1.3— линия, состоящая из двух параллельных сплошных линий шири ной 10 см каждая и расстоянием между линиями 10 см. С помощью линии разметки 1.3 увеличивают боковой интервал при встречном разъезде транс портных средств, двигающихся по полосам, расположенным возле продоль ной оси дороги. Такое средство значительно повышает безопасность до рожного движения, поскольку крайние левые полосы предназначены для движения, выполнения опережения и обгонов, осуществляющихся, как пра вило, на больших скоростях, что создает опасность столкновения встреч ных транспортных средств.
1.4— обозначает места, где запрещены остановка и стоянка транспорт ных средств. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.34 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.4— сплошная желтая линия шириной 10 см. Разметка применяется, как правило, в населенных пунктах самостоятельно или в совокупности со знаком 3.34 «Остановка запрещена» и наносится возле края проезжей части или по верху бордюра. Длина линии определяет зону действия запрещения остановки транспортных средств на конкретном участке дороги, в том числе и введенного знаком 3.34. Для того чтобы лучше были видны начало и конец зоны запрета остановки, в начале и в конце линии может быть нанесена поперечная линия длиной 0,2—0,3 м.
Водителям запрещается останавливать транспортное средство на участке проезжей части, обозначенном линией 1.4. Разрешается останавливаться в зоне, обозначенной разметкой 1.4, транспортным средствам, двигающимся по установленным маршрутам, но только на обозначенных остановках. Действие разметки 1.4, как и действие знака 3.34, не распространяется на такси, которые осуществляют посадку или высадку пассажиров (погрузку или разгрузку груза).
Рис. 34.1.Запрещение остановки (а) и стоянки (б) транспортных средств с помощью дорожной разметки 1.4.
1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос дви жения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
Разметка 1.5 — одинарная прерывистая линия шириной 10 см с длиной штрихов, которая в три раза меньше длины разрывов между ними. Предназначена для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы для движения в обоих направлениях, за исключением случаев, когда на конкретных участках дорог должна применяться разметка 1.1 или 1.11. Линия 1.5 также обозначает границу полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении в случае, когда перестроение с одной полосы движения на другую не запрещается.
Обозначение полос движения на проезжей части вместе с повышением безопасности дорожного движения дает возможность значительно увеличить пропускную способность дорог и скорость движения транспортных средств. Наиболее очевидно это проявляется перед перекрестками, где наибольшая плотность транспортного потока и наименьшая пропускная способность. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы каждый водитель вел свое транспортное средство в пределах полосы движения, как это определено п. 11.10 Правил.
Ширина полосы движения, в соответствии со строительными нормами и правилами, составляет, в зависимости от категории дороги, от 3 до 4 м (как правило, ширина полосы составляет 3,75 м). На дорогах, где размеры элементов поперечного профиля меньше, чем предусмотрено строительными нормами и правилами (СниП), ширина размеченной полосы не должна быть меньше 3 м. В случае необходимости на дорогах, предназначенных только для движения легковых автомобилей, ширина полосы движения может быть уменьшена до 2,75 м, но при этом вводятся ограничения режима движения (ограничение скорости, запрет обгона, остановки и т.п.).
Разметка проезжей части при помощи прерывистой одинарной линии 1.5 помогает водителям правильно выбирать положение транспортного средства на проезжей части. Линию 1.5 разрешается пересекать в случае обгона, перестроения, поворота, разворота, если другими положениями Правил эти маневры не запрещены.
1.6 (линия приближения — прерывистая линия, в которой длина штри хов в три раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, разделяющей транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
Линия разметки 1.6 — прерывистая линия шириной 10 см, в которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними. Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных (при обозначении границ полос движения на дорогах, имеющих две и более полос для движения в обоих направлениях) направлений и наносится на расстоянии не менее 50 (100) м перед ней.
Подъезжая к линии приближения 1.6, водитель должен принять меры к тому, чтобы сделать невозможным выезд транспортного средства на полосу встречного движения (закончить перестроение перед изменением направления дальнейшего движения, закончить или не начинать обгон транспортного средства и занять на проезжей части полосу, расположенную справа
от линий разметки 1.1 или 1.11, которые разделяют встречные потоки транспортных средств).
1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им проме жутками) — обозначает полосы движения, а также направление главной дороги в пределах перекрестка;
Линия разметки 1.7 — прерывистая линия шириной 10 см. При помощи линии 1.7 обозначается траектория движения транспортных средств или полоса движения транспортных средств, осуществляющих повороты.
Траектория движения определяется линиями 1.7, хотя они не обязывают водителя осуществлять этот маневр. Но если перед перекрестком установлен один из дорожных знаков 5.16 «Направления движения по полосам» или 5.18 «Направление движения по полосе», обязывающие водителя двигаться с этой полосы только в указанном направлении, или если этого требует разметка в виде направляющих стрел (1.18), а также при соответствующем сигнале светофора с дополнительной секцией, водитель должен руководствоваться соответствующими требованиями Правил.
Движение по полосе, обозначенной разметкой 1.7, не дает водителю никаких преимуществ перед транспортными средствами, движущимися с других направлений. Водитель должен выполнять установленные правила проезда перекрестков на общих условиях. Транспортным средствам, движущимися в других направлениях, линию 1.7 пересекать разрешается.
1.8 (широкая прерывистая линия) — обозначает границу между поло сой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на пере крестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных оста новок и т. п.);
Разметка 1.8 выполняется шириной 0,4м на автомагистралях и 0,2 м на других дорогах. При обозначении разметкой 1.8 переходно-скорост-ной полосы она наносится от конца разметки 1.2 до окончания отгона полосы разгона или же от начала отгона полосы торможения до начала разметки 1.2.
Въезжая на дорогу сбоку, начиная движение с места остановки или стоянки, в других случаях при наличии полосы разгона водитель обязан двигаться по ней и вливаться в транспортный поток, пересекая линии 1.8, но не создавая препятствий другим транспортным средствам, двигающимся по основной полосе дороги. Съезжая с дороги, водитель должен двигаться по крайней полосе (в зависимости от направления поворота), пересечь линию 1.8 и, заняв полосу торможения, снижать скорость до безопасной для выполнения маневра. Так же нужно выполнять маневр и в случае съезда на остановки маршрутных транспортных средств, стоянки и другие участки дорог, перед которыми имеются полосы торможения.
Линию 1.8 разрешается пересекать с любой стороны, выполняя при этом правила перестроения.
1.9 — обозначает границы полос движения, на которых осуществляет ся реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противо положных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;
На участке дороги между реверсивными светофорами линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя.
При включенных сигналах зеленого цвета в реверсивных светофорах линию 1.9 разрешается пересекать с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. В случае
выключения реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться направо за линию разметки 1.9.
Линию 1.9, находящуюся слева, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Разметка 1.9 состоит из двух параллельных прерывистых линий шириной 10 см. При помощи этих линий на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование (при выключенных реверсивных светофорах), разделяют транспортные потоки противоположных направлений. Реверсивные полосы выделяют в случае, если в течение суток, недели, месяца, сезонов года наблюдается неравномерность движения транспортных средств во встречных направлениях. На проезжей части может быть одна, две и более полос, направление движения по которым может изменяться на противоположное. Выделение реверсивных полос позволяет наиболее рационально использовать проезжую часть.
Если на проезжей части дороги возможно движение в одном направлении по двум (не считая реверсивной) и более полосам, то грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т запрещается выезжать на реверсивную полосу, исключая ситуацию, когда эти транспортные средства занимают упомянутую полосу для выполнения левого поворота (разворота). Если на проезжей части выделены две реверсивные полосы и больше, то указанным грузовым автомобилям запрещается выезжать только на крайнюю левую реверсивную полосу, по которой осуществляется движение в попутном направлении.
1.10 — обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.35 и наносится у края проезжей части либо по верху бордюра;
Разметка 1.10 одинарная прерывистая желтая линия шириной 10 см. Предназначена для обозначения мест, где запрещена стоянка транспортных средств. Наносят линию возле края проезжей части (на расстоянии 10 см от края) или по верху бордюра самостоятельно либо в сочетании со знаком 3.35 «Стоянка запрещена». Если на проезжей части нанесена линия, обозначающая край проезжей части, разметку 1.10 наносят между этой линией и обочиной. Длина линии 1.10 определяет зону действия ограничения стоянки транспортных средств, в том числе введенного дорожным знаком 3.35. Для лучшей видимости границ линии в ее начале и конце могут быть нанесены поперечные штрихи длиной 0,2—0,3 м.
В зоне действия линии 1.10 разрешается остановка транспортных средств.
Рис. 34.2. Запрещение стоянки транспортных средств с помощью дорожной разметки 1.10.
1.11 — разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только с одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда с площадок для стоянки и т. п., где движение разрешено только в одну сторону;
Линию 1.11 разрешается пересекать только со стороны ее прерывистой части, а со стороны сплошной — только по завершении обгона или объезда препятствия.
1.11 — линия, состоящая из двух параллельных линий шириной 10 см, одна из которых сплошная, вторая — прерывистая. Эта линия разметки пред назначена для разделения транспортных потоков противоположных или по путных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено лишь с одной стороны. Сплошная линия 1.11 наносится со стороны тех транспорт ных средств, для которых вводится запрет обгона или перестроения.
Разметка 1.11 наносится для разделения встречных транспортных потоков на участках дорог с ограниченной видимостью, в частности, на подъемах и спусках, где зоны с видимостью меньше допустимой для встречных направлений движения не перекрывают одна другую. В таком случае сплошная линия наносится со стороны движения транспортных средств, для которых видимость ограничена: таким образом запрещается выезд на полосу встречного движения.
При наличии трех полос для движения транспортных средств в обоих направлениях при помощи линии 1.1, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, и линии 1.11 может быть установлена очередность обгонов на всем протяжении такой дороги. Для этого при помощи линии 1.11 в одном из направлений движения разрешается обгон (соответственно, и движение по двум полосам в данном направлении), а во встречном запрещается, ограничивая при этом движение транспортных средств только одной полосой. Движение на подъемах и спусках может быть организовано путем выделения для движения на подъем двух полос движения, а на спуск — одной.
При помощи линии 1.11 разделяют и транспортные потоки попутных направлений. При этом она наносится:
—на участках подъемов, где в сторону подъема движение осуществля ется по двум полосам, на расстоянии не менее чем 50 м от вершины подъема и 30 м за ней. В этом случае разметка 1.11 сплошной линией наносится в сторону крайней правой полосы;
—на многополосных участках дорог для запрета перестраивания на крайнюю левую полосу, по которой организовано движение транспортных средств с повышенным пределом скорости;
—в других случаях, когда нужно исключить возможность перестраива ния на полосу движения справа или слева, выделить участки в разметках 1.1—1.3 для обозначения мест перестраивания или разворота транспорт ных средств, для обозначения мест въезда на примыкающую территорию.
Длина штриха и промежутка между штрихами разметки 1.11 такая же, как у предшествующей ей линии приближения 1.6, а в случае ее отсутствия уменьшается соответственно до 0,9 и 0,3 м.
1.12 (стоп-линия) — указывает место, где водитель должен остановить ся при наличии знака 2.2 либо при сигнале светофора или регулировщика, запрещающем движение;
1.12 — одинарная сплошная линия шириной 40 см (стоп-линия). Линия наносится под прямым углом к оси полосы движения, по возможности бли-
же к пересекаемой проезжей части (чтоб обеспечить наилучшую видимость транспортных средств, двигающихся в поперечном направлении).
Стоп-линия может быть нанесена как по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в одном направлении, так и на каждой полосе движения.
Если стоп-линия применена в сочетании со знаком 2.2, водитель обязан остановиться перед ней, убедиться, что на дороге, которую он пересекает, на достаточном расстоянии отсутствуют транспортные средства, а потом продолжать движение в нужном разрешенном направлении. Если стоп-линия нанесена перед объектами, где осуществляется регулирование движения, водитель обязан останавливать транспортное средство перед ними только в том случае, если сигналы регулировщика, светофора или специальное требование Правил дорожного движения запрещают дальнейшее движение.
В местах, где движение регулируется светофором, стоп-линия наносится с учетом обеспечения видимости сигналов светофора водителями остановившихся транспортных средств. При этом расстояние от стоп-линий до светофора должно быть не менее 5 м в случае расположения светофоров над проезжей частью и не менее чем Зм — сбоку проезжей части. Стандартом допускается уменьшать указанное расстояние до 3 м при наличии светофоров типа 3 (повторители сигналов светофора).
На железнодорожных переездах стоп-линия наносится на расстоянии не менее чем 5 м от шлагбаума или светофора, а в случае их отсутствия — на расстоянии не менее чем 10 м от ближайшего рельса.
1.13 — указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
1.13 — одинарная линия, образуемая цепочкой треугольников. Линию 1.13 наносят только при наличии знака 2.1 «Уступить дорогу», как правило, тогда, когда знак не может быть установлен непосредственно перед перекрестком для того, чтобы указать наиболее безопасное место для остановки транспортного средства, которое должно уступить дорогу.
Вершины треугольников линии 1.13 повернуты в сторону приближающихся транспортных средств. Во всех случаях линию 1.13 наносят под прямым углом к оси полосы движения (по возможности ближе к проезжей части, которая пересекается) по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в одном из направлений, или отдельно по каждой полосе движения.
При наличии линии 1.13, указывающей место остановки, водитель должен остановиться возле этой линии и уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся преимущественным правом проезда.
1.14.1, 1.14.2 («зебра») — обозначает нерегулируемый пешеходный переход; стрелки разметки 1.14.2 указывают направление движения для пешеходов;
1.14.1, 1.14.2— линии, состоящие из цепочки сплошных линий (шириной 30 см и промежутками между ними 70 см), нанесенных параллельно оси проезжей части («зебра»). Разметку 1.14.1, 1.14.2 применяют в сочетании с дорожными знаками 5.35.1 и 5.35.2 «Пешеходный переход» или самостоятельно.
Ширина размечаемого пешеходного перехода не должна быть менее 4 м. Если ширина пешеходного перехода меньше 6 м, применяется разметка 1.14.1, а при ширине 6 м и более — разметка 1.14.2.
Водители транспортных средств, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу (в том числе и перед перекрестками, на которых пешеходный переход не обозначен дорожными знаками или разметкой, а лишь границами тротуаров), должны уступить дорогу пешеходам, ступившим на пешеходный переход.
Водители, выполняющие на перекрестке поворот и пересекающие пешеходный переход, должны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть по сигналу светофора, разрешающему движение.
Водители должны выполнять также и требования других пунктов раздела 18 Правил дорожного движения, касающихся правил проезда пешеходных переходов.
1.14.3 — обозначает пешеходный переход, где движение регулируется светофором;
1.15 — обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
1.15 — линия, состоящая из двух параллельных рядов квадратов. Если движение в месте пересечения проезжей части велосипедной дорожкой не регулируется, велосипедисты должны уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся по основной проезжей части, однако водителям транспортных средств следует также усилить внимание. Когда движение регулируется светофором или регулировщиком, все участники движения должны руководствоваться их сигналами.
1.16.1—1.16.3 — обозначает направляющие островки в местах разделения, разветвления или слияния транспортных потоков;
1.16.1—1.16.3— сочетание линий 1.1 и наклонных линий. Обозначает направляющие островки в местах разделения транспортных потоков противоположных направлений (1.16.1), разветвления транспортных потоков одного направления (1.16.2) или слияния транспортных потоков (1.16.3).
Островки размечают полосами, наклон которых указывает на отклонение движения транспортных средств в сторону от разметки.
На островках, занимающих большую площадь, полосы могут быть нанесены только в тех местах, где разделяются или сливаются транспортные потоки.
Разделительные островки предназначены для разделения транспортных потоков разных направлений. Они могут быть выполнены возвышающимися над проезжей частью или при помощи разметочных материалов в одном уровне с ней.
Направляющие островки оборудуются на пересечениях дорог. Они используются для упорядочения движения транспортных потоков в пределах перекрестков и предупреждают водителей об опасности отклонения траектории движения транспортного средства от выделенной для данного направления движения полосы. Разделительные и направляющие островки способствуют значительному улучшению условий дорожного движения и повышению его безопасности.
Посадочные площадки устраиваются в местах остановок маршрутных транспортных средств. Они могут быть возвышены над проезжей частью или обозначены при помощи разметочных материалов.
Площадь разделительных полос, разделительных и направляющих островков и посадочных площадок может быть обозначена разметкой 1.16.1—1.16.3 (параллельными широкими полосами, наклон которых указывает водителю на отклонение движения транспортных средств в сторону от разметки).
Если площадь островка невелика и на ней невозможно нанести три и больше полос разметки 1.16, ее размечают (закрашивают) полностью.
Стандартом ДСТУ 2587-94 предусмотрено применение и разметки 1.16.4, которая применяется для обозначения островков безопасности пешеходов, находящихся на одном уровне с проезжей частью на разделительной полосе. При этом ширина разделительной полосы, на которой находится такой островок безопасности, должна составлять не менее 0,9 м.
1.17 — обозначает остановки маршрутных транспортных средств и такси;
1.17 — зигзагообразная желтая линия шириной 10 см. Длина линии определяется с учетом количества одновременно остановленных или стоящих транспортных средств, но не должна быть меньше 30 м для остановок автобусов и троллейбусов и 20 м для стоянок легковых автомобилей-такси. Разметка используется в сочетании со знаками 5.41 «Место остановки автобуса», 5.43 «Место остановки троллейбуса» и 5.44 «Место остановки такси», информирующих о месте остановки маршрутных транспортных средств.
Остановка других транспортных средств, кроме маршрутных, двигающихся по установленным маршрутам, в зоне, обозначенной разметкой 1.17, запрещается.
Рис. 34.3.Запрещение остановки транспортных средств, не являющихся маршрутными, с помощью дорожной разметки 1.17.
1.18 — указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.16, 5.18; разметка с изображением тупика наносится для обозначения того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешаю щая поворот налево с крайней левой полосы, разрешает также разворот;
С помощью разметки 1.18 водителей информируют об обязательных направлениях движения. По своему назначению они могут быть приравнены к указательным дорожным знакам и действуют только на той полосе, на которой нанесены. Перед перекрестком указательные стрелы помогают водителю своевременно найти соответствующую полосу движения.
1.19 — предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участ ку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) либо к линии разметки 1.1 или 1.11, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае может применяться в со четании со знаками 1.5.1—1.5.3;
1.19 — направляющие стрелы. Если фактическая скорость движения транспортных средств не превышает 60 км/ч, наносятся, как правило, две
(три) стрелы с расстоянием между ними 15, 30, 45 м, если превышает 60 км/ч — три и более стрелы. Наносить более пяти стрел не рекомендуется.
1.20 — предупреждает о приближении к разметке 1.13;
1.20— треугольник приближения. Треугольник наносится на каждой полосе движения так, чтобы его основание было параллельно линии, обо значающей место остановки, а вершина направлена в сторону приближа ющихся транспортных средств. Расстояние между основой треугольника 1.20 и разметкой 1.13, согласно ДСТУ, должно составлять 2—10 м (10—25 м). Треугольник приближения фактически дублирует дорожный знак 2.1 «Ус тупить дорогу» и улучшает информирование водителей о порядке проезда перекрестка, расположенного по ходу движения.
1.21(надпись «СТОП») — предупреждает о приближении к разметке 1.12, если она применяется в сочетании со знаком 2.2;
Разметка 1.21 наносится перед стоп-линией 1.12, если она применяется в сочетании со знаком 2.2 «Проезд без остановки запрещен», на каждой полосе движения.
Расстояние между разметкой 1.21 и 1.12, согласно ДСТУ, должно составлять от 2 до Юм (на дорогах, где скорость движения ограничена 60 км/ч) или 10—25 м (на дорогах, где установленная скорость свыше 60 км/ч).
1.22 — указывает номер дороги (маршрута);
1.22 — цифровая надпись (или надпись с литерой Е) предназначена для обозначения номера дороги или маршрута в том случае, когда дорога пе ресекается с другой, категория которой такая же или более высокая, или в случае, когда дорога в месте пересечения с другой дорогой изменяет свое направление.
Разметка с буквой Е применяется на международных автомагистралях соответствующей категории с целью лучшего информирования водителей о выборе маршрута движения, которые совмещены с международными транспортными коридорами и международными автомагистралями категории Е. На проезжей части таких дорог разметка 1.22 может наноситься в сочетании с дорожными знаками 5.61.1—5.61.3 «Номер маршрута». Разметка, указывающая номер дороги, перед перекрестками или разветвлениями дорог дополняется указательными стрелами.
Разметка с буквой «М» применяется на магистральных дорогах государственного значения, а с буквой «Т» — на территориальных дорогах местного значения.
Разметку 1.22 наносят посредине каждой полосы движения, соответствующей направлению маршрута, как перед перекрестками, так и за ними. Перед перекрестками разметку 1.22 наносят на расстоянии 1,0 м до разметки 1.18.
1.23 — обозначает полосу, предназначенную для движения только мар шрутных транспортных средств.
1.23 — надпись буквы А. Согласно ДСТУ 2587-94, основание буквы должно быть обращено в сторону движущихся транспортных средств.
Разметка 1.23 применяется в сочетании с дорожными знаками 5.8 «Дорога с полосой для движения маршрутных транспортных средств» и 5.11 «Полоса для движения маршрутных транспортных средств» и наносится по оси полосы движения перед перекрестками и за ними. На дорогах, правая полоса которых обозначена знаком 5.11 и разметкой 1.23, запрещаются движение и стоянка других транспортных средств. Разрешается только заезжать на эту полосу для остановки с целью посадки (высадки) пассажи-
ров или поворота направо перед перекрестком, если линия разметки 1.2 прерывистая.
Если разметка 1.23 нанесена в сочетании с дорожным знаком 5.8, по полосе, выделенной для движения маршрутных транспортных средств, запрещается движение, остановка и стоянка других транспортных средств.
В начале полосы, на расстоянии 10 м от границы пересечения проезжих частей, наносится первая разметка, а через 20 м — вторая. Разметка 1.23 повторяется после пункта остановки маршрутных транспортных средств, расположенного более чем 50 м за перекрестком. На перегонах длиной свыше 200 м разметка 1.23 повторяется через 200 м, но в зависимости от конкретных дорожных условий это расстояние может изменяться.
Если дорожные знаки и линии горизонтальной разметки противоречат друг другу, то водитель обязан руководствоваться указаниями дорожных знаков.
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка имеет следующее назначение: 2.1 — элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и др.);
2.1 — наклонные черно-белые чередующиеся линии. Применяется для обозначения вертикальных элементов дорожных сооружений, металличес ких, бетонных конструкций, опор искусственного освещения и других пре пятствий, расположенных в пределах обочины или находящихся на рассто янии менее 5 м от края проезжей части, а при наличии бордюра — на рассто янии менее 0,75 м от него, а также в других случаях, когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств. При боль шой ширине вертикальной поверхности допускается размечать только бли жайший к проезжей части край на ширину 0,5 м, а при большой высоте — на высоту 2 м. Наклон линий должен указывать на отклонение направле ния движения транспортных средств в сторону от разметки.
2.2 — нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепро водов;
2.2 — вертикальные черно-белые чередующиеся полосы. Предназначе ны для обозначения нижнего края пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов при расстоянии от него до покрытия дороги менее 5 м. Раз метку наносят над серединой каждой полосы, по которой осуществляется движение в сторону дорожного сооружения.
Разметка 2.2 может наноситься на пролетных конструкциях по всей ширине проезжей части, по которой осуществляется движение в сторону сооружения.
Если разметку 2.1 или 2.2 невозможно нанести непосредственно на поверхность дорожных сооружений, она должна выполняться на щитах, прикрепляемых к этим сооружениям или устанавливаемых непосредственно перед ними.
2.3 — круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;
2.3 — горизонтальные черно-белые чередующиеся полосы. Применяются для обозначения круглых тумб в случаях, когда они расположены на разделительных полосах или островках безопасности. Разметка 2.3 также может выполняться на щитах, которые устанавливаются под знаками 4.7— 4.9, указывающими направление объезда препятствия.
Белые полосы разметки 2.1—2.3 на участках дорог, не имеющих искусственного освещения, выполняют из световозвращающих материалов.
2.4 — направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и т п •
2.4 — наклонная черная полоса на белом фоне. Применяется для обозна чения расположенных в пределах дорожного полотна направляющих стол биков, надолб, опор ограждений, стоек дорожных знаков и т.п. Нижний конец черной полосы разметки 2.4 должен быть обращен в сторону проез жей части.
Если конструкция элементов оборудования дорог имеет прямоугольное (квадратное) сечение, на поверхностях, обращенных в сторону движения транспортных средств обоих направлений, наносится наклонная линия. Нижний конец наклонной линии обращен к проезжей части дороги, указывая на отклонение направления движения транспортных средств в сторону от разметки. Если направляющие столбики имеют круглое сечение, то разметка лх поверхности выполняется в виде эллипса, наклоненного в сторону проезжей части. Вместе с разметкой применяются световозвращающие элементы. Они устанавливаются справа по ходу движения транспортных средств красного цвета, слева — белого.
2.5 — боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
2.5— черные и белые чередующиеся полосы. Применяются для обозна чения боковых поверхностей начала дорожных ограждений (на протяже нии не менее 10 м), установленных на опасных участках дорог, а также по всей длине ограждений на развязках в разных уровнях, кривых в плане (радиусом менее 50 м), крутых спусках. Разметку 2.5 наносят на поверх ность ограждающих устройств, обращенных в сторону проезжей части до роги. Длина черной полосы — 1,0 м, белой — 2,0 м. Вместе с разметкой применяются световозвращающие элементы справа по ходу движения транспортных средств красного цвета, слева — белого.
2.6— боковые поверхности ограждений на других участках;
2.6— горизонтальные продольные сплошные черно-белые линии. Пред назначены для обозначения ограждений вне опасных участков в случае обеспечения хорошей видимости и условий для безопасного движения. Посредине размечаемой поверхности наносится черная линия, а другая часть окрашивается в белый цвет. Вместе с разметкой применяются свето возвращающие элементы справа по ходу движения транспортных средств красного цвета, слева — белого.
2.7— бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безо пасности.
2.7 — белые и черные чередующиеся полосы. Применяются для обозначения поверхности возвышающихся островков безопасности, бордюров на кривых в плане с радиусом менее 50 м, в местах сужения дороги и на других опасных участках.
Размеры элементов разметки 2.7 черного и белого цвета принимают соответственно: для островков безопасности — 0,2 и 0,4 м, для бордюров — 0,5 и 1,0м (1,0 и 2,0м).
ЛИТЕРАТУРА
О. А. Бшятшський, В. И. Заворицький, В. П. Старовойда, Я. В. Хомяк Проектування автомобшьних дор!г. 4.2. Кшв, Вища школа, 1997.
ГОСТ 22895-77 «Тормозные системы и тормозные свойства автомотот-ранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования».
ГОСТ 3544-75 «Фары ближнего и дальнего света автомобилей. Технические условия».
ГОСТ 2349-75 «Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования».
ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия».
ГОСТ 28345-89 (Правило ЕЭК ООН № 52) «Единообразные предписания, касающиеся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования».
ГОСТ 28248-89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры».
ГОСТ 29120-91 (Правило ЕЭК ООН № 58) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки заднего защитного устройства официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты».
ГСТУ 218-03450778.090-2001 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги общего пользования. Порядок определения участков и мест концентрации дорожно-транспортных происшествий».
РД 37.001.187-90 «Пассивная безопасность мотоциклов. Общие технические требования и методы испытаний».
ДСТУ 2543-94 «Автобусы и троллейбусы. Прочность сидений и их креплений. Технические требования и методы испытаний».
ДСТУ 2735-94 «Ограждения дорожные и направляющие устройства. Правила применения. Требования безопасности дорожного движения».
ДСТУ 2919-94 «Автотранспортные средства. Тормозные системы. Термины и определения».
ДСТУ 2984-95 «Средства транспортные дорожные. Типы. Термины и определения».
ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию».
ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля».
ДСТУ 3650-97 «Дорожный транспорт. Знаки номерные для транспортных средств. Общие технические условия».
ДСТУ 3849-99 «Цветографические схемы, опознавательные знаки писи и специальные сигналы транспортных средств оперативных и спепи
АлЬНЫХ Служб». шсци-
ДСТУ 3961-00 «Аптечка медицинская автомобильная. Общие требова ния». р
ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия Пра вила применения». ' F
ДСТУ 4092-2002 «Безопасность дорожного движения. Светофоры до-роожные. Общие технические требования, правила применения и требования безопасности».
ДСТУ «Безопасность дорожного движения. Элементы вынужденного снижения скорости на улицах и дорогах. Общие требования. Правила применения».
Закон Украины от 5. 04. 2001 г. «Об автомобильном транспорте».
Закон Украины «О дорожном движении» от 28. 01. 1993 г.
Закон Украины «О милиции» от 20. 12. 1990 г.
Закон Украины «О перевозке опасных грузов» от 6. 04. 2000 г.
Закон Украины от 2. 03. 2000 г. «О присоединении к Европейскому Соглашению о международных дорожных перевозках опасных грузов».
Закон Украины «О страховании», введенный в действие постановлением Верховного Совета Украины от 7. 03. 1996 г. № 85/96-ВР.
Закон Украины от 4. 10. 2001 г. № 2725-III «О внесении изменений к Закону Украины «О страховании».
Конвенция о дорожном движении.
Конвенция о дорожных знаках и сигналах.
Правило № 7 ЕЭК ООН «Единообразных предписаний, касающихся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов».
Совместный приказ Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения и Министерства юстиции Украины от 24 февраля 1995 г. № 114/38-15-36-18 «Об утверждении инструкции о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждения охраны здоровья и проведение осмотра с использованием технических средств».
Совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел от 25. 06. 2000 г. № 1241/345 «Об утверждении положения о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств».
Приказ МВД Украины от 4. 09. 2000 г. № 610 «О мероприятиях по исполнению постановлений Кабинета Министров Украины от 28. 09. 1996 г. № 1175 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 27. 05. 2000 г. № 842 «О внесении изменений и дополнений к некоторым постановлениям Кабинета Министров Украины» и от 18. 08. 2000 г. № 1276 «О внесении изменений и дополнений к постановлениям Кабинета Министров Украины от 7. 09. 1998 г. № 1388 и от 31. 12. 1993 г. № 1094».
Приказ МВД Украины от 23 июля 2001 г № 583 «О порядке согласования рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения».
Приказ Министерства образования и науки от 22. 01. 1994 г. № 22 «Об утверждении Положения о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств».
Приказ МВД Украины от 07. 12. 2001 г. №1088 «Об утверждении Положения о порядке выдачи Научно-исследовательским центром по безопасности дорожного движения МВД Украины свидетельств о согласовании конструкции транспортных средств и разрешений на переоборудование транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения».
Постановление Кабинета Министров Украины от 8. 05. 1993 г. №340 «Об утверждении Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами».
Постановление Кабинета Министров Украины от 3. 08. 1993 г. № 595 «Об утверждении Правил учета и регистрации ДТП».
Постановление Кабинета Министров Украины от 30. 03. 94 № 198 «Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ними и охраны».
Постановление Кабинета Министров Украины от 18. 02. 97 г. № 176 «Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта».
Постановление Кабинета Министров Украины от 14. 04. 1997 г. № 341 «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел».
Постановление Кабинета Министров Украины от 7. 09. 1998 г. № 1338 «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок».
Постановление Кабинета Министров Украины от 23. 09. 1998 г. № 1511 «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы».
Постановление Кабинета Министров Украины от 29. 01. 1999 г. № 104 «О мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций во время перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Постановление Кабинета Министров Украины от 12. 02. 2000 г. № 291 «Об упорядочении использования специальных световых и звуковых сигнальных устройств и номерных знаков транспортных средств».
Постановление Кабинета Министров Украины от 18. 01. 2001 г. № 30 «О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами».
Постановление Кабинета Министров Украины от 23. 05. 01 № 556 «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел».
Государственные Строительные Нормы Украины и Правила ДБН В.2.3-4-2000 «Сооружения транспорта. Автомобильные дороги».