Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСКУССТВОВЕД КАК ПОСРЕДНИК



Конфликтные ситуации, ситуа­ции неприятия, непонимания и по­добные им могут возникать и дейст­вительно возникают не только при не­посредственном общении, но и на больших временных дистанциях между художником и зрителем. (О равнодушии речи нет, ибо бесчув­ственность вообще исключает эстети­ческую установку.) Если согла­ситься с тем, что история до извест­ной степени объективна в отборе ху­дожественно-эстетических ценностей и сохраняет преимущественно до­стойное быть сохраненным, то при­чина подобных ситуаций непонима­ния коренится зачастую в недоста­точной активности зрителя. Впро­чем, считать это положение опреде­ляющим очень рискованно. Следует учитывать постоянно происходя­щую в историческом процессе пере­оценку художественно-эстетических ценностей и целый ряд сопутствую­щих обстоятельств, в силу которых общественные ориентации заметно смещаются. Более того, само искус­ство нередко выступает инициатором таких переоценок.

Указанные обстоятельства слиш­ком важны для общественного созна­ния, чтобы остаться без внимания и особого контроля. Вместе с выделе­нием искусства в относительно авто­номную сферу деятельности зарож­дается потребность в специальном его изучении — потребность, реали­зуемая в особой области гуманитар­ного знания, в искусствоведении.

Предыстория искусствоведения уходит в отдаленную древность (вспомним хотя бы цитированные сочинения античных авторов), одна­ко история его как науки восходит к сравнительно недавнему прошлому.

Хотя художнику искусствовед не раз соединялись в одном лице (ран­ний пример дает творчество Джорджо Вазари, автора широко известных «Жизнеописаний...») 16, оба рода дея­тельности ни в коем случае не своди­мы друг к другу. Вульгарное пред­ставление об искусствоведе как о не­удавшемся художнике не имеет ниче­го общего с действительным положе­нием вещей. По отношению к худож­нику искусствовед выступает в пер­вую очередь как высокоорганизован­ный зритель, а зачастую и как свиде­тель творческого процесса. Степень причастности здесь может быть раз­личной, но все же искусствовед оста­ется* гостем в мастерской художни­ка — пусть даже самым желанным, но именно гостем. С другой стороны, по отношению к широкой публике ис­кусствовед выступает как высоко­профессиональный эксперт, как но­ситель и хранитель художественно- эстетического опыта (expertus и зна­чит «опытный»), что определяет возможность свободной ориентации в тех или иных системах ценностей. Более того, художественные откры­тия, нередко совершаемые бессозна­

тельно, благодаря искусствоведу становятся достоянием сознания — не только в специальном научном значении, но и в широком общест­венном смысле. Здесь речь уже должна идти о художественной кри­тике.

Таким образом, если определить роль искусствоведа одновременно с двух сторон, в отношениях к худож­нику и к зрителю, то искусствовед вы­ступает прежде всего посредником, или переводчиком.

Эту функцию искусствоведения нельзя недооценивать. Благодаря выполнению этой функции не только сохраняется художественно-эстети­ческий фонд общества, но и осущест­вляется регуляция взаимоотношений художника и публики. Зритель, как правило, просто не знает или не осознает, сколь многим он обязан дея­тельности искусствоведа, далеко не всегда понимает это и художник.

Установление принадлежности произведения определенному вре­мени, той или иной национальной школе, конкретному мастеру; вы­яснение условий и обстоятельств его создания, исторический коммента­рий; анализ художественно-эстети­ческой структуры; перевод на язык современных понятий, реализация в той или иной экспозиционной фор­ме — вот лишь схема того процесса, в результате которого произведение становится актуальным для зрителя.

Рассмотрим чуть пристальнее одно лишь звено этого процесса, об­ратившись к примеру из книги М. Фридлендера «Знаток искусства».

«Я изучаю алтарную икону и усматриваю, что она писана на дубе. Значит она нидерландского или ниж­негерманского происхождения. Я на­хожу на ней изображения жертвователей и герб. История костюма и ге­ральдика * дают возможность прийти к более точной локализации и дати­ровке. Путем строгих умозаключений я устанавливаю: Брюгге, около 1480 года. Изображенного жертвователя легко узнать по гербу. Малоизвест­ная легенда, о которой повествует картина, приводит меня к одной церк­ви в Брюгге, посвященной святому этой легенды. Я справляюсь в церков­ный актах и нахожу, что в 1480 г. гражданин города Брюгге, чье имя я узнал по гербу, пожертвовал алтарь ' и образ к нему заказал Гансу Мем- лингу.

Итак, икона писана Мемлингом» [104, с. 22-23].

Огромная часть работы искусство­веда остается скрытой от зрителя, но именно ею во многом определяется возможность и реальность художест­венно-эстетического общения. Точно так же скрытой от непосредственного осознания является работа перевод­чика литературного произведения, за которым читатель идет, не ведая, так сказать, своего проводника.

Выше речь шла об «идеальном» зрителе картины; может быть, из всего зрительского коллектива ис­кусствовед ближе всех подходит к во­площению в себе этого образа. «Вели­кое искусство,— пишет академик Д. С. Лихачев,— требует великих чи­тателей, великих слушателей, вели­ких зрителей. Но можно ли требовать от всех этой ,,великости"?» И тут же отвечает на собственный вопрос: «Великие читатели, слушатели, зри­тели — есть. Это критики — литера­туроведы, музыковеды, искусство­веды» [68, с. 69].

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Как человечество в целом, так и отдельные его категории суть исто­рические образования. Это в полной мере относится и к интересующей нас категории — зрителю. В различ­ные исторические эпохи человек об­наруживает различную зрительную активность и по-разному реализует присущую ему способность видеть. Изобразительность и в особенности изобразительное искусство оказы­ваются исторически конкретными формами воплощения этой способ­ности и хранения добыгтой информа­ции. При этом, однако, человек видит и изображает не только и не столько то, что непосредственно доступно взо­ру, но реализует в зримой форме определенные комплексы представле­ний о мире и о себе самом. «В каждой новой форме зрения кристаллизуется новое миропонимание» [21, с. 24]. Поэтому произведения искусства являются не просто наглядными историческими свидетельствами зре­ния, но продуктами исторического сознания. По выражению современ­ного ученого, «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой сте­пени и видим то, во что верим» [33, с. 13]. Если это справедливо по отношению к обычному зрению, то тем более справедливо это в отноше­нии восприятия картин и вообще художественных произведений, где степень доверия к зримому очень вы­сока — несмотря на то, что оно может противоречить обыденному чувствен­ному опыту. Отсюда следует, что сами формы зрительной (и вообще перцептивной *) активности, вклю­чая искусство, являются обществен­ными по преимуществу. Если искус­ство способно восхищать, то во многом благодаря тому, что обществен­ный опыт заключает в себе способ­ность к предвосхищению художест­венно-эстетических явлений.

Искусство выступает как бы хра­нителем зрительно-изобразительного опыта человечества и в зависимости от потребностей общества может ис­пользовать этот опыт в том или ином объеме. Передаваемый от поколения к поколению, этот опыт приобретает характер общественной ценности и преобразуется в ценностное сознание. История искусства и представляет собой историю ценностного сознания, где прошлое не отменяется настоя­щим, но, напротив, при всех возмож­ных переоценках подлежит сохране­нию как неповторимый след в исто­рическом развитии человечества. Подобное отношение к прошлому есть отношение человека как продук­та и носителя культуры.

Если культурное сообщество упо­добить индивидуальному организму, то искусства возьмут на себя функ­ции систем восприятия; так, живо­пись выступает в роли зрительной системы. Но как человек видит не глазами, а при помощи глаз (вспом­ним еще раз афоризм Блейка: «По­средством глаза, а не глазом...»), так общество воспринимает мир по­средством искусства. Художник предлагает модели восприятия мира, которые общество принимает или от­вергает. В культурах канонического * типа (например, в средневековой) способы такого моделирования строго регламентированны, число моделей ограничено, а их действие носит при­нудительный характер. Это ведет к господству умозрения над восприя­тием: человек, принадлежащий та­кой культуре, видит то, во что верит и что знает. Разумеется, он способен

зрительно зафиксировать гораздо больше того, что навязано ему куль­турным регламентом, но это остается за пределами осознания и как бы не включается в актуальную модель дей­ствительности. Отмена таких ограни­чений в иной культурной ситуации ведет к более динамичной и диффе­ренцированной картине мира, где не­посредственный вклад самого зрите­ля в акт восприятия значительно уве­личивается.

Сравнительно с эволюцией строе­ния глаза представления о его устройстве и работе (как донаучные, так и научные) сменялись очень быстро, а изменение картины мира происходило поистине стремительно. В согласии с ходом истории меняются общественно значимые модели вос­приятия и критерии их достовер­ности. Вот почему люди, располага­ющие как будто бы одной и той же системой сбора оптической информа­ции, получают тем не менее различ­ные сведения о событиях и явлениях действительности. По существу, зрение неотделимо от мира, стимули­рующего зрительную деятельность.

Мир воспринимается различно также и потому, что в разные эпохи система восприятия выстраивается в различном порядке подчинения перцепций *. Как говорилось выше, доверие к зрению в разные эпохи было разным. Кроме того, порядок подчинения чувств (или иерархия подсистем восприятия) зависит от деятельности, в которую включен воспринимающий. Подобная зави­симость станет очевидной, если мы сравним работу настройщика музы­кальных инструментов, астронома и дегустатора.

Следовательно, порядок подчи­нения чувств связан со структурой общественной деятельности, а исто­рический «авторитет» той или иной формы восприятия — с общественной потребностью в определенного рода деятельности. Вот почему Ренессанс в искусстве совпал с «ренессансом зрения».

Появление художника-профес­сионала — позднейший продукт об­щественного разделения труда, и в этом смысле искусство — не слишком древнее произведение истории. Спе­цифика художественной деятель­ности существенно влияет на орга­низацию восприятия. Поэтому между обыденным и художественным вос­приятием существует большое разли­чие.

Обыщенныш перцептивный опыт чрезвычайно разнообразен, и если он принципиально отличается от про­фессионального художественного опыта, то не столько бедностью, сколько сравнительно слабой орга­низованностью. Обыденный опыт не беден, он — хаотичен. Художник как профессиональный зритель обладает высокоорганизованной схемой («кар­той») восприятия, где целое безус­ловно господствует над частным. Эта схема является формой активного предвосхищения того, что будет вос­принято. Можно сказать, что худож­ник встречает поток чувственных данных во всеоружии и именно по­этому способен собрать более богатую жатву информации. По той же при­чине художник более чуток к неожи­данным, непредсказуемым эффектам. Проще говоря, он обладает высокой готовностью к восприятию.

Кажется совершенно естествен­ным, что история искусства — это история художников и их произве­дений. Лишь попутно речь заходит о зрителе, однако его образ, как прави­

ло, остается размытым, нечетким. Между тем история искусства в дей­ствительности является историей вза­имодействия художника и зрителя, историей их встреч, соглашений, компромиссов, конфликтов, исто­рией понимания и непонимания. Само же произведение предстает не только как результат, но и как поле этого взаимодействия.

Итак, зритель не является ни­откуда — у него есть своя история, своя традиция. Более того, его родо­словная отображена в самом искус­стве. Зритель не только смотрит на картины — он смотрит из картин.

Говоря о зрителе, реальном и со­творенном, о его способностях и по­требностях, о его среде и посредни­ках, автор ни на миг не забывал о том, что, собственно, и формирует са­му историю зрителя, что служит по­стоянным стимулом и ориентиром в его историческом развитии. Это сло­во — деятельность — звучало по­стоянно, однако автор лишь указывал на него и декларировал его специфи­ку, не углубляясь в обстоятельный анализ. Путь от зрителя к картине избран с таким расчетом, чтобы чи­татель вжился в роль зрителя, в его историю и традицию, а вместе с тем осознал его (свои) творческие спо­собности, не закрывая глаза на воз­можные трудности их реализации.

Обратимся теперь к самой живо­писи, где зрению дано, так сказать, обрести дар речи, или, лучше сказать, дар красноречия.

 

Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу.

А. С. Пушкин

Глава 2

Язык живописи

В обыденном представлении язык связан со множеством слов и слово­сочетаний, образование которых подчинено определенным правилам. Иначе говоря, язык предполагает наличие словаря и грамматики. Язы­ку мы обязаны не только способ­ностью выражать свои мысли — сама мысль немыслима вне языка. Благо - даря языку становится возможным осмысленное общение, ему обязано своим существованием само общест­во. Каждый человек и человеческий коллектив в целом столь многим обя­заны языку, что он представляется естественной предпосылкой всего человеческого, а его возможности ка­жутся безграничными.

Однако достаточно сравнить слово «дерево» с самим деревом или пред­ложение «дерево цветет» — с цвету­щим прообразом нашей мысли, как становится очевидной вся ограничен­ность средств, которыми располагает язык перед лицом природы. Природа в неисчислимом множестве явлений и процессов неизменно превышает воз­можности языка, оставляя за его гра­ницами огромную область невыра­женного или невыразимого. Стано­вится понятным, что язык, называе­мый нами естественным,— прежде всего условность, точнее, система ус­ловностей.

В сущности, вся культура по от­ношению к природе выступает как система условностей, как язык, со­держащий множество вариантов, раз­новидностей, наречий. Рассматривая культуру с этой точки зрения, мы обнаружим, что наряду с семейством естественных языков (тех, на кото­рых мы говорим) существует еще це­лый ряд систем, оперирующих услов­ными знаками и их сочетаниями. До­статочно сказать, что в школе учат и учатся не только говорить и писать, но также изображать, владеть нотной грамотой, математической символи­кой и т. п. 17

Эти рассуждения вплотную подво­дят к определению самого понятия культуры; условность, символизация есть специфически человеческая функция в отношении к природе. Именно здесь проходит граница двух миров — культурного и природного, ибо обусловить значит ограничить.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.