Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РЕГУЛЯРНОЕ ПОЛЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ



Для рисования настолько естест­венно использовать лист бумаги, что наш современник, как правило, мало задумывается о выразительных ка­чествах самой основы изображения. Достаточно того, чтобы она была чис­той и в меру гладкой, то есть не со­держала явных физических помех. Мало кому приходит в голову мысль о том, что эта естественная основа является продуктом длительного культурного развития, что в ней обоб­щен многовековой опыт человечест­ва. Между тем чистый лист пред­ставляет собой формулу координа­ции * видимого мира, зрения и изображения.

Каковы нормальные свойства изобразительной основы? Это плос­кая поверхность, однородная, не­прозрачная, относительно гладкая, симметричная — в общем случае пря­моугольная. Изобразительное поле, обладающее этими свойствами, ус­ловимся называть регулярным (от лат. regula — норма, правило, прин­цип). В дальнейшем речь пойдет не столько о материальных его свой­ствах (дерево, холст, бумага и т. д.), сколько о выразительных его качествах — главным образом, о фор­ме и структуре *.

Принципиальную роль в _ сложе­нии формы изобразительного поля сыграл опыт зрительной простран­ственно-временной ориентации. Не имея возможности детально обсуж­дать эту интереснейшую тему, укажу лишь на основные факторы. Прежде всего это ориентация по сторонам света («мир» и «свет» здесь тож­дественны), благодаря чему земное пространство организуется двумя

главными осями (линии «восток — запад» и «север —юг»). В верти­кальной проекции эти оси соотносят­ся как «левое — правое» и «верх — низ». С древнейших времен изобра­зительные модели мирового про­странства строятся по этому прин­ципу 20. Подобный принцип отмечен в организации социального про­странства — например, в планировке городских зон, начиная от алтаря, храма, дворца и кончая воротами городской стены. (Чтобы не пере­гружать память читателя множест­вом исторических примеров, на­помню лишь о превращениях извест­ного Януса.) Историческая связь станковой картины с городской куль­турой в этом свете получает дополни­тельное объяснение.

С точки зрения теоретика архи­тектуры, «направления по горизон­тали обозначают мир собственных действий человека; в известном смысле все направления по горизон­тали уравнены между собой и обра­зуют плоскость, равномерно прости­рающуюся во все стороны. Простей­шей моделью человеческого сущест­вования будет, таким образом, го­ризонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» [8, с. 27]. Для живописца вряд ли приемлемо поло­жение о равнозначности горизонталь­ных направлений, однако строение поля изображения имеет много обще­го с указанной простейшей моделью человеческого существования. С од­ной стороны, вертикальное положе­ние является нормой для восприни­мающего (зрителя); соответственно, горизонтальное положение связы­вается с отсутствием видимости (спя­щий, мертвый). С другой стороны, вертикальное положение является оптимальным и для зримого (объек­

та) — в силу наибольшего контраста со средой, наилучшей различимости; совпадение с горизонталью и здесь равносильно отсутствию видимости. Таким образом, можно согласиться с утверждением: «Зрение избирает вертикальное» [8 с. 27—30].

Это, однако, не умаляет роль гори­зонтали. Если вертикаль фиксирует определенное состояние (момент ви­димости) , то горизонталь является осью длительности, определяя дина­мику зрителя и объекта в поле наблю­дения. Ситуация зрительного наблю­дения может быть представлена как развертывание ряда состояний на оси длительности. Соответственно, «верх», «низ», «левое» и «правое» задают в обозначенной схеме пределы види­мости.

Регулярное поле изображения как бы согласует оптимальные условия восприятия, учитывая положение каждой из сторон — зрителя и зри­мого.

Конечно, это лишь схема, лишь рабочая модель, но, не исчерпывая явления (как всякая модель), она по­могает уяснить существенные его черты. Кроме того, само поле изобра­жения есть не что иное, как модель, притом достаточно абстрактная, ибо необычайное разнообразие зритель­ного пространственно-временного опыта сведено здесь к двумерной прямоугольной формуле. Однако трудно переоценить присущую ей простоту в соединении с силой обоб­щения. Недаром крупнейший фран­цузский архитектор 20 века Ле Кор­бюзье, отдавая должное универсаль­ности прямого угла, назвал его «ин­тегралом сил, поддерживающих мир в равновесии» [60, с. 31].

Раз уж речь зашла о «силах», то необходимо сделать следующий шаг,

Выражая гравитационную * структуру изображения, вертикаль и горизонталь составляют элементар­ную систему отсчета, относительно которой ориентированы все прочие изобразительные компоненты. Слово «ориентация» хочется всячески под­черкнуть. «Отвесная линия, опре­деляющая вертикальность рисунка вместе со своей партнершей, гори­зонталью, служит как бы компасом для художника»,— писал Анри Ма­тисс [74, с. 79]. Другими словами, изображение находится под постоян­ным контролем прямого угла.

Возьмем простейший случай: квадрат, в котором проведены верти­кальная и горизонтальная оси (рис. 1). Перед нами симметричная фигура, то есть способная совмещать­ся с собой посредством отражения (относительно горизонтальной и вер­тикальной осей) или посредством поворотов вокруг центра. Все эле­менты ее находятся в состоянии рав­новесия.

Теперь сместим вертикаль и го­ризонталь относительно центра (рис. 2). Что произошло? Квадрат остался квадратом, вертикаль — вертикалью, горизонталь — горизонталью, разме­ры остались прежними, и тем не ме­нее все преобразилось. Квадрат утра­тил симметрию? Нет, и это легко про­верить указанным выше способом. Что же все-таки произошло?

Изменилось соотношение перцеп­тивных * сил — движущих сил вос­приятия. Действие их, как правило,

Рис. 1

не осознается зрителем, однако это именно действие, в психологическом смысле совершенно реальное 21.

В первом случае линии проведены так, что их местоположение выявляет симметричную структуру поля (квад­рата) ; во втором случае перемена места линий вносит конфликтный от­тенок в их взаимоотношение с полем. В одном случае членение поля ста­тично, в другом — динамично. Таким образом, «перемена мест слагаемых» здесь существенно влияет на вос­принимаемую «сумму», на общий эффект. Это означает, что изобра­зительное поле представляет собой структуру неравнозначных мест.

Мы можем ввести в наше изобра­жение новые элементы и восстано­вить утраченное равновесие (рис. 3). Хотя в новом варианте вертикали и горизонтали не совпадают с центром, все же изображение координирова­но относительно невидимого центра, и глаз способен легко уловить эту координацию. Более того, вновь образованные точки попарно выявляют две новые оси симметрии — диаго­нали (рис. 4).

В общем и наиболее простом виде скрытая, но постоянно действующая структура поля может быть представ­лена так (рис. 5).

Нетрудно сделать вывод: всякое изображение так или иначе — пря­мо или «от противного» — выявляет скрытую структуру поля, всякое изображение есть одновременно со­гласие и конфликт с полем, соблюде­ние и нарушение структурных пра­вил. Короче говоря, оно существует в поле постоянного напряжения сил.

Нельзя не присоединиться к Р. Арнхейму, нашедшему на редкость удачное сравнение: «Любая линия, нарисованная на листе бумаги, любая наипростейшая форма, вылепленная из куска глины, подобны камню, бро­шенному в пруд (подчеркнуто мной.- С. Д.)» [7, с. 28].

Каково же должно быть мастер­ство художника, если ему приходит-

Рис. 3

ся, так сказать, разбрасывать камни горстями, точно учитывая вес и место падения каждого?!

Читатель наверное удивится, если сказать, что ему самому приходится почти непрерывно проделывать ана­логичную работу — в качестве зрите­ля, ибо зрительное восприятие дей­ствует подобным же образом, хотя это действие протекает бессознательно. Мастерство же художника состоит прежде всего в использовании богат­ства живого восприятия, в его орга­низации; при этом неоценимую по­мощь оказывают инструменты ис­кусства.

РИТМ И СМЫСЛ

Сравнение с камнем, брошенным в воду, оказывается не просто сред­ством научного красноречия. Леонар­до да Винчи, который, как известно, быи неравнодушен к вопросам гидро­динамики, стремился использовать соответствующие модели в своем ху­дожественном творчестве.

Среди многочисленных научных проектов Леонардо есть проект «нау­ки о воде». Здесь, в частности, ставит­ся задача учета «всех фигур, обра­зуемых водой». Уже от одного пере­числения движений воды у читателя захватывает дух: «Отскакивание, круговое движение, круговращение, обращение, кружение, отражение, погружение, вздымание, склон, подъем, углубление, исчерпание, удар, разрушение, опускание, стре­мительность...» и т. д.— всего шесть­десят четыре термина [47, с..99]. Этот стремительный поток слов (в ориги- . нале эффект многократно усилен) '■родни леонардовскому изображе­нию потопа; мастер составил также указания, как изображать потоп 1 и живописи. По-видимому, динамика | вдай стихии обладала особой при­знательной силой для Леонардо и ■ вязывалась в его сознании с целым рядом проблем, включая проблему

живописной композиции. Среди его записей есть такая: «Как брошенный в воду камень становится центром и причиною различных кругов, так же кругами распространяется и звук, порожденный в воздухе, так же и вся­кое помещенное в светлом воздухе тело распространяется кругами и наполняет окружающие части бес­численными своими образами и все является во всем и все в каждой части» [61, т. 1, с. 217].

В самом значительном своем произведении — «Тайной вечере» (1495 — 1497; Милан, Санта Мария делле Грацие) — Леонардо достиг едва ли не исчерпывающего воп­лощения ренессансной зрительно- изобразительной модели мира. По­строенная по принципу «окна», кар­тина согласует симметричное члене­ние плоскости с центральной пер­спективой и создает идеальные усло­вия для связи зрителя с изображе­нием. Среди проблем, стоявших перед мастером, одной из основных былапроблема изображения психологиче­ских реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня». И с этой зада­чей Леонардо справился блестяще. Не вдаваясь в подробности, много­кратно описанные и истолкованные в специальной литературе, укажу лишь на композиционный принцип. Слова сказаны, и вот по ряду апосто­лов проходит волна, состоящая из множества динамических «фигур»: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедле­ние, углубление и т. д., вплоть до ис­черпания движения в крайних, за­мыкающих композицию фигурах. Я намеренно использовал недавно ци­тированные термины Леонардо, внеся лишь небольшие изменения.

Эффект, достигнутый мастером, воспет многими поколениями цени­телей живописи и подвергнут тща­тельному анализу ученых. Замеча­тельно трактует его В. Н. Лазарев:

«Подобно брошенному в воду камню. порождающему все более широко рас ходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее дви­жение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя» [58, с. 51]. Но по каким признакам мы можем судить о пред шествовавших видимому движению «мертвой тишине» и «полном по­кое»? Ответ дает строго симметрич ная структура поля, где все основные членения плоскости и перспективные линии ведут к Христу — центру, и> точнику и возбудителю «величайшего движения». Именно на основе идеального равновесия плоскости и пространства возникает столь силь ный динамический эффект. Перед на. ми прекрасный пример сознательного использования регулярного поля, ди намическая потенция которого пре образована у Леонардо в реальную психологически-смысловую энергию.

Другой пример связан с сюжетом «Обращение Савла», уже знакомым читателю по первой главе, где рас сматривалась средневековая миниа тюра. На этот раз речь пойдет об од ноименной картине Паоло Веронезс (ок. 1570; Ленинград, Эрмитаж).

Если миниатюра развертывает те му в последовательность сцен, то в картине временной охват предельно сокращается: за рамками изображе ния остается все, что произошло с Савлом до и после его падения на землю. И тем не менее картина не относится к исходному (новозавет ному) тексту, как фрагмент к целому, не является отдельным его «кадром», но представляет собой самостоятель­ное целое, связывающее элементы последовательности в сложную одно временность.

Прежде всего бросается в глаза динамическое разнообразие про­странственных положений действую­щих лиц. Это разнообразие подчине­но, однако, достаточно строгому по­рядку: если фигуры в центре картины ориентированы головой к небу и но­гами к земле (за исключением глав­ного героя), то по мере приближения к периферии изображения оси фигур становятся все более наклонными, тяготеют к горизонтали, и как бы итогом последовательного их пре­образования воспринимается «обрат­ная» пространственная ориентация (Савла — головой к земле и ногами к небу. В этом смысле всех героев кар­тины Веронезе можно рассматривать как «обращающихся», как участни­ков одной метаморфозы * — ее завер­шает буквально перевернутый Савл.

Слово, воплощенное в луче света, и здесь производит «величайшее дви­жение». Стремясь максимально вы­явить динамику, Веронезе прибегает к резко асимметричному перспектив­ному построению, так что правая часть композиции оказывается силь­но «перегруженной» относительно левой, а вся группа воинов представ­ляет собой стремительно уносящийся от зрителя поток тел (рис. 6).

Однако пристальный взгляд без особого труда найдет в композиции две точки, через которые проходят линии зеркально-симметричного чле­нения плоскости. Композиция обна­руживает «веерообразный» характер (рис. 7).

В центральной части формы обра­зуют «водоворот», служащий призна­ком поворотной симметрии (рис. 8).

Совмещение симметричного чле­нения плоскости с асимметричным перспективным построением создает эффект драматического напряжения атмосферы, в которой совершается «обращение». Картина Веропезе в от­личие от миниатюры, посвященной тому же сюжету, не нуждается в пояснительных надписях, ибо язык живописи исчерпывающе раскрывает смысл происходящего. Духовный переворот, испытываемый Савлом, выражен здесь переворотом про­странственным, динамика которого охватывает изображение в целом и отзывается в самых малых его частях: как говорил Леонардо, «все является во всем и все в каждой части». Все сложно организованное движение

картины есть движение раскрываю щегося на глазах смысла.

М. В. Алпатов проницательно за­метил о живописи Возрождения: «Мастера этой эпохи рассматривали картинную плоскость не как ней­тральную и ровную во всех своих час тях плоскость. Они хорошо знали, что сама картина, безотносительно к тому, что будет на пей изображено, это как бы поле, заряженное внут­ренними силами и в этом смысле обладающее своей композицией» (подчеркнуто мной.— С. Д.) [5, с. 50].

Подведем итоги сказанному о ре­гулярном поле изображения. Основ­ная его функция — связующая, объе­диняющая. Любой знак (линия, пят­но, фигура и т. п.), помещаемый в его

пределы, втягивается в сеть про­странственных отношений и тем са­мым становится компонентом целого. Вместе с тем пространственная не­однородность поля обусловливает различную «энергию» знака — в за­висимости от места его вхождения в поле. Поэтому функция поля в изоб­разительной деятельности оказывает­ся сопоставимой с речевой функцией глагола. Любопытно, что подобные аналогии уже проводились в прош­лом. «Один грамматист конца,XVIIIвека, сравнивая язык с картиной, определил существительные как фор­мы, прилагательные как цвета, а гла­гол как сам холст (подчеркнуто мной.— С. Д.), на котором они по­являются. Этот незримый холст, со­вершенно скрытый за блеском и ри­сунком слов, дает языку пространство для выражения его живописи» [107, с.153].

Таким образом, взаимодействие регулярного поля с входящими в него знаками есть основная форма про­странственного синтеза в картине, основной композиционный акт -

акт создания выразительно-смысло-

вого целого .

Равнодушный рисовальщик мо­жет полностью игнорировать струк туру поля и в таком случае уподоб ляется тому, кто переставляет фигу­ры на шахматной доске, как ему за благорассудится, полагая, что и в са мом деле играет в шахматы.

УРОКИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Слово «перспектива», широко распространенное в современной ре чи, уже неоднократно употреблялялось выше. Настало время дать некоторье специальные разъяснения.

Латинский термин «perspectiva» поначалу соответствовал греческому термину «оптика» и в средние века означал математическую теорию зрения. Значение «смотрения сквозь» он приобрел позднее, в эпоху Воз­рождения, и тогда же был перенесен в область изобразительного искус­ства: возникло понятие «художест­венной перспективы» (perspectiva artificialis). Благодаря творческим усилиям Брунеллески, Уччелло, Альберти, Филарете, Пьеро делла Франческа перспектива получила подробную разработку, математи­ческое обоснование и с тех пор вошла в историю искусства под названием «центральной», «прямой», а также — по вполне понятным причинам — «итальянской» перспективы. Энту­зиазм ее создателей трудно описать. Джорджо Вазари в жизнеописании Паоло Уччелло ссылается, например, па жену художника, которая часто рассказытала, что Паоло по целыш ночам просиживал в своей мастер­ской в поисках законов перспективы и что, когда она звала его спать, он отвечал ей: «О, какая приятная вещь эта перспектива!» [18, т. 2, с. 78].

Чтобы понять основной принцип открыгтия, нужно вернуться к антич­ной теории зрительных лучей, кото­рой, как было сказано, придержи­вался в своей «Оптике» и великий Евклид. Эта теория легко поддава­лась геометризации вне зависимости от того, какой путь предписывался лучам — от глаза к предмету или от предмета к глазу. Построение при­обретало вид пирамиды, вершина ко­торой находится в глазу, а основа­ние — на поверхности видимого предмета. Как ни странно, в течение многих веков никому не пришло в го­лову поставить на пути лучей кар­

тинную плоскость, или, другими сло­вами, произвести сечение зрительной пирамиды и получить тем самым перспективное изображение предме­та. Идею такого сечения и осущест­вил Филиппо Брунеллески.

Совершение открытий ныне при­нято приписывать преимущественно науке. Но совершенно очевидно, что история искусства представляет со­бой столь же великолепную историю открытий. Нельзя, конечно, забывать, что в эпоху Возрождения наука и ис­кусство не различались в современ­ном смысле слов и понятий. Однако художественная перспектива осозна­валась именно как открытие новой, еще не познанной до тех пор реаль­ности.

Да, это было великое открытие. «Для всей психики этой эпохи пря­мая перспектива в искусстве — не только радостно открытый, но и рев­ниво оберегаемый закон зрительного восприятия мира. Перспективное построение картины по этому закону очень точно выражает собою опре­деленную формулу взаимоотноше­ния между миром и человеком. При­менение прямой перспективы впер­вые дало художнику возможность решительного прорыва плоскости полотна или дерева — в станковой живописи и массы стены — в мону­ментально-декоративных росписях, помогло завоевать новое про­странство — иллюзорное. Раздвину­лись стены дворцов новыми арками и колоннадами. За ними ушли в бес­конечный простор дали природы. Плафонная живопись уничтожила своды и потолок, бросив взоры со­зерцателя в бездонную небесную глу­бину. Человек так, как никогда, утвердил свою власть над простран­ством воображаемым. Им с небыталой еще силой овладевает пафос бес­предельного пространства, получая исход в утверждении человеком про­странства творимого» [9, с. 44—451.

Следует всячески подчеркнуть связь открытия перспективы с ут­верждением регулярных границ изоб­ражения и осознанием функций ре­гулярного поля картины. Не случай­но перспективное пространство изоб­ражения представлено у Альберти по аналогии с видом из окна. С другой стороны, оно есть изображение толь­ко того, что видимо; это простран­ство видимости, и здесь обретает силу аналогия с зеркалом. Перспектива творит иллюзорное пространство.

Действие этой иллюзии оказалось настолько сильным, что завоевало всю европейскую культуру и саму ви­димую реальность. Подобно тому как физическая теория Ньютона в тече­ние всего нового времени господ­ствовала над умами и представления­ми европейцев, итальянская перспек­тива господствовала над зрением и изображением. В качестве прописной истины она вошла в тысячи учебни­ков и руководств, число которых и те­перь еще продолжает умножаться. Но даже учтя этот общеобразовательный аспект, нельзя не видеть, что главным воспитателем зрения была живопись.

Между тем давно не является сек­ретом очень условный, абстрактный характер данной зрительно-изобра­зительной модели пространства. От­части это сознавали сами его творцы. Согласно Пьеро делла Франческа, перспектива — это «видимые издали (подчеркнуто мной.— С. Д.) вещи, представленные в определенных и данных пределах пропорционально, в зависимости от размеров и расстоя­ний» [73, т. 2, с. 79]. Чтобы увидеть так вещи, находящиеся непосред­

ственно под рукой у зрителя, надо совершить насилие над зрением; точ­но так же искусственно нужно под­гонять изображение ближнего про­странства под образец дальнего.

Кроме того, итальянскую пер­спективу давно и по справедливости упрекали в «одноглазии»: зритель такого изображения предстает одно­глазым, как циклоп, тогда как реаль­ный зритель воспринимает простран­ство бинокулярно, то есть двумя гла­зами. Далее, от неподвижного созер­цателя итальянской перспективы реальный зритель отличается тем, что воспринимает мир в движении — в движении глаз и тела.

И еще справедливо указывали на то, что образ зримого мира ни в коем случае не совпадает с механически обусловленным образом на сетчатке глаза, который к тому же проеци­руется не на плоскую, а на вогнутую округлую поверхность.

И так далее. Список контраргу­ментов нетрудно было бы продол­жить, однако более детальное изло­жение вопроса читатель может найти в другом месте . Сейчас важно оце­нить исторические уроки перспекти­вы и сделать выводы, позволяющие продвинуться дальше.

Bеликой заслугой перспективы явилось упрочение системного жи­вописного пространства. Впервые в истории живописи зрительно вос­принимаемое пространство предстало как насквозь закономерное целое, допускающее экспериментальную проверку. Предписывая изображе­нию точные правила построения видимого, перспектива в известном смысле объективировала зримое пространство. Вместе с тем она осу­ществила и расширение сферы субъективного, поскольку основывалась на определенный психофизи­ческих предпосыиках. Так или иначе, это был чрезвычайно важный вклад в историю взаимоотношений человека и действительности.

Однако высокая степень точности, математический триумф и вообще огромная популярность перспективы были оплачены дорогой ценой, а именно — ценой решительного аб­страгирования * живого зрительного опыта. Верно, что перспективное изображение допускает опытную проверку, но такая проверка возмож­на лишь в весьма специальный, ла­бораторных условиях. Каждый, кто учился перспективному изображе­нию, знает о трудностях привыкания к условиям этой системы. Все дети как один совершают одни и те же «ошибки» в перспективном рисова­нии, наотрез отказываясь видеть в близлежащем спичечном коробке подобие стремительно удаляющегося курьерского поезда. Им можно по­сочувствовать: увидеть близкий пред- мот таким невозможно, а если эффект все-таки достигнут, то лишь под дли­тельным влиянием специального обу­чения.

Равным образом пространство, данное нам в живом зрительном опы­те, вопреки перспективному истолко­ванию, не бесконечно, не постоянно, не однородно.

Справедливо заключить, что пер­спективное изображение Fe столько «окно» в реальное пространство, сколько язык, на котором художник говорит о реальном пространстве и формулирует опыт зрительного вос­приятия пространства. Наличие не одной, а целого ряда перспективных систем в мировой живописи служит тому лишним доказательством.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.