Технологически Портал объединяет множество сайтов на уровне ссылочной интеграции (сборка ссылок, перенаправляющих пользователя на другие сайты), а также сформирован механизм поиска по множеству баз данных и информационных ресурсов федеральных и местных органов власти. Логически Портал организован по разделам взаимодействия государства с гражданами, бизнесом, госслужащими: G2C, G2B, G2G. Также существует раздел для вновь прибывших в США (For Visitors to the U.S.А.).
Каждый из разделов сегментирован по типам жизненных ситуаций (Government Information by Topic) взаимодействия для каждой из категорий контрагентов. Ссылки из подразделов ведут на различные сайты и порталы различных агентств и ведомств США (Featured Sites). Общего формата представления информации о государственных услугах и общей навигации нет.
Индексация и подготовка ответа на запрос поиска информационных объектов ведется без внутренней интеграции межведомственного взаимодействия. Результат поиска — перечень фактических материалов, размещенных в общем или разграниченном доступе.
Единственный межведомственный интеграционный механизм, который задействован на портале, — это совместное использование ведомствами базы данных по номерам карт социального страхования (Social Security number) для целей проверки точности внесенной заявителями информации при регистрации. Эта же карта и служит универсальным идентификационным ключом для доступа к интерактивным разделам ведомственных порталов.
На Портале существует единый перечень государственных услуг. С 2007 г. введена функция мониторинга списка государственных услуг, в результате которой заявители могут получить информацию об изменении списка государственных услуг. Информация о государственных услугах представлена в виде рубрикатора жизненных ситуаций, в виде алфавитного списка и в виде результатов работы поисковой машины при запросе услуг по органам власти различного уровня (федеральный уровень, органы власти штатов, муниципалитеты, органы самоуправления).
Всего на Портале в настоящий момент представлено 158 государственных услуг согласно перечню (Get It Done Онлайн! Access U.S. government services from your computer), что составляет, по экспертным оценкам, до 60% федеральных услуг и 40% услуг местных властей.
Сравнение подходов
Общие характеристики при построении портала:
§ системный подход к архитектуре электронного правительства: и для Великобритании, и для США работы над порталом являются установленной сферой ведения уполномоченных органов исполнительной власти;
§ ориентация на повышение прозрачности информационного ресурса по государственным услугам и развитие интерактивных сервисов предоставления государственных услуг;
§ принципиальная ориентация на построение двухуровневой системы взаимодействия с заявителем по поводу предоставления государственных услуг в виде фронт- и бэк-офисов. Портал выступает в качестве фронт-офиса, который структурирует информационные объекты, инициирующие процесс оказания государственных услуг. Ведомственные же информационные системы и банки данных выступают для поддержки деятельности сотрудников органов власти по осуществлению государственных функций (бэк-офис) по предоставлению государственных услуг.
Концептуальные различия:
Система порталов государственных услуг Великобритании построена с учетом целей интеграции межведомственного обмена органов власти для предоставления государственных услуг в едином информационном пространстве. Модель системы порталов Великобритании — это модель формирования в сети Интернет единого центра ответственности по предоставлению государственных услуг для заявителей и единой инфраструктуры их предоставления.
Система порталов государственных услуг США построена как поисковик и каталог — для целей формирования своеобразной базы метаданных по государственным услугам. Модель системы порталов США — это модель формирования единого функционального центра по обеспечению заявителей возможностями поиска и информирования по порядку получения государственных услуг, а также по существующим дополнительно консультационным и информационным сервисам.
Таким образом, на примере двух подходов можно увидеть реализацию:
§ через локальные (частные и самостоятельные) решения — на примере портальной системы США;
§ через построение системы порталов с использованием элементов инфраструктурного подхода, который предполагает формирование единой совокупности технологических ИТ-решений, организованных по принципу постоянно функционирующих сетей, обеспечивающих общие потребности по доступу к информации и возможностям передачи данных — на примере создания портала в Великобритании.
Инфраструктура обладает возможностью по организации и существованию нескольких разнородных и разнокачественных систем. Это позволит разворачивать как информационное наполнение, так и наращивать онлайн-сервисы. Формирование инфраструктуры предполагает создание технологического решения, которое является общим (единым) для всех и построено на принципах всеобщности, избыточности и функционирования на основе правил и стандартов.
Главным критерием «инфраструктурного подхода» является критерий обеспечения постоянного функционирования и обеспечения подключения по единым стандартам, т.е. предоставление возможности использования технологического решения при принятии определенных правил и обязательств.
Система порталов Великобритании строится как единая инфраструктура предоставления государственных услуг с помощью средств ИКТ, что позволяет заявителю получить от органов исполнительной власти любого уровня результат государственной услуги.
Система порталов США — это модель объединения информационных ресурсов органов власти, предоставляющих государственную услугу «снизу»: путем разработки единого реестра государственных услуг и обеспечения возможностей поиска и информирования заявителей об имеющихся сервисах.