Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое задание 2. МФЦ (подходы к созданию ИКТ-системы поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг)



В настоящее время однозначного определения МФЦ не выработано. Нормативно-правовая база создания МФЦ только начинает формироваться. Решением Правительственной комиссии (протокол заседания Комиссии от 27 июля 2007 г. №66) одобрено примерное положение об МФЦ, согласно которому МФЦ — это организация, учрежденная или уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в режиме «одного окна».

В настоящее время принято в качестве основных выделять следующие цели создания МФЦ:

§ упрощение и сокращение сроков исполнения административных процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных (муниципальных) услуг за счет реализации принципа «одного окна»;

§ противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

§ повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг их качеством;

§ повышение информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения государственных (муниципальных) услуг.

Для достижения поставленных целей требуется реализация следующих задач:

§ реализация принципа «одного окна»: создание единого места приема, регистрации и выдачи заявителю документов при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг;

§ осуществление консультационной деятельности и всестороннее информирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;

§ повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизация и упорядочение административных процедур, административных действий и процедур принятия решений;

§ оптимизация и сокращение бюджетных расходов (федеральных, субъекта РФ и муниципальных образований) на внедрение предусмотренных административными регламентами и иными нормативными актами мероприятий;

§ сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственной (муниципальной) услуги;

§ снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет использования межведомственных согласований при предоставлении государственной (муниципальной) услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

§ оптимизация административных процедур, в которых принимают участие несколько органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организаций на основе соглашений между этими органами и организациями;

§ организация информационного обмена данными между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием инфраструктуры Федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных и муниципальных информационных систем для предоставления государственных (муниципальных) услуг;

§ организация информационного обмена с федеральным порталом государственных услуг, региональным сегментом портала государственных услуг.

Ответственный за создание и организацию работы МФЦ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен обеспечивать предоставление на базе МФЦ государственных и муниципальных услуг. Общий перечень услуг, рекомендуемых к предоставлению в рамках МФЦ, приведен в примерном положении. Кроме того, организатор МФЦ обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления при предоставлении государственных (муниципальных) услуг на основе соглашений о взаимодействии.

Итак, одной из основополагающих характеристик МФЦ является предоставление услуг независимо от уровня власти, в компетенции которых они находятся. МФЦ — это организация, которая создается для упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами массовых, общественно значимых государственных и муниципальных услуг на основе реализации принципа «одного окна». Принцип «одного окна» подразумевает, что независимо от того, орган какого уровня публичной власти предоставляет услугу, заявитель контактирует только с оператором МФЦ. Все внутриведомственные и межведомственные взаимодействия остаются скрытыми от получателя услуги, чиновники ведомства не общаются с заявителями. Принимают, проверяют на комплектность и регистрируют поступающие документы операторы МФЦ, которые не являются государственными (муниципальными) служащими. МФЦ можно сравнить с офисом, где компактно размещены специалисты различных ведомств, без изменения ведомственной принадлежности.

После представления всех необходимых документов в МФЦ заявителю остается ждать результата услуги: хождение по ведомствам упразднено. Срок получения государственной услуги гражданином начинается с момента подачи документов. Далее, в соответствии с процедурами оказания услуги и регламентами взаимодействия, документы обрабатываются чиновниками уполномоченных ведомств, принимаются решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги, и, наконец, документы опять поступают в МФЦ, для их выдачи заявителю.

Требования к АИС МФЦ

Отдельные административные процедуры в составе государственных услуг разных ведомств нередко между собой сходны. Например, включают прием, регистрацию и выдачу документов. Идентичны и требуемые для предоставления государственных услуг данные (удостоверяющие личность документы, справки и т.д.). Следовательно, МФЦ может способствовать ускорению процесса получения услуг, будучи единой точкой приема, регистрации и выдачи необходимых документов, а также обеспечить для заявителей возможность получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.

Сроки получения услуги зависят не только от скорости обслуживания заявителя оператором МФЦ, но и от оперативности обработки полученных документов чиновниками соответствующих ведомств и эффективности межведомственного взаимодействия. Большинство общественно значимых государственных (муниципальных) услуг носит межведомственный и межуровневый характер. Поэтому результат оптимизации административных процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в одном ведомстве может быть минимальным, если не оптимизирована работа других ведомств, участвующих в предоставлении этих услуг.

Для повышения эффективности работы МФЦ административные процессы должны быть синхронизированы, заключены соглашения о взаимодействии между органами власти разных уровней публичной власти. Не достаточно создать МФЦ, необходимо также уделить внимание оптимизации межведомственного взаимодействия, в том числе электронного. За счет сокращения времени документооборота, объединения баз данных различных ведомств можно значительно сократить сроки предоставления государственных услуг.

В целях организации работы по созданию МФЦ в дополнение к типовому положению об МФЦ были также разработаны примерные требования к МФЦ и рекомендации по стандарту комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг. Вышеуказанные требования проработаны достаточно детально, и важно отметить, что проекты, которые не отвечают этим требованиям, не получают софинансирование из федерального бюджета.

К минимальным требованиям относятся:

§ количество окон — от 20, с возможностью смены функционала («прием»/«выдача») в зависимости от количества заявителей;

§ количество мест ожидания для получателей услуг — не менее 50;

§ время обслуживания одного посетителя в одном окне — до 15 минут.

В обязательном порядке должны использоваться современные технические средства, среди которых:

§ система электронной очереди с возможностью соотнесения номера очереди и инициалов посетителя, для идентификации получателя государственной (муниципальной) услуги в момент его подхода к «окну»;

§ инфоматы — информационно-справочные терминалы с выходом в Интернет (на портал государственных услуг);

§ таксофоны внутренней и городской связи.

Кроме того, граждане должны иметь возможность оплаты государственных пошлин и прочих услуг непосредственно в МФЦ. Для этого помещение должно быть оборудовано платежными терминалами (банкомат, монетоприемник) и (или) должно присутствовать окно кредитной организации (банка). Наконец, гражданам должна быть предоставлена возможность на платной основе воспользоваться услугами нотариуса, а также факсимильной связью и электронной почтой.

Зал приема граждан может быть условно разделен на 3 сектора: сектор для ожидания очереди, сектор для информирования и сектор для приема граждан.

Сектор ожидания, помимо посадочных мест и стоек для заполнения документов, должен быть снабжен электронной системой управления очередью, в нем же размещаются кассы кредитных учреждений, банкоматы и платежные терминалы, а также устройства для (платного) ксерокопирования документов, использования электронной почты, факсимильные аппараты и печатающие устройства.

Сектор информирования граждан располагается в непосредственной близости от сектора ожидания очереди и предназначен для ознакомления с информационными материалами. К примеру, на стендах могут располагаться административные регламенты предоставления государственных услуг; рисунки, блок-схемы и иные графические изображения, описывающие и разъясняющие правила и особенности получения государственных (муниципальных) услуг; наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них; инструкция и схема эксплуатации электронной системы управления очередью и т.д. Кроме того, в секторе для информирования устанавливается инфоматы со справочно-информационными системами.

Сектор для приема граждан, оборудованный в виде киосков (окон), должен предусматривать комфортное размещение гражданина и служащего МФЦ. Рабочее место сотрудника МФЦ должно быть оснащено всеми необходимыми техническими и программными средствами для доступа к информационной системе органа исполнительной власти/ОМСУ, участвующего в процессе предоставления государственной (муниципальной) услуги. Примерная схема типового зала приема граждан приведена на рис. 1.

Рис. 22. Схема типового зала приема граждан

 

Еще одно требование, предъявляемое к типовому МФЦ: заинтересованные лица должны иметь возможность записаться на прием в «супермаркет госуслуг» по телефону, электронной почте и через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Рекомендуется также организовать в МФЦ «горячую линию», с помощью которой заинтересованные лица смогут получить ответы на часто задаваемые вопросы, а также информацию о получении государственных и муниципальных услуг. Должна быть предусмотрена возможность переадресации звонка на сотрудников органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, в чьей компетенции находится предоставление услуги. Как показывает практика, организация call-центров позволяет значительно снизить количество граждан, непосредственно пришедших на прием. Повышение информированности граждан за счет возможности получить необходимые справки по телефону приводит к снижению очередей на 30—50%, а, следовательно, повышается комфортность предоставления государственных услуг, и для получателей, и для персонала МФЦ.

Наконец, МФЦ организует работу по поддержанию в актуальном состоянии регионального портала государственных и муниципальных услуг, с помощью которого граждане могут получить всю информацию о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в МФЦ, и режиме его работы, ознакомиться с административными регламентами предоставления услуг. На портале должны быть представлены образцы всех документов и возможность электронного заполнения необходимых форм и бланков с привязкой к конкретному МФЦ. В самом же помещении МФЦ могут быть размещены терминалы доступа в Интернет, с которых гражданин мог бы попасть на портал государственных услуг.

Таким образом, обеспечивается выбор канала взаимодействия: гражданин может пообщаться с операторами МФЦ лично, обратиться в справочную службу по телефону или же получить доступные ему услуги через Интернет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.