Великобритания пошла по пути комплексного формирования портала не только как сервиса по предоставлению актуальной, полной, непротиворечивой и точной информации по государственным услугам, но и как системы обеспечения транзакций по принципу «одного окна» и системы поддержки межведомственного взаимодействия в части обеспечения оказания комплексных государственных услуг.
Отличительной особенностью организации ведения портала является системный взгляд и всесторонняя поддержка на правительственном уровне. С 2000 г. кабинет министров заслушивает ежегодный доклад «Электронное правительство: Доклад о результатах и достижениях в предоставлении государственных услуг в электронном виде в 21 веке» (e.gov: Electronic Government Services for the 21st Century. A performance and innovation unit report).
Портал формировался изначально как единая система в рамках концепции электронного правительства при первоочередном построении базовых инфраструктурных блоков и только после этого, — запуск сервисов непосредственно по предоставлению государственных услуг. Портал представляет собой совокупность собственных сервисов и шлюзов к другим порталам и сайтам органов исполнительной власти и частных организаций (субпорталы). Портал поддерживается не просто основной сервисной группой, а функционально разделенными «профессиональными группами» созданными в рамках правительственных ведомств. Главной организацией является Центральное Управление Информации.
Принципиальная архитектура
Центральный правительственный портал решает следующие задачи:
- предоставление центральной точки входа для граждан с целью получения государственных услуг и информации;
- обеспечение доступа для интерактивного взаимодействия с государством посредством ИКТ;
- поддержка партнерства для государственных и частных организаций в области предоставления информации и услуг;
- организация защищенной среды, в которой граждане могут выполнять транзакции с государством.
Главным компонентом архитектуры портала является Правительственный шлюз (Government Gateway, gateway.gov.uk). Этот узел предоставляет централизованные услуги регистрации, обеспечивающие безопасное выполнение транзакций с государственными органами. При поступлении заявки на оказание государственной услуги авторизованным пользователем шлюз осуществляет компоновку необходимых транзакций для предоставления результата государственной услуги и направляет заявителя на суб-портал, где будет осуществляться необходимый сервис по предоставлению государственной услуги. Шлюз позволяет наращивать объем государственных услуг и увеличивать сложность структуры их предоставления.
Рис. 21. Архитектурная модель системы порталов предоставления государственных Великобритании при ее создании в 2002 году
На портале собраны наиболее полные данные об информационных услугах предоставляемых правительством, а также об услугах доступных в режиме онлайн. Direct.gov предоставляет информацию по всем правительственным учреждениям Великобритании по самым различным темам: от безопасности путешествий и отпусках по уходу за ребенком до специальных нужд образования и услуг Национальных Центров здравоохранения. Данный сайт также обеспечивает доступ к правительственным сайтам и субпорталам, а также содержит ссылки на данные, собранные релевантными третьими сторонами, которые могут предложить дополнительную достоверную помощь и поддержку.
Материалы, размещенные на портале, хранятся в единой базе данных. В целом весь информационный ресурс, представляемый на портал, состоит из трех элементов:
1. Информация по клиентской части, данные авторизаций и аутентификаций, история предоставленной информации, история запросов, статистика посещений субпорталов, использование сервисов.
2. Информационный ресурс по структуре, составу и последовательности осуществления административно-управленческой деятельности, необходимой для предоставления государственной услуги. Эти данные используются интегрированными сервисами и шлюзами для обеспечения выполнения комплексных услуг и интеграции данных по одной услуге между различными ведомствами путем организации транзакций между ними.
3. Ведомственные информационные ресурсы, или «бэк-офис», представляющий собой отдельные министерства и ведомства, местные органы власти и другие системы и процессы, информационные ресурсы которых вовлечены в процесс предоставления услуг.
Портал США (usa.gov)
Разработка портала началась практически одновременно с британским порталом. Изначальная цель, анонсированная Президентом США Б. Клинтоном в 2000 году, состояла в организации хранения, представления и обновления данных о федеральных грантах, стипендиях и других денежных суммах, предоставляемых правительством США своим гражданам.
В задачу Портала входило объединение около 20 тысяч существующих государственных Интернет-страниц, общее же число представленных на нем организаций должно было составить около 30 тысяч.
В настоящее время Портал позиционируется как «официальный шлюз, через который осуществляется интеграция растущего числа он-лайновых представительств федеральных структур».