и осязания над зрением в эпоху средневековья. «Историки отмечают, что у писателей того времени даже поцелуи даны с помощью слуховых элементов. Визуальная терминология использовалась немногими писателями и очень умеренно. (...) В биофизиологическом отношении французы XVI в., очевидно, обладали зрением нисколько не худшим, чем французы XX в. Однако зрительные перцепции * были явно подавлены, отнесены на второй план какими-то социальными факторами» [43, с. 119]. Комментируя эти данные, Б. А. Ерунов связывает восприятие средневекового человека со сферой религиозных чувствований и подчеркивает определяющее значение эмоционального фактора. «Слуховые, осязательные и обонятельные системы чувств более тесно связаны с аффективной * стороной человеческой природы. Не удивительно поэтому, что господство эмоционального над интеллектуальным в умах людей XVI в. и в сфере перцепции приводило к господству слуха, обоняния и осязания над зрением» [43, с. 119—120]. Отсюда следует исторически подтверждаемый вывод о теснейшей взаимосвязи зрения с интеллектуальным развитием.
— Развивая положение об общественно-исторической сущности личности, А. Н. Леонтьев, в частности, пишет: «Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его (человека.— С. Д.) приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже „производится" — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности» [62, т. 2, с. 197]. Культурно-
исторический процесс формированш представлений о личности подробно рассмотрел И. С. Кон, связывающий эпоху Возрождения с «открытием» человека и интимизацией мира [54, с. 183-224].
— См. об этом более подробно [70, с. 267—274].
— «Художник Возрождения,— отмечает И. Е. Данилова,— куда бы он ни устремлял свой взор, повсюду видел самого себя, свой собственный образ, как бы спроецированный на черты другого — реального или вымышленного лица, видел свой автопортрет.
Но живопись Возрождения можно назвать автопортретной и в другом, более широком смысле этого слова.
В искусстве доренессансной поры в каждом портрете просвечивал первообраз — будь то лик фараона, императора или святого; в эпоху Возрождения, напротив, в ликах святых, в чертах мифологических и исторических персонажей проглядывали неправильные, характерные, порой некрасивые черты лица самого художника или его современников» [37, с. 207].
— т,
«В качестве центральных действующих лиц выступают капитан Франс Ваннинг Кок и лейтенант Рейтенбург. Они безраздельно господ ствуют в композиции, они являются ее идейным центром. Все остальные фигуры низведены на роли простых статистов. Вместе взятые, они образуют довольно безликую массу, служащую фоном для двух центральных персонажей. Тем самым попирается один из основных принципов группового портрета — принцип координации *. И в этом заключается слабая сторона рембрандтовского „Ночного дозора". Как групповой портрет он не разрешает поставленной перед ним задачи, так как здесь не достигнуто ни единство, ни равновесие группы» [59, с. 163-164].
—Название «Ночной дозор» — легенда, основанная на неверном истолковании освещения в картине Рембрандта, который на самом деле изобразил дневной свет, трактуя его несколько необычно, в духе театрально-драматического столкновения контрастов, что характерно для живописного языка мастера и для живописи эпохи барокко в целом.
— «Что касается эстетической деятельности, подчеркивает А. Н. Леонтьев,— то эстетическая творческая деятельность создает именно идеальные продукты — произведения искусства, эстетические объекты. Конечно, всякое произведение искусства существует в некоторой материи: в звуках музыки, в красках, положенных на холст, в мраморе или бронзе и т. д. Тем не менее продукт эстетической дея-
тслыюсти является действительно продуктом идеальным. Это значит, что продукты эстетической деятельности несут в себе отражение некоторой реальности. Последняя обнаруживается, однако, только в процессе воздействия продуктов эстетической деятельности на человека. Поэзия, живопись, музыка, никем не воспринимаемые, не обнаруживают идеального, т. е. существенного своего содержания, того, в чем, собственно, кристаллизуется эстетическая деятельность человека» [62, т. 2, с. 233].
—М. М. Бахтин-с большой убедительностью развил мысль о непременном присутствии в творческом диалоге «высшего» адресата, или «нададресата»: «В разные эпохи и при разном миропонимании этот нададресат и его идеально верное ответное понимание принимают разные конкретные идеологические выражения (бог, абсолютная истина, суд беспристрастной человеческой совести, народ, суд истории, наука и т. п.).
Автор никогда не может отдать всего себя и все свое... произведение на полную и окончательную волю наличным или близким адресатам (ведь и ближайшие потомки могут ошибаться) и всегда предполагает (с большей или меньшей осознанностью) какую-то высшую инстанцию ответного понимания, которая может отодвигаться в разных направлениях. Каждый диалог происходит как бы на фоне ответного понимания незримо присутствующего третьего, стоящего над всеми участниками диалога... » [12, с. 323].
—Джордже) Вазари (1511 —1574) был живописцем, архитектором, теоретиком и историком искусства; основным произведением его многосторонней деятельности стали обширные «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», дважды изданные при жизни автора (1550 и 1568) и с тех пор многократно переиздававшиеся па разных языках [18]. Таким образом, в историю культуры Вазари вошел прежде всего как искусствовед. Ему принадлежит введение термина «возрождение» [rinascila], означавшего творческое обращение к античному художественному наследию.
Глава 2
17 «...Мы можем говорить как о языках не только о русском, французском или хинди и других, не только об искусственно создаваемых разными науками системах, употреб
ляемых для описания определенных групп явлений (их называют „искусственными" языками, или метаязыками данных наук), но и об обычаях, ритуалах, торговле, религиозных представлениях. В этом же смысле можно говорить о ,,языке" театра, кино, живописи, музыки и об искусстве в целом как об особым образом организованном языке» [71, с. 13—14].
—Джеймс Фрэзер, автор знаменитой «Золотой ветви», дает такое истолкование вопроса о происхождении и функциях Януса: «...Юпитер и Юнона, с одной стороны, и Диа- нус и Диана, или Янус и Яна,— с другой, являются всего лишь двойниками, выполняющими сходные по сути и происхождению функции. (...) ...Это удвоение богов объясняет появление в римской религии Януса рядом с Юпитером, а Дианы, или Яны, рядом с Юноной. Это по крайней мере более вероятная теория, чем та, которая находит благосклонный прием у некоторых современных ученых; согласно ей, Янус изначально был не более как богом дверных проемов. Крайне маловероятно, чтобы бог такого ранга и значения — которого римляне почитали как бога богов и отца народа — начал свою жизнь в качестве скромного, хоть и почтенного привратника. Столь триумфальный конец как-то не вяжется со столь заурядным началом. Более вероятно, что дверной (janua) бог получил свое наименование от бога Януса» [106, с. 162 — 163].
— В предисловии к «Легенде об Уленшпигеле» автор раскрывает символический смысл этого имени как зеркала (spiegel) целой эпохи.
—Ср. принцип такого упорядочения в космологии древних индийцев: «Кардинальные точки, где поднимается и садится солнце, т. е. где осуществляется контакт земли с небом, фиксируют землю. Земля, находящаяся в объятиях неба, удерживается в определенном положении, становится упорядоченной. Такая земля представляется четырехугольной. В ,,Ригведе" она называется четырехточечной...» [57, с. 300]. Аналогичным образом представлена земля в Христианской Топографии Козьмы Индикоилова, который опирался на античных предшественников: «Вся вселенная представлена в виде прямоугольника; этот прямоугольник составляет раму вписанного в него меньшего, притом последний опять служит рамой нового прямоугольника» [87, с. 114]. Число подобных примеров легко увеличить.
— Подробное рассмотрение вопроса дает Р. Арнхейм в первой главе своей книги «Искусство и визуальное восприятие», где о пер
цептивных * силах, в частности, говорится, что они не являются реальными «только для того, кто решил бы запустить с их помощью двигатель. С точки зрения художественной и с точки зрения восприятия они вполне реальны» [7, с. 30].
— Отсюда становится понятным значение, которое живописцы придают выбору формата. «Может показаться, что формат картины — только инструмент художника, но не непосредственное выражение его творческой концепции: ведь художник только „выбирает" формат. А между тем характер формата самым тесным образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто даже указывает правильный путь к пониманию замысла художника. (... )
Самым распространенным форматом для картины является четырехугольный, причем чистый квадрат встречается значительно реже, чем четырехугольник, более или менее вытянутый вверх или вширь. Некоторые эпохи ценят круглый формат (tondo) или овал. История формата еще не написана; существуют только эпизодические исследования, относящиеся к отдельным эпохам и художникам. Из них с несомненностью вытекает, что выбор формата не имеет случайного характера, что формат обычно обнаруживает глубокую, органическую связь как с содержанием художественного произведения, с его эмоциональным тоном, так и с композицией картины, что в нем одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент художника и вкус целой эпохи» [22, с. 280-281].
— См., например, работы А. В. Бакушинского [9, с. 17-47], Л. Ф. Жегина [44], А. Ф. Лосева [70, с. 263-274], Л. В. Мочалова [75, с. 97150], В. В. Раушенбаха [85, с. 7-34; 86, с. 42 — 79], П. А. Флоренского [102].
— Это хорошо показано в работе Б. В. Раушенбаха [85, с. 50 — 80], а также в статье В. Н. Прокофьева, опубликованной в качестве послесловия в той же книге [84, с. 170 — 183].
— С. И. Вавилов в книге «Глаз и Солнце» [17, с. 90] приводит фотографию лежащего человека, снятого в той же перспективе, в какой изображено тело на картине Мантеньи. Читатель может самостоятельно провести сравнение и сделать выводы.
— Так, например, Матисс, выступивший реформатором европейского рисунка, настойчиво подчеркивал, что, пользуясь чистой линией, он вовсе не отказывается от организации света и тени: «Несмотря на отсутствие в моих рисунках штриховки, теней и полутеней, я не
отказываюсь от игры валеров *, от модуляций *. Я модулирую более или менее широким штрихом и особенно поверхностью, которую он ограничивает на моем белом листе, не касаясь самой поверхности, а лишь варьируя соседние места» [74, с. 51]. И еще: «Послушная воле художника, линия становится воплощением света и тени; ее жизнь свидетельствует о живости духа художника» [74, с. 74]. 21 См. более подробное изложение, снабженное необходимыми иллюстрациями, в популярном очерке Г. Цойгнера [109, с. 11 — 12].
— Определяя характерные колористические эффекты времен года, Ван Гог писал: «Весна — это нежные зеленые молодые хлеба и розовый цвет яблонь.
Осень — это контраст желтой листвы с фиолетовыми тонами.
Зима — это снег с черными силуэтами. Ну, а если лето — это контраст синих тонов с элементами оранжевого в золотой бронзе хлебов, то, значит, в каждом из контрастов дополнительных цветов (красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, белый и черный) можно написать картину, которая хорошо выражала бы настроение времен года» [20, с. 219].
Аналогичные примеры можно найти у Синья- ка, Сера и других живописцев.
— Разумеется, возможно выделение техники в качестве особой области научного анализа; в этом смысле говорится о технике масляной живописи, темперы, акварели, об исторической ее эволюции и т. д. Здесь рассматривается материал, служащий основой живописного изображения, состав красок, связующие вещества, а также приемы живописи в аспекте их материальной обусловленности. Краткий и содержательный обзор технико-технологического инструментария живописи можно найти, например, в работе В. Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства» [22. с. 258-272].
— Ср., например, рассуждения бальзаковского Френхофера с такой записью в «Дневнике» Делакруа: «Во всяком искусстве есть принятые и условные средства передачи, и, если мы не умеем разбираться в этих обозначениях мысли, это говорит лишь о недостаточном знании; доказательством служит то, что невежда всегда предпочитает самые гладкие картины, на которых совсем незаметен мазок, и предпочитает их именно в силу этого. В конечном счете, в произведении подлинного мастера все зависит от расстояния, с которого будешь смотреть на картину. На известном
— расстоянии мазок растворяется в общем впечатлении, но он придает живописи тот акцент, которого ей не может дать слитность красок. И наоборот, разглядывая вблизи самую законченную работу, мы все же откроем следы мазка, акцентов и т. д. (... ) Что же сказать о художниках, сухо обозначающих контуры и отказывающихся от мазка? Совершенно так же, как в природе не существует мазков, в ней отсутствуют и контуры. Всегда и неизбежно приходится возвращаться к условным средствам каждого искусства, являющимся языком этого искусства. Что представляет собой рисунок, сделанный приемом ,,черного и белого", как не чистую условность, к которой зритель привык настолько, что она не мешает его воображению видеть в этом обозначении природы полное соответствие ей?» [41, с. 475].
— 31 См. об этом более подробно в ряде работ, вошедших в «Хрестоматию по ощущению и восприятию» [108]. В отношении обсуждаемых вопросов особенно важны опыты А. Л. Яр- буса, цель которых состояла в установлении закономерностей восприятия сложных объектов. Исследователь предъявлял испытуемым фотографии, скульптурные, графические и живописные произведения и записывал движения глаз зрителя. Результаты эксперимента недвусмысленно показывают, что восприятие картины представляет собой сложно организованный процесс [108, с. 361—367].
— 35 Аналогию этому широко известному среди художников наставлению Леонардо мы находим в не менее известном среди психологов тесте Роршаха. Суть его заключается в том, что испытуемому предъявляются карты с чернильными пятнами сложной конфигурации; некоторые из них цветные. Экспериментатор предлагает сказать, на что похожи эти пятна. Неопределенность клякс, естественно, допускает исключительно разнообразную интерпретацию *. Ответы, данные в ситуации свободного выбора, служат для психолога той информацией, которая характеризует личность испытуемого. См. об этом, например [33, с. 42-43].
— ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
— ГМИИ Государственный музей изобразительных искусств ГРМ Государственный Русский музей ГТГ Государственная Третьяковская галерея
— Глава 3
— 32 Любопытно, что в круг близких друзей Федотова входил прямой, так сказать, родственник Пруткова — Лев Жемчужников, который был одним из создателей портрета знаменитого писателя.
— 3,1 Более подробное рассмотрение этого круга вопросов можно найти в работах Н. Л. Адаски- ной [3, с. 280-307], Ю. А. Русакова [90, с. 48-50, 64-65, 68-70), Л. В. Мочалова [75, с. 314-336].
— Ср. также замечание Л. В. Мочалова о картине «Смерть комиссара»: «...Возникает ощущение „приближённой удаленности" изображаемого, словно мы смотрим на него в бинокль. (Известно, что, работая над пейзажем, Петров-Водкин пользовался биноклем.) И это тоже одна из составляющих вне- чатления „планетарности"» [75, с. 328|.