Когда человек думает о церкви в том или ином городе, он видит баптистов, католиков, пресвитериан и пятидесятников. Он видит различные церкви, в каждой из которых есть свои лидеры. Уверяю вас, Бог смотрит на это совсем не так. Глядя вниз, Он видит не различные деноминации. Он видит только Свой народ в данном городе. На самом деле, Он рассматривает их как различные стада (или собрания), из которых состоит одна церковь в этом городе.
Это означает, что церковное единство в том смысле, как его понимаем мы, неприемлемо для Бога. Мы пытаемся объединить всех баптистов или всех пресвитериан или всех методистов в одном городе или регионе. Но каким бы хорошим делом эти ни казалось, Бог его не признает. Его церковь в том или ином городе состоит из мужчин и женщин из всех этих деноминаций. Необходимо понимать, что ни одна деноминация не представляет собой всю церковь.
Взять, например, город Шарлотт в штате Северная Каролина. Если посмотреть на него с человеческой точки зрения, то можно увидеть более тридцати пресвитерианских церквей, многочисленные баптистские, католические и епископальные церкви, а также многие другие. Однако, глядя на этот город с небес, Бог видит одну церковь. Он видит церковь в Шарлотт, а не баптистов, епископалистов, пресвитериан и католиков. Единственным условием для вступления в церковь являются определенные отношения с Иисусом Христом. Поэтому все жители этой местности, имеющие личные взаимоотношения с Иисусом Христом, автоматически являются членами церкви в городе Шарлотт. Вам не дано выбирать; сами вы не можете принять такое решение. Вы можете лишь решить: иметь вам личные взаимоотношения с Иисусом Христом или нет.
Библейский пример
Позвольте предложить вашему вниманию простой, идеалистический пример. Несомненно, только Дух Святой может применить его к тому или иному региону, в котором существуют свои условия и потребности.
Представьте себе город, разделенный на четыре основные части, каждая из которых в свою очередь состоит из четырех районов. Всего таких районов шестнадцать.
В городе начинает действовать Дух Божий, и повсюду спасаются люди. Допустим, началось настоящее пробуждение в северо-западной части города, которое затем распространилось и на северную часть. Так продолжается до тех пор, пока весь город не захватило это движение Божье. Сначала появились группы людей из двух, трех, четырех и пяти человек, а затем по всему городу стали появляться большие домашние группы.
Из этих новообращенных, которые сначала были обычными учениками, Дух Святой начнет выводить прирожденных лидеров. Это всегда происходит быстро. В любой группе всегда найдутся люди, которые будут относиться ко всему с большей ответственностью, духовно возрастать быстрее других и проявлять лидерские способности. Например, если ночью у сестры Джейн сильно поднялась температура, она, почти не задумываясь, звонит брату Бобу, и это свидетельствует о том, что она относится к нему как к пресвитеру. Вскоре в каждой из частей города проявляется по два местных лидера. Все они, обладая лидерскими способностями, действуют каждый в своей группе.
Теперь предположим, что, например, по вторникам вечером все эти местные группы стали устраивать молитвенные собрания. Однако люди не могут переходить из одной группы в другую, ведь между ними возникают связи, преданность друг другу, общение и согласованность действий, по мере того как они служат Всемогущему Богу. Итак, теперь во вторник вечером по всему городу собираются молитвенные группы, в каждой из которых появились свои лидеры. Но основным условием для эффективной работы этих групп является взаимодействие местных лидеров. Если не будет общения между ними, то и между местными верующими также не может быть эффективного общения. Когда местные лидеры регулярно собираются и общаются друг с другом, тогда устраняется препятствие к общению верующих. Все зависит от того, будут ли общаться и взаимодействовать местные лидеры.
Теперь лидеры каждой из четырех частей города могут сказать: «Давайте в понедельник вечером проводить лидерское собрание. Мы будем обсуждать наши проблемы и откровенно говорить друг с другом. Это будет не просто говорильня, но мы будем серьезно рассматривать наши личные проблемы, а также проблемы наших прихожан. Мы будем в молитве раскрывать друг перед другом свои нужды, обмениваться откровениями и все свои поступки сверять с мнением наших коллег-лидеров».
Итак, еженедельно в понедельник вечером регулярно встречаются для общения восемь лидеров. Возможно, после встречи в понедельник эти восемь человек уже во вторник приступают к восполнению духовных нужд членов своих групп. И с ними они вновь обсуждают проблемы друг друга, делятся своими нуждами, откровениями и наставлениями. Никто не действует в одиночку. Главным арбитром по различным решениям и доктринам является «общий ум» членов группы: «А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16; жирный шрифт мой — Д.П.).
Теперь можно пойти еще дальше. В первое воскресенье каждого месяца эти четыре группы местных лидеров собираются в одну большую группу лидеров. Теперь уже проходит собрание тридцати двух лидеров. Каждый второй и четвертый понедельник месяца они встречаются по восемь человек. Каждый вторник они ведут собственные группы, но при этом в Теле Христовом нет разделения. Все они взаимодействуют, все признают друг друга, и им ничего не мешает проводить такое собрание группы и общаться с ее членами. Сегодня же членам одной церкви почти запрещено общаться с членами другой церкви. Бог ни одному человеку не поручал давать такие указания другим. Я считаю, что это приносит разделения в Тело Христово.
Теперь эта группа из тридцати двух человек может действовать совместно от имени всего города. Если горожане хотят провести евангелизацию, то могут все вместе пригласить евангелиста. Если в городе нужно провести учебный семинар, они могут пригласить на него учителей. Иисус сказал как: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10:11), так и «Я дверь овцам» (Ин. 10:7). Несомненно, пастыри являются дверью поместной церкви. Если церковь будет функционировать нормально, то представители мобильных служений, такие, как я, смогут проникнуть в ту местность только через дверь лидеров-пастырей. Мне нравится входить через эту дверь! Но есть много «волков в овечьей шкуре» (см. стих 12), которые на самом деле являются ворами и разбойниками и во многих городах бесконечно создают проблемы. Единственный выход в том, чтобы церковные лидеры города совместными усилиями закрыли вход для этих служений. Тридцать два уважаемых человека могут собраться и сказать: «Не идите на это собрание. Тот человек проповедует ложное учение и, кроме того, он живет с чужой женой, поэтому его слова не могут быть правильными». Вот тогда будет применена настоящая власть.
Волки будут продолжать приходить, развращая овец, пока лидеры не соберутся вместе. В настоящее время именно эта модель совместного братского лидерства складывается в некоторых городах Америки, а также других стран.
Однажды я присутствовал на собрании в Сиэтле, в котором участвовали около тридцати пяти других служителей. Нас пригласила харизматическая пресвитерия того города. Однако приглашение всех этих служителей в Сиэтл обошлось организаторам очень дорого, поэтому с целью снижения расходов собрания проходили каждый вечер в разных частях города. По словам местных служителей, эти собрания и совместные мероприятия, проводимые представителями этих мобильных служений, оказали на Сиэтл такое влияние, как никакая другая евангелизация в истории города.
Когда я размышлял над событиями, происходившими на той конференции, Господь задал мне вопрос: «Скажи, с кем у Меня было больше проблем: с Ниневией или с пророком Ионой?» Я ответил: «Господь, когда Ты вразумил Иону, у Тебя не стало проблем с Ниневией». И тогда Он сказал: «То же самое и сегодня. Если Мне удастся вразумить лидеров, у Меня не будет проблем с городами».
Я верю, что в этом состоит Божий замысел. Сначала поместная церковь зарождается как место согласия верующих. Затем она превращается в суд последней инстанции. Согласно Божьему порядку, в церкви должно быть единство (церковь — одна), но в ней самой — множество лидеров. Совместное церковное лидерство в городе устанавливается с целью объединения и защиты церкви. Однако человек исказил этот порядок, установив множество церквей с единоличным лидерством. Я утверждаю, что сейчас все мы стоим перед важным решением: примет ли церковь точку зрения Бога или человека в том, что касается ее уклада жизни и структуры? Я вижу свидетельства того, что во многих городах некоторые смельчаки берутся за разрешение этого непростого вопроса. А как поступите вы?
В Книге Иоиля описано восстановление народа Божьего в последние дни, а также суд над теми, кто отверг это восстановление. Посмотрим, как здесь описывается суд:
Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!
(Иоиль 3:14)
«Долина суда» — это место, в которое Бог помещает людей, чтобы они оставались в нем до тех пор, пока не примут решение. В этом месте вы должны сказать либо «да», либо «нет» — третьего не дано. Именно в таком положении сейчас пребывает церковь. Церковь должна решить, хочет ли она придерживаться своих путей и обычаев или желает следовать четко изложенному в Писании примеру Божьему. Третьего не дано. Я утверждаю, что пора принять решение. Я чувствую, что говорить об этом меня побуждает Бог. Вы стоите перед решением. Завершается то время, когда можно было приходить в церковь, чтобы сидеть на скамье и заниматься приятными религиозными упражнениями. Пришло время осознать реальность и действовать.
Стабильность и рост поместной церкви
Как же поместной церкви оставаться на верном пути, сохраняя свою сущность и стремясь к правильной цели? Ответ на этот вопрос мы найдем в Послании к Колоссянам:
Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом…
(Колоссянам 2:18)
Держитесь за взаимоотношения с Христом
В приведенном выше месте Писания Бог предостерегает нас от того, чтобы мы не уклонялись от веры, обращая внимание на нелепые «откровения», например, на особые формы смирения (в частности, изнурение тела или ношении обтрепанной одежды). Такое смирение является выражением воли, а не духа. Кроме того, мы не должны служить или поклоняться ангелам.
В более достоверных переводах использована фраза «то, что он видел», и это указывает на человека, который сообщает другим людям некое видение, утверждая, что он получил его от Господа. Не будьте обмануты людьми, которые своими «супероткровениями» утверждают что-то «новое», что на самом деле не имеет никакой ценности, а лишь отвлекает вас от личности Иисуса Христа. В Писании сказано, что такой человек «безрассудно надмевается плотским своим умом». Такой человек кажется очень духовным, но в действительности он очень плотской. Впрочем, он сможет увлечь вас с верного пути, только если вы не поддерживаете связь с Главой.
Лишившись жизненно важных личных отношений с Главой, вы поддадитесь обману. Вы никогда не собьетесь с пути, только если будете поддерживать личные взаимоотношения с Иисусом Христом. До тех пор, пока вы будете это делать, вас никто не сможет обмануть или обольстить. Заблуждаются и сбиваются с верного пути те люди, которые не поддерживали жизненно важных отношений с Иисусом, а ведь именно в этом и состоит условие для нахождения в церкви!
Далее во 2-й главе Колоссянам мы читаем:
…и не держась главы, от которой все тело, составами (суставами) и связями (связками) будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
(Колоссянам 2:19)
Заметьте, что рост тела происходит от тела. Эта же мысль утверждается в Ефесянам 4:16: «Все тело… получает приращение для созидания (построения) самого себя в любви». Тело растет именно благодаря самому себе, а не какому-то великому проповеднику. Когда все члены тела нормально функционируют, тело растет естественным образом. Многие люди надеются, что тело начнет расти благодаря какому-то проповеднику или приему (некоему новому методу или откровению). Но в Слове Божьем ясно сказано, что тело возрастает благодаря своей естественной силе, когда оно правильно функционирует.
Суставы и связки
Заметьте, в Колоссянам 2:19 сказано, что тело подвергается двум действиям: (1) оно соединяемо благодаря правильным отношениям с Главой, и (2) оно скрепляемо в единстве и силе суставами и связками. Итак, это тело держится двумя вещами: суставами и связками. Что означают эти термины? Они взяты из анатомии и отражают понятия, существовавшие во времена первой церкви. Я предполагаю, что суставы — это личные взаимоотношения, во-первых, с Христом, а во-вторых, с другими верующими. Связки — это чувства, которые мы испытываем к другим верующим, даже если мы не состоим с ними в непосредственных личных отношениях.
Суставы
Задумайтесь, насколько жизненно необходимы в теле суставы. Когда я был военным санитаром в британской армии, я усвоил некоторые сведения об анатомии человека. Я узнал, что в руке есть три основные кости: одна от плеча до локтя и две от локтя до запястья. Все эти кости могут быть у меня совершенно здоровыми, но рука все равно не будет функционировать. Почему? Если не будет действовать локоть, то и кости не смогут нормально функционировать. Эта истина вновь и вновь подтверждается в церкви. Возможно, каждый отдельно взятый член совершенно здоров, но все тело не функционирует, потому что существуют неправильные взаимоотношения между этими членами. Многие члены церкви не функционируют, потому что не в порядке сустав, соединяющий их с прилегающим членом. Когда один член неправильно связан с другим, это может парализовать все тело.
Вспомните порядок в Колоссянам 2:18–19. Во-первых, мы держимся Главы, т.е. Христа. Во-вторых, мы должны быть соединены или иметь правильные отношения с другими верующими, постоянно обращая особое внимание на тех, кто находится к нам ближе всего. Так легко любить людей на расстоянии, но когда мы с ними знакомимся ближе, это уже совсем не так легко!
Например, в нашей лондонской церкви была одна женщина, которая очень красиво молилась о бедных африканцах. Но однажды на наше молитвенное собрание пришел один африканец и опустился на колени рядом с той женщиной. Поверьте мне, ей это не понравилось! Чернокожих африканцев она любила на расстоянии, а не вблизи. У многих христиан есть подобные проблемы во взаимоотношениях. Прежде всего, у меня должны быть правильные отношения с человеком, который находится рядом со мной.
Связки
Давайте рассмотрим второй упомянутый вид связи. В Писании сказано, что Тело Христово держится вместе двумя связующими материалами. В Колоссянам 3:14 мы читаем:
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
Словом «совокупность» в этом стихе переведено слово, которое в Колоссянам 2:19 переведено как «связи» или «связки». Любовь — это связующий материал, который держит в единстве и целостности все тело. Второй связующий материал упоминается в Послании к Ефесянам. (Можете сравнить, насколько 4-я глава Ефесянам схожа со 2-й и 3-й главами Колоссянам).
Снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
(Ефесянам 4:2–3)
Два главных связующих материала, основные отношения, которые держат тело в единстве и дают ему возможность функционировать, это любовь и мир. Многие ли протестанты испытывают любовь и мир по отношению к католикам? Сегодня таких людей больше, чем было раньше, но помню, как много лет назад я стоял на «Уголке ораторов» в лондонском Гайд-Парке и слушал выступавших под открытым небом проповедников. Это были либо католики, критикующие протестантов, либо протестанты, критикующие католиков. У них не было времени, чтобы в чем-то обвинять кого-то еще. Их отношение свидетельствовало о полном отсутствии любви и мира.
Я должен заметить, что все эти суставы и связки невидимы; их невозможно увидеть глазами. Это представляет серьезную проблему для многих христиан. Можно провести параллель с Ветхим Заветом, когда израильтяне постоянно подвергались искушению заменить или представить невидимого Бога каким-то видимым образом. Бог строго запретил идолопоклонство, однако в плотском человеке постоянно живет желание сделать все видимым. Ему хочется иметь нечто, на что он сможет указать пальцем и сказать: «Вот мой бог. Вот где он стоит, и вот табличка, на которой это написано».
Эта склонность характерна не только для Ветхого Завета. В эпоху Нового Завета Бог (посредством Иисуса Христа и Духа Святого) сотворил тело, которое держится вместе с помощью невидимых суставов и связок. Но вот уже много столетий христиане никак не могут удовлетвориться невидимым. Они постоянно стремятся заменить невидимые взаимоотношения и невидимую духовную структуру какой-то человеческой, видимой и четко выстроенной организацией и структурой. Это явствует из всей истории церкви.
Много лет назад, живя в Лондоне, я был связан с одной деноминацией. Чтобы стать ее членом, нужно было вступить в определенную организацию, поставить подпись на особом документе, содержащем конкретные требования, а затем занять определенное положение, после чего вам присваивалось воинское звание и выдавалась форма. Возможно, вы думаете: «Замечательно! Вот где, наверное, есть единство». Но вы глубоко ошибаетесь. Члены той организации (и это относится не только к ней, а и ко многим другим группам) постоянно ссорились, завидовали, ненавидели и отказывались признавать служение или власть других людей. Когда ко мне на консультацию приходил тот или иной член этой группы, я часто узнавал, что корень его проблемы кроется в абсолютной ненависти по отношению к лидерам организации. Вся эта видимая структура: подписание документа с обязательствами, облачение в форму и посещение определенного места в определенное время не приносили желаемого результата, т.е. внутреннего единства, любви и правильных взаимоотношений. За всей этой бурной деятельностью была потеряна истинная картина поместной церкви.
Люди так увлекаются внешним, что не замечают, как теряют внутреннее. Стало обычным делом, когда люди состоят в одной церкви, верят в одни доктрины, отдают десятины, посещают одни собрания, но тихо ненавидят друг друга. Вы спросите: «Как такое может быть? Как они, христиане, могут друг друга ненавидеть?» Все дело в том, что эти люди обмануты своими идолами. Их вводит в заблуждение видимая структура, заменившая собой невидимую. Более того, как люди, жившие при Ветхом Завете, видевшие славные проявления силы Божьей, могли вырезать идолов на стволах деревьев и ставить их по углам своих домов, считая их своими богами? Но именно так они и делали.
Когда-то я читал рассказ о том, как во время войны во Вьетнаме шел бой за одно селение. Американский солдат заметил, что один из жителей деревни выносит из хижины полено. Этот человек оставил там мебель, одежду, даже родственников, но обязательно хотел сохранить этот кусок дерева. Солдат спросил: «Что это?» Вьетнамец ответил: «Это мой бог. Я его спасаю». Разве не печально? Представьте, каково иметь бога, которого вы должны спасать! Тем не менее, так живут миллионы людей во всем мире. Можно быть уверенным в том, что Бога не нужно защищать или спасать, а истинная церковь также не нуждается в защите. Ей нужно лишь поступать по истине!
Сколько людей так обманываются? Они так до сих пор и не поняли, что христиане объединяются (становятся едиными членами одного тела), прежде всего, невидимыми связями. Правильные ли у меня отношения с Иисусом Христом? Правильные ли у меня отношения с другими верующими? Правильные ли у меня отношения с женой, детьми и родителями? Вот с чего все начинается.
Я хочу еще раз подчеркнуть эту истину, основываясь на многолетнем опыте служения людям: люди нуждаются в Божьем освобождении чаще всего из-за чувства обиды или ненависти по отношению к жене, мужу или родителям. На самом деле, людей, считающих себя хорошими христианами, могут переполнять злоба и обида. Именно так они обманываются, когда невидимое заменяют видимым. Они привязываются не к вечному, а к тому, что могут увидеть. Они похожи на того несчастного вьетнамца, который нес своего бога в руках, не понимая, что оставляет позади то, что имеет настоящую ценность.
Основная цель поместной церкви
В завершение этой главы давайте рассмотрим основную цель помесной церкви. Возможно, вы удивитесь, узнав, что главная цель поместной церкви — это общение. Многие люди об этом даже не догадываются. Однако я убедился, что именно об этом свидетельствует Новый Завет. Первостепенной задачей поместной церкви является именно общение, а не благовествование, возведение церковных зданий и больниц или миссионерство. Все эти задачи второстепенны. И они являются результатом истинного общения. Если среди нас не будет общения, то мы никогда не достигнем того, чего от нас ожидает Бог.
Призваны в общение
Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
(1 Коринфянам 1:9)
Вы, наверное, помните, что церковь — эта группа призванных людей. Мы уже рассмотрели то, откуда мы были призваны: из мира. А теперь задумаемся: куда мы были призваны? Церковь была «сведена» в имя Иисуса, и что теперь делают люди? Они все вместе общаются с Христом. Павел сказал об этом так: «Вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Таким образом, конечная цель — это общение.
Древнегреческое слово, переведенное в Новом Завете как «общение», является таким же интересным, как и ecclesia. Оно также заимствовано из мирского языка и приобрело особый смысл. Это слово образовано от другого однокоренного с ним слова, означающего «иметь что-то общее» или «владеть чем-то совместно». Следовательно, эту фразу можно перевести так: «совместное владение Христом». Это и есть главная цель и предназначение поместной церкви.
Рассмотрим схожее заявление апостола Иоанна:
О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
(1 Иоанна 1:1–3)
В Писании сказано, для чего нам дано описание Иисуса в Ветхом Завете. Иоанн, один из авторов Евангелий и непосредственный свидетель жизни и служения Иисуса, сказал: «Мы говорим вам о том, что мы видели и слышали. Мы узнали об этом не откуда-то издалека. Нам это известно не просто теоретически. Мы прикасались к Господу Иисусу Христу, хлебу жизни. Мы наблюдали за Его действиями. Он явился; Он стал плотью и обитал с нами. Все это мы видели, слышали и наблюдали, а теперь заявляем об этом вам из первых рук».
Для чего же был записан этот рассказ из первых рук? Для чего вообще нам дана запись всего Нового Завета? «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами» (1 Ин. 1:3). Она дана для того, чтобы привести нас к общению с апостолами! Что же это за общение? Во второй половине этого стиха сказано: «А наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».
Цель написания Нового Завета состояла в том, чтобы привести услышавших Слово Божье и поверивших в него к общению с Богом — к общению между Отцом, Сыном и всеми верующими при помощи Духа Святого!
Рассмотрим еще два места Писания, связанных с этой темой:
Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
(2 Иоанна 12)
И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
(1 Иоанна 1:4)
Что приносит больше радости, чем общение лицом к лицу? «Общаться» означает встречаться друг с другом, с Богом и Иисусом Христом. Именно ради этой цели Бог и призвал нас из мира в церковь.
Рассмотрим последний принципиально важный стих:
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
(Иоанна 3:6)
Плоть рождает плоть, а Дух рождает дух. Всегда! Я считаю, здесь раскрывается такой секрет: духовное рождение происходит только там, где есть общение. Вот почему общение так необходимо. Пока мы вместе не вступим в общение, объединившись вокруг личности Иисуса Христа в Духе, все наши дела будут плотскими. А от этого общения рождаются духовные цели Бога: свидетельствование, проповедование, посещение больных и миссионерство. Все они являются продуктом общения; они рождены от Духа благодаря общению.
Там, где нет истинного общения, есть лишь различные программы и мероприятия, рожденные от плоти. Рожденное от плоти может быть только плотью! Опять-таки, духовное рождение происходит лишь там, где есть общение. Эта истина подтверждается описанием жизни ранней церкви в Книге Деяния.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
(Деяния 2:1)
Церковь появилась (или «родилась») там, где было общение: «Все они были единодушно вместе». Кроме того, известно, что в церкви в Антиохии было пятеро пророков и учителей, которые общались, служили Господу и постились.
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деяния 13:1–2)
Первое описанное в Библии миссионерское путешествие «родилось» при общении людей, которые поклонялись и служили Господу в Антиохии. Мы вернемся к этому месту Писания позже, когда будем изучать различные аспекты церковного служения.
Сейчас необходимо запомнить следующий принцип: нет общения — нет духовного рождения. Вы можете проявлять поразительную активность как евангелист, проповедник и миссионер, но без общения в вас не будет Духа. Духовное рождение происходит там, где есть общение. Когда мы общаемся, объединившись вокруг личности Иисуса Христа, от Духа Святого рождаются поистине Божьи дела.
13 глава
Команды апостолов и пресвитеры: две ноги одного тела
Ранее в этой книге я упоминал поговорку: «Не видеть леса за деревьями». Другими словами, это означает, что, увлекшись деталями, можно упустить из виду целое. За многие годы изучения церкви у меня иногда появлялось такое чувство. В какой-то момент я решил выйти из леса и изучить его как лес, а не как группу деревьев. Я принял решение рассмотреть церковь как единое целое. Занявшись этим, я узнал об одной особенности церкви, что полностью изменило как мой подход к ней, так и мое понимание ее.
Позвольте начать с этих слов Иисуса:
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
(Луки 6:47–48)
Крепко стоит только тот дом, который построен на твердом основании. Этот образ очень понятен тем, кто жил в государстве Израиль. В Иерусалиме я построил один дом прямо на другом доме, который был сооружен более чем за сто лет до того. Так как первый дом стоял на каменном основании, я смог надстроить три этажа над уже существующими двумя.
Следовательно, в 6-й главе Луки Иисус говорил о том, с чем были хорошо знакомы Его слушатели. Прежде чем начать строить, нужно заняться фундаментом. То же самое относится и к нам. Если мы хотим построить настоящую церковь, то нам придется упорно работать, чтобы построить библейский фундамент. Необходимо убрать слои притворства, традиций и лжеучений, чтобы заложить чистый фундамент. Надеюсь, что эта книга будет этому способствовать.
Две основные группы лидеров
По моему мнению, существуют две основные формы церковного лидерства. Первая — мобильная (команды апостолов). Вторая — местная (пресвитерии или группы пресвитеров, действующих сообща). Мне нравится слово «пресвитерия», которое, по сути, является транслитерацией древнегреческого слова presbuteros, что означает «пресвитер» или «старейшина». На Западе о старейшинах мало известно, но в странах Ближнего Востока и Африки они являются столпами общества. Поэтому для новозаветной церкви правление пресвитеров не стало чем-то новым. О нем уже много столетий было известно народу Божьему. Более того, я считаю, что пресвитеры или старейшины представляют собой неизменную форму руководства, начиная с Бытия и заканчивая Откровением.
Фразу «команда апостолов» лишь недавно стали употреблять в церкви. Тем не менее, команды апостолов являются в Новом Завете столь же основополагающими, как и пресвитерии. Во всех четырех Евангелиях основное внимание уделяется команде апостолов во главе с Иисусом, тогда как слово «церковь» встречается лишь дважды (см. Мф. 16:18; 18:17). В Книге Деяния прежде всего речь идет о служениях Петра, Филиппа и Павла. Все они были либо евангелистами, либо членами команд апостолов. В Книге Деяния очень мало сказано о работе пресвитеров. О пресвитерах много говорится в новозаветных посланиях, но еще больше — о командах апостолов.
Именно благодаря возрождению этих двух лидерских служений (мобильного и стационарного) церковь обретет истинную силу, и в ней появится настоящий порядок. Однако многие недостаточно понимают сущность этих основных лидерских групп. Поэтому мы начинаем рассмотрение этой части структуры церкви со взгляда на лес, т.е. на общий план. Если мы разберемся в общем плане, то разберемся и в деталях.
Множественность
Первая особенность как команд апостолов, так и пресвитерий состоит в том, что обычно в них много людей. Будет нелегко найти в Новом Завете хоть одного апостола, который действовал в одиночку. Обычно апостолы передвигались группами, и в их командах было гораздо больше людей, чем мы привыкли думать. Я считаю, что в пресвитериях тоже действовал принцип множественности. Само слово «пресвитерия» указывает на множественное число, поскольку это собирательное существительное.
Полновластие
Вторая особенность состоит в том, что и те, и другие являются в своей сфере полновластными, но не независимыми. На самом деле, полновластным является каждый член Тела Христова. Он отвечает за свою жизнь, и в некоторых сферах никто не может диктовать ему, что делать. В то же время никто из нас не является независимым от других членов Тела.
Взаимозависимость
Мы подошли к третьему качеству. Два этих служения взаимозависимы. В качестве примера давайте, прежде всего, рассмотрим то, что апостолы назначали пресвитеров. В Книге Деяния 14:14 сказано: «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем…» Варнава и Павел были апостолами, и в 23-м стихе о них же сказано следующее:
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Итак, пресвитеров рукополагали именно апостолы. В Новом Завете нет указаний на то, чтобы пресвитеров назначали не апостолы, а кто-то другой. Павел писал Титу:
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.
(Титу 1:5)
Пока не назначены пресвитеры, чего-то не хватает. Я считаю, что без пресвитеров церковь — не церковь. Более того, как мы видели в 14-й главе Книги Деяния, назначение пресвитеров знаменует собой переход от всего лишь группы учеников к церкви. Тит как уполномоченный представитель Павла назначил пресвитеров в Крите, и это снова указывает на то, что назначение пресвитеров является обязанностью апостолов. Схема ясна: апостолы рукополагают пресвитеров.
С другой стороны, пресвитеры посылают апостолов:
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
(Деяния 13:1–3)
Эти люди были лидерами той церкви и, похоже, они выполняли функции пресвитеров. Поэтому Дух Святой поручил им отпустить Савла (Павла) и Варнаву. С этого момента Павел и Варнава стали называться «апостолами». Интересно, что Павел не был апостолом, пока его не отпустила церковь в Антиохии. Я вернусь к этой теме, когда мы подойдем к определению слова «апостол».
Эту взаимную власть апостолов и пресвитеров я называю «циклом воспроизводства», о чем я буду подробнее говорить в 15-й главе. Апостолы назначают пресвитеров, а пресвитеры посылают апостолов; и те, и другие зависят друг от друга. Я верю, что такой порядок установил Бог, а также считаю, что Бог всегда создает такие связи в Теле. Он не хочет, чтобы кто-либо был полностью независимым.
Зависимость от благодати Божьей
И команды апостолов, и пресвитерии зависят от благодати Божьей. Люди постоянно стремятся создать некую систему, которая избавит их от необходимости полагаться на благодать Божью, но без благодати Божьей разрушится даже наилучшая система. Поэтому, когда появляются проблемы, не обвиняйте систему, а проверьте, пребывают ли люди в благодати Божьей. Даже благополучие в семьях христиан зависит от благодати Божьей. Опять-таки, Бог так все устроил, потому что не хочет, чтобы мы были независимы от Него.
Направление от Духа Святого
Кроме того, эти группы служителей могут плодотворно действовать только по направлению от Духа Святого. Чтобы пресвитерии и команды апостолов правильно работали, необходима не только благодать, но и Дух Святой. Этот пункт тесно связан с благодатью, ведь именно Дух Святой является Духом благодати. В Книге Деяния 13:2 мы читаем:
Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
(Деяния 13:2)
Обратите внимание на важную деталь: когда они служили Господу, Дух Святой сказал: «Отделите Мне…» Мы редко думаем о Духе Святом как о «Господе». Иисус является Господом над церковью, а Дух Святой — Господь в церкви. Поэтому все зависит от Духа Святого.
О втором миссионерском путешествии Павла мы читаем:
Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
(Деяния 16:6–10)
Апостолы всегда получали направление от Духа Святого, даже в том, что им не нужно было делать! Кроме того, заметьте, что это видение было у Павла, и очевидно, оно пришло от Духа Святого. Это был исторический момент в развитии церкви, ведь именно тогда Евангелие впервые пришло из Азии в Европу! Дух Святой показал Павлу, в каком направлении теперь должно распространяться Царство Божье, после чего оно охватило всю Европу и Запад.
Принцип водительства Духом Святым описан в одном из основных мест Писания в моей жизни — Римлянам 8:14:
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Древнегреческое слово, переведенное как «сыны», означает взрослого, а не ребенка. Родившись свыше, вы становитесь ребенком, но превращаетесь во взрослого сына, когда вас водит Дух Святой. Многие люди, рожденные от Духа Святого, не водимы Духом Святым и потому никогда не становятся взрослыми и духовно зрелыми. В древнегреческом оригинале слово «водимые» стоит в настоящем длительном времени: «Ибо все, постоянно, регулярно водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Недостаточно общаться с Духом Святым лишь иногда, по воскресеньям в церкви. Чтобы поступать как сыны Божьи, мы должны поддерживать с Духом Святым отношения круглосуточно.
Упрощенно историю церкви можно представить таким образом: в течение девятнадцати веков мы старались изобрести надежную систему, при которой нам не нужно было бы зависеть от Духа Святого. Однако мы не должны быть водимы какими-то принципами и понятиями. Мы должны быть водимы Духом Святым. Возможно, вы спросите: «А разве у Бога нет принципов и понятий?» Конечно, есть. Но мы не настолько умны, чтобы решать, какой принцип или понятие применять в той или иной ситуации. Мы должны полагаться на Дух Святой, что неприятно нашему ветхому человеку. Закон или система — это как карта, на которой указано, куда двигаться дальше. Ветхий человек говорит: «Дайте мне карту, и я доберусь, куда надо. Я же умный». Но позже, темной дождливой ночью, когда вы ничего не видите на своей карте, вам в ухо шепчет тихий голос: «Можно тебе помочь?» Это Дух Святой хочет провести вас туда, куда вы никогда не попадете с одной лишь картой.
Взаимодействие с пророками
Наконец, команды апостолов и пресвитерии взаимодействуют с пророками. Ранее мы уже обращали внимание на то, что пресвитерия, описанная в Книге Деяния 13:1, состояла из пророков и учителей. В Послании к Ефесянам мы читаем:
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
(Ефесянам 2:19–20)
Здесь говорится не о ветхозаветных пророках, поскольку первыми упомянуты апостолы. Павел осознавал, что для существования церкви необходимы как апостолы, так и пророки. Пророки служат при основании церкви и поэтому взаимодействуют как с командами апостолов, так и с пресвитериями. В одной из последующих глав мы подробно изучим служебный дар пророка.
Основные задачи и сферы деятельности групп лидеров
В служебных задачах и сферах деятельности команд апостолов и пресвитерий есть серьезные различия. Прежде всего, пресвитерии действуют в определенной местности. Если какой-то человек, будучи пресвитером в Коринфе, переселился в Рим, то он автоматически не становится пресвитером в Риме. Церковь в Риме не обязана его признавать. Но если человек — апостол, то он является апостолом везде. Это же относится и к другим мобильным служениям: пророкам, евангелистам и учителям. Команды апостолов могут действовать в любой части Тела Христова, и весь мир является их приходом. Действительно, ведь основная задача апостола — это расширять границы Царства Божьего.
Основная задача пресвитерий состоит в поддержании порядка в поместной церкви и руководстве ею. Это следует из 1-го послания к Тимофею 5:17:
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Пресвитеры начальствуют, управляют и руководят. Команды апостолов вносят свой вклад в работу пресвитерий, но, опять-таки, их основная задача заключается в расширении границ Царства Божьего. Пресвитер стремится привести своих людей к духовной зрелости, миру и порядку. Апостол стремится вспахать для Евангелия новую почву. В каждом из них живут совершенно разные желания. Апостол думает о расширении, а пресвитер — о сохранении.
Чтобы описать отношение апостола, позвольте привести сразу несколько мест Писания.
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся (на небеса), дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
(Деяния 1:1–2)
Обратите внимание, кому Христос дал повеления. Он дал повеления не всей церкви. Он дал их конкретным людям — апостолам. Теперь давайте рассмотрим эти повеления, и вы поймете сущность апостольского служения.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы.
(Матфея 28:18–19 жирный шрифт мой — Д.П.)
У апостолов «передвижное» служение. Иисус сказал: «Идите ко всем народам, и Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 18:20). При каком условии Христос будет с нами? Если мы пойдем! Если же мы будем сидеть, то Он не обязан быть с нами. Более того, слова «до скончания века» означают, что у Него нет иной программы или плана «Б»! В параллельном месте в 16-й главе Марка говорится об этом же:
Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…
(Марка 16:15–17)
Наверное, вы слышали такую жалобу: «Господь, нас не сопровождают знамения!» Дело в том, что Иисус обещал их только тем, кто будет идти! Возможно, вы также слышали поговорку: «Трудно ехать за припаркованной машиной». Значительная часть Тела Христова — это «припаркованная машина». Она стоит на автостоянке у церковного здания и не движется ни к какой цели.
Сердца апостолов стремятся к новым регионам!
Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
(Римлянам 15:20)
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем.
(1 Коринфянам 3:10)
Заметьте, в этих местах Писания указано, что Павел закладывал основание там, где еще не было известно имя Христово. Затем пресвитеры строили на этом основании совместно с теми, которые были поручены их опеке. В этом и заключается различие.
Порядок власти в поместной церкви
В 1-м послании к Коринфянам 12:28 четко описывается порядок власти в поместной церкви:
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений…
Во многих церквях никогда не видели чудес или даров исцелений, и одна из причин этого в том, что в них нет апостолов. Апостолы, пророки, учителя — эти трое указаны в порядке убывания власти, и они наделены этой властью в первую очередь потому, что они имеют дело со Словом Божьим. Людям, связанным с чудесами или исцелениями, необязательно заниматься активным служением в Слове. Более того, некоторым людям, имеющим дар чудотворений, лучше вообще не заниматься учением.
Апостолы являются старшими лидерами церкви. Однако обычно им не следует влиять на то, как применяют свою власть поместные пресвитерии. То, что апостолы обладают верховной властью, еще не означает, что они могут войти в любую поместную церковь и указывать ее членам, что делать. Это противоречит духу и морали Нового Завета. На самом деле, новозаветные апостолы чаще просили, чем повелевали.
Кроме того, обратите внимание, что когда церкви посылали на служение апостолов, те, выполнив задание, возвращались в направившую их церковь и отчитывались перед ней. Они подчинялись власти поместных церквей. Они не господствовали над церквями, а были их посланными представителями. В 13-й и 14-й главах Книги Деяния описано первое миссионерское путешествие Павла и Варнавы, после которого они…
…отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
(Деяния 14:26)
Как они были преданы благодати Божьей? Возложением рук братьев, которые были лидерами в антиохийской церкви. Обратите внимание, что апостолы были преданы Богу на дело или для определенного задания. Выполнив задание, для которого они были преданы Богу, они вернулись в помесную церковь, чтобы отчитаться в проделанной работе.
Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
(Деяния 14:27)
Эта схема апостольского служения очень отличается от той, которую сегодня некоторые пытаются нам навязать. Апостол — это не автократ и не диктатор. Он не возлагает на людей руки, говоря, что и как им делать. Напротив, он является, так сказать, продуктом или порождением движения Духа Божьего в поместной церкви. Его посылает поместная церковь с возложением рук лидеров. Он идет ради выполнения определенного задания, а затем возвращается в посылавшую его церковь и отчитывается перед ней в своей работе. Он подчиняется дисциплине, существующей в Теле Христовом, в частности, в посылающей его поместной церкви. Это очень важный принцип. Если люди ходят в одиночку, тогда как их никто не посылал (их никто не уполномочивал, и они никому не подотчетны), и называют себя апостолами, претендуя на какую-то власть, то это совершенно не соответствует Библии. Это полностью противоречит духу и букве Писания. Я уверен, что эту ситуацию необходимо изменить, и в Новом Завете я вижу образец, по которому это можно сделать.
Заметьте, принцип взаимозависимости членов Тела Христова действует даже в том, что касается власти апостолов. Поместная церковь посылает апостола, который обладает в ней большой властью, однако этот же апостол обязан отчитываться в своих действиях перед теми, которые его хорошо знают. Он часто бывает в отъездах, однако у него остается духовный дом и семья, в которой его любят и ценят. Он обладает «высоким» даром, который церкви дал Сам Христос, но, тем не менее, ему следует жить в смирении, служа людям. Он действует с огромной властью, однако всегда совместно с другими людьми, чтобы братья следовали его примеру. Такому человеку можно доверять!
Равновесие
Различия между пресвитериями и командами апостолов можно представить такими парами слов: местные/мобильные, сохранение/расширение и руководить/идти.
Чаще всего процесс наставничества, описанный в Новом Завете, осуществлялся в среде команд апостолов, в частности, тех, что были у Иисуса и Павла. Это необходимо понимать, ведь обучение, оторванное от своей среды, может не принести таких же плодов, какие были у новозаветной церкви. Сначала церковь появилась в передвижном виде и только потом — в стационарном. Это революционное открытие, но я считаю, что церкви нужна именно революция! В нашем представлении церковь — это группа людей, которые живут в своих домах и встречаются в одном здании, но Иисус впервые показал людям церковь на примере мобильной команды апостолов. Нам нужно думать о церкви, прежде всего как о мобильной, и только затем — как о стационарной, и тогда произойдет настоящая революция.
В современной церкви обычно 95 % внимания и сил обращены на сохранение, а 5 % — на расширение. Таким образом, даже если бы все запланированные мероприятия в современной церкви увенчались полным успехом, общий результат был бы поражением. Вас это не шокирует? Надеюсь, что да! Например, я бы не хотел заниматься программой, которая обречена на провал. Нам следует распределить силы поровну: на расширение и на сохранение, тем самым соблюдая равновесие между Великим поручением и заботой о своих городах и семьях.
Позвольте описать один образ, который, как я верю, мне дал Господь. Команды апостолов и пресвитерии представляют собой две ноги, с помощью которых передвигается Тело Христово. Если одна нога короче другой, то тело не может нормально функционировать. Конечно, в теле есть много других членов, но ни один не может заменить ноги. Две эти ноги должны быть одинаковой длины, неся на себе одинаковую тяжесть.
14 глава
Апостолы и пресвитеры, а не чиновники
Мы рассматриваем две ноги, на которых перемещается Тело Христово: команды апостолов и пресвитерии. Чтобы прийти к пониманию этой истины, мне потребовалось много молиться и изучать Слово Божье, но в результате я стал гораздо четче видеть «лес» церкви. Я очень благословлен тем, что теперь лучше понимаю структуру церкви. Я думаю, что восстановление этих двух ног Тела сулит для церкви практически безграничные возможности.
Но в этой главе я постараюсь показать, что значит равновесие в системе церковной власти. Некоторые утверждения будут основаны на моем личном опыте (иногда неприятном). Однако теперь, когда мне за восемьдесят, я оглядываюсь на те случаи и благодарю Бога за то, что после неправильных шагов я все же возвращался на верный путь!
Фактически, то, что вы сейчас прочитаете, это выводы, которые я сделал, размышляя над одним движением, в котором я сам участвовал. Со временем это движение приобрело искаженные формы, и я от него отделился. Но из этого я вынес некоторые уроки, которыми сейчас с вами поделюсь в надежде, что мы как церковь будем учиться на своих ошибках.
По сути, я хочу сказать следующее: необходимо соблюдать равновесие между истинным библейским учением о власти и всеми описанными в Библии мерами предосторожности в связи с властью человека. Неограниченной властью обладает только Сам Бог; у всей остальной власти есть ограничения, наложенные Богом.
Меры предосторожности в связи с властью
В 1-й главе Бытия четко изложена истина о том, что человек был сотворен, чтобы руководить:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Бытие 1:26, 28)
В современных переводах вместо слова «владычествовать» применяется слово «руководить». Человеку присуще желание руководить. Но проблема в том, что после грехопадения человек обычно руководит неправильно. Его плотская сущность побуждает его руководить либо с дурными намерениями, либо недопустимыми методами, либо и с тем, и другим. В результате это обычно проявляется в виде манипуляций и давления. Если вы столкнулись с этим, то знайте: это от дьявола! Бог никогда не манипулирует людьми и не оказывает на них давление.
Множественность
Вероятно, в связи со склонностью человека злоупотреблять властью, в Новом Завете установлены определенные меры по защите власти, среди которых команды апостолов и пресвитерии. Первой такой мерой, как мы уже убедились, является множественность или совместная власть. Никто не может сказать: «Вот, я. Вы должны подчиняться мне». Это не отрицает положения лидера среди лидеров, которое, конечно же, изложено в Новом Завете. Однако это положение в первую очередь основано на уважении и признании, и оно не должно иметь узаконенный или официальный характер, что как раз и происходит в среде христиан. Положение лидера приобрело настолько официальный и обязательный характер, что даже когда на это место нет достойных кандидатур, мы все равно кого-то на него назначаем!
В пресвитерии ответственность за принятие решений и проведение политики должна быть общей. Я всегда так считал, однако иногда позволял людям уклониться от этого принципа, и это приводило к катастрофическим последствиям. В такой ситуации может легко начаться манипулирование. Человек, умеющий манипулировать своими подчиненными, способен манипулировать и вышестоящими, и в результате возникает неразбериха. Я говорю всем присветериям: «Вы несете общую ответственность за все свои решения и политику. Вы не можете скрыться за чьей-либо спиной. Вы должны принимать свою долю ответственности». Вы рискуете, преступая этот принцип.
В команде апостолов у признанного лидера личной власти может быть больше, чем у других. Очевидно, что Павел возглавлял свою команду апостолов, так же, как футбольную команду возглавляет ее капитан. У команды должен быть какой-то лидер. Тем не менее, она остается командой. Кроме того, команды апостолов не были постоянны. Они действовали в течение некоторого времени, а затем некоторые члены покидали ее, а на их место приходили другие. Одна из наших основных проблем состоит в том, что мы пытаемся все в этом мире увековечить, тогда как в нем почти все очень непостоянно. Все будет носить постоянный характер, только когда мы перейдем в мир иной.
Взаимозависимость
Вторая мера защиты — это взаимозависимость между командами апостолов и пресвитериями. Они необходимы друг другу. Апостол не может войти в церковь и самодовольно заявить: «Так, слушайте, я — апостол, и вы должны все делать, как я вам говорю». Пресвитеры имеют право встать и сказать: «За все, что здесь происходит, мы отвечаем перед Богом и людьми. Если вы нас убедите, то мы так поступим. Но не смейте идти к прихожанам, минуя нас». В Откровении 2:2 Иисус похвалил церковь, которая испытала тех, которые называли себя апостолами, и нашла, что они лжецы.
Однако, как я указывал ранее, исторически так сложилось, что церковь уделяет неоправданно много внимания сохранению за счет расширения. Она отдает предпочтение служению пастырей (в их роли выступают пасторы и епископы). Такие традиции, которые придают особое значение причастию или евхаристии, завладели умами людей до такой степени, что в некоторых группах соблюдение такого порядка даже считается необходимым для спасения. А функции апостола и пророка, по сути, исключены.
Должен сказать, что главное не в появлении новых апостолов, а в апостольском служении. Я с подозрением отношусь к апостолам, которые, обладая властью, не оставляют после себя апостольского служения. То, что было в прошлом, важно, но я хочу знать, что вы можете в настоящем! То же самое произошло во времена Ветхого Завета с израильтянами, когда священники приняли на себя чрезмерную власть. Поскольку только священникам разрешалось приносить жертвы, они пользовались огромной властью, и иногда Богу приходилось восставлять пророков, чтобы обличить и призвать к ответу священников. Например, почитайте Малахию 1:6–10; 2:1–3. Конкретнее, чем в этих стихах, сказать нельзя! Я уверен, что в истории христианской церкви были целые поколения священников, виновных в этом же.
Необходимо понимать, что организаторской работой обычно занимаются люди из пасторского служения. Я благодарен за них Богу, однако думаю, что часто они, не осознавая этого, стремятся все подстроить под себя. Поэтому, скажем, человек с призванием евангелиста получает недостаточно внимания.
За многие годы моего служения у меня была возможность наблюдать за некоторыми сильными мужами Божьими, например, А. А. Алленом, Т. Л. Осборном, Гордоном Линдси и другими. Почти все они без исключения были изгнаны из своих прежних деноминаций. Возможно, иногда у них и было к кому-то неправильное отношение, но, тем не менее, это указывает на то, что пасторское служение трудно уживается со служением евангелиста или апостола. Все служители формируются по очень узкому образцу, а если кто-то пытается этому образцу не соответствовать, то к нему относятся с подозрением. Но если вы попытаетесь загнать Духа Святого в тесный ящик и указывать Ему, где Он должен действовать, то можете быть уверены в одном: Он будет действовать в каком-то другом месте! Никто не может указывать Духу Святому, где Ему действовать.