Итак, наши «вертикальные» отношения с Богом можно описать словом «послушание», а нашей «горизонтальной» обязанностью по отношению к братьям и сестрам является особый вид любви. Есть много древнегреческих слов, которые можно перевести как «любовь». Вот четыре их них: eros (сексуальное желание), storge (семейная привязанность), philadelphia (братская любовь) и agape (Божественная любовь).
Любовь — это не духовный дар, а результат воспитания характера. Во 2-м послании Петра мы видим семь последовательных шагов, ведущих нас к этому особому виду любви — agape:
То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь (agape).
(2 Петра 1:5–7)
В Писании сказано: «Покажите в вере вашей…» Таким образом, мы начинаем с веры как основы, постепенно добавляя семь компонентов:
1. Добродетель (благородство)
2. Рассудительность (знание воли Божьей)
3. Воздержание (сдержанность)
4. Терпение (постоянство, выносливость)
5. Благочестие (святость)
Мы прошли уже значительную часть списка, но пока так и не дошли до любви. В Писании не говорится, что любовь — это всего лишь обнять кого-то на молитвенном служении. Любовь необходимо культивировать и достигать, и это нечто гораздо большее, чем многие себе представляют.
6. Братолюбие (доброжелательность к людям)
7. Любовь (agape).
Слово agape, в частности, означает: «Я люблю моих врагов». Если вы любите своих врагов, значит, достигли высшей степени любви.
Во многих религиях есть мученики, которые умерли за свою веру. Они есть и в иудаизме, и в коммунизме, и в исламе. Но истинный христианский мученик отличается от них тем, что он любит своих врагов. Если же он их не любит, то он ничем не лучше мученика-мусульманина или коммуниста.
Большинство из нас не в состоянии стать мучениками; Бог не может предоставить нам такую честь. Я убежден, что если вы хотите стать настоящим мучеником, вам необходимо учиться этому, ежедневно жертвуя своей жизнью. Мучеником становятся не после одного внезапного драматического события, а в результате определенного процесса.
Я убедился, что если мое служение приносит плод, то только благодаря самоотречению. Если я угождаю себе, то не служу Христу. Это две противоположности. Жизнь Христа проявляется лишь в том человеке, который отрекся от себя. Иисус сказал, что мы должны ежедневно брать свой крест. Ваш крест — это то, где ваша воля пересекается с волей Божьей, и вы должны ежедневно смирять себя таким образом. Человек может быть очень религиозным, но так и не умереть для своей воли.
Многие христиане пока не достигли даже «братолюбия». Не всегда легко любить всех своих братьев и сестер во Христе. Иногда неверующих даже легче любить, чем христиан, потому что им все равно, крещены ли вы погружением или кроплением, или поднимаете ли вы руки во время молитвы или нет.
Я вспоминаю случай, произошедший со мной, когда я участвовал в одной конференции вместе с другими лидерами, которых всего было около тридцати. Каждый вечер мы должны были разбиваться по парам, чтобы вести собрание. Среди тех лидеров был один брат, с которым я был совершенно не согласен по вопросу крещения. Я подумал про себя: «Надеюсь, меня не поставят с ним!» И, конечно, вы угадали: мне пришлось провести с ним три вечера. Теперь мы — близкие друзья.
В завершение этой главы позвольте описать случай, произошедший в то время, когда шотландские христиане подвергались жестоким гонениям со стороны английской армии. Одна шотландская девушка шла на тайное собрание верующих. По пути ее задержал английский солдат и спросил, куда она направляется. Она не хотела обманывать, но и не хотела выдавать своих братьев и сестер во Христе. Поэтому она мысленно обратилась к Господу и попросила Его дать ей ответ. И вот как она ответила солдату: «Умер мой Старший Брат, и я иду в дом моего Отца, где будут читать Его завещание». Какой хороший ответ! Иисус — это наш Старший Брат, Бог — наш Отец, а это — дом нашего Отца. Мы — семья!
Опять-таки, характерной особенностью этого образа семьи является то, что у нас есть общий источник жизни. Бог, наш Отец Небесный, является источником жизни для всей Своей семьи. У всех нас общая жизнь. Именно это нас связывает, а не деноминации, доктрины и «ярлыки».
Мы должны относиться друг к другу как к братьям и сестрам, потому что Бог принял нас в Свою семью. Одно дело знать, что нас принял Бог, а совсем другое — знать по опыту, что нас принимают наши братья. Некоторые из нас никогда не испытывали теплых, любящих объятий земного отца или брата. Пусть же такие люди впервые испытают это чувство в семье Божьей!
7 глава
Образ № 5:
Храм
Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
Ефесянам 2:20–21
Теперь мы подошли к пятому образу, а именно — к зданию или храму. Давайте начнем с рассмотрения того, что Павел сказал о семье в Послании к Ефесянам.
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (или члены семьи Божьей)…
(Ефесянам 2:19)
Затем от образа семьи Павел переходит к образу храма:
…быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Ефесянам 2:20–22)
Христиане (истинно верующие) — это люди, в которых обитает и действует Бог. Благодаря этим отношениям, Он является их Богом, а они — Его народом.
…на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором (на Иисусе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Ефесянам 2:21–22)
Заметьте, в этом описании также присутствуют все три Божественные Личности. Отец живет в тех, кто устрояется на Сыне Духом. Здесь сказано, что конечная цель церкви — это стать жилищем Бога.
Древнееврейское слово beit, переведенное как «здание», передает идею дома или семьи и непосредственно связано с глаголом «строить». Поэтому в представлении еврея существует тесная связь между семьей и зданием. Более того, в древнееврейском языке словом «дом» чаще описывали не физическое жилище, а семью людей. Два эти понятия всегда взаимосвязаны. Обратите внимание на обилие в этом отрывке слов, связанных со зданием: «утверждены», «здание», «храм», «устрояетесь», «жилище». В этих стихах понятие здания подчеркивается пять раз.
Принцип следующий: Бог всегда требовал, чтобы Его народ предоставил Ему жилище. Выведя израильтян из Египта, приведя их на гору Синай и дав им Свой первый завет, Бог почти сразу потребовал, чтобы они построили Ему скинию. В этом шатре обитало Его присутствие, Его слава, и израильтяне все время носили его с собой по пустыне.
Приведя израильтян в землю обетованную, Бог дал им повеление построить для Него храм в городе, который Он Сам избрал, — Иерусалиме. Соломон возвел самое прославленное, дорогостоящее и красивое здание за всю историю человечества. Однако из-за идолопоклонства и непослушания израильтян этот храм впоследствии разрушили вавилоняне при Навуходоносоре. Но когда Бог по Своей милости даровал израильтянам освобождение из вавилонского рабства, Он почти сразу дал им задание построить Ему новый храм.
Интересно заметить, что Бог не дает Своему народу права выбора в том, каким быть Его жилищу. Он сам все выбрал: месторасположение, виды материалов и форму здания. Однако в Библии ясно сказано, что эти строения (скиния и два храма) были лишь образцами чего-то более ценного и значимого. Эта мысль четко отражается в словах Стефана, обращенных к синедриону:
Но Всевышний (истинный Бог) не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?
(Деяния 7:48–50)
Материал храма
Любое материальное строение, возведенное людьми, каким бы оно ни было замечательным, не может быть постоянным и окончательным жилищем для Бога. Это лишь временное место, которое Он почитает Своим присутствием до тех пор, пока Его народ отвечает Его требованиям. Окончательный и вечный храм Божий построен из людей. Все предыдущие здания были лишь его прообразами. Люди — самые ценные творения во Вселенной. Очевидно, что храм Божий должен быть построен из самого дорогого материала — не золота, не серебра, не мрамора, а людей. Эта мысль ясно показана в различных отрывках Нового Завета:
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель (апостол), положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…
(1 Коринфянам 3:10–12)
Здания бывают двух видов: долговечные и недолговечные. Можно построить много зданий из дерева, сена и соломы; такие материалы несложно найти в больших объемах, но такие строения будут недолговечны. Или же можно построить гораздо меньше зданий, но из более дорогих материалов, и они простоят долго.
…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
(1 Коринфянам 3:13–15)
В этом месте Писания говорится о нашем вкладе в служение в доме Божьем. Тому, что мы делаем, придется вынести испытание огнем.
Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
(2 Коринфянам 5:10)
Каждый христианин явится пред судилище Христово, чтобы получить оценку служению, которое он нес в доме Божьем. На этом суде не будет выноситься решение о спасении или осуждении, потому что нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (см. Рим. 8:1). На этом суде будет решаться не судьба наших душ, а оцениваться наша работа в доме Божьем. Дело каждого человека будет испытано огнем. У кого оно выдержит испытание, тот получит награду. У кого оно сгорит, тот лишится своей награды, но его душа все равно будет спасена.
Это награждение еще не наступило, оно ждет нас впереди. Каждому из нас следует задуматься, какой материал мы привносим в здание? Выдержит ли он испытание огнем? Лидерам церкви в Коринфе Павел сказал:
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
(1 Коринфянам 3:16–17)
Похоже, верующие в Коринфе не совсем понимали, какими им следует быть. В этом также заключается одна из важных причин, почему нам нужно смотреть в зеркало Слова Божьего: чтобы увидеть, какими мы есть на самом деле! Павел их обличил: «Разве вы не знаете, что вы — храм Божий? Будьте внимательны в том, как вы живете».
Содержание храма в чистоте
В связи с храмом постоянно звучит предостережение о том, что его нельзя осквернять. Это относится как к «коллективному», так и к «индивидуальному» храму.
Мы уже рассмотрели коллективный храм, то есть собрание всех верующих. Теперь рассмотрим храм индивидуальный:
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
(1 Коринфянам 6:19–20)
Каждый верующий удостоен чести предоставить свое физическое тело Духу Святому, чтобы Он обитал в нем, как в храме. Бог через Иисуса Христа искупил ваше тело для того, чтобы оно стало храмом Его Духа. Обратите внимание на предупреждение о том, чтобы мы не разоряли или не оскверняли этот храм. От нас требуется, чтобы мы заботились о храме (как индивидуальном, так и коллективном) и содержали его в чистоте, здоровье и святости, потому что это храм Духа Святого. Мы обязаны предоставить Ему такой храм, через который Он будет прославляться, и который будет служить Его целям. Лично я верю, что Бог считает заботу о наших физических телах гораздо более важной, чем большинство из нас.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (сатаной)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
(2 Коринфянам 6:14–16)
Обратите внимание, что здесь говорится о коллективном храме. Бог по-настоящему становится нашим Богом, когда мы позволяем Ему жить и ходить в нас. Мне нравится фраза «ходить в них». Она говорит о том, у Бога есть передвижной храм, не прикованный к одному месту. Куда мы идем, туда и Бог; Он всегда там, где мы. Будучи Его телом, мы предоставляем Ему орудие для служения, а, будучи Его храмом, мы предоставляем Ему жилище. Поэтому не совсем правильно говорить: «Мы ходим в церковь», как если бы существовало некое особенное место, где мы встречаемся с Богом. Наоборот, церковь там, где встречаемся мы. А там, где церковь, там и Бог. Если мы пойдем к берегу моря, церковь будет у берега моря. Он живет в нас и ходит в нас. Именно поэтому Он — наш Бог, а мы — Его народ.
Живые камни
Приступая к Нему (к Иисусу), камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое.
(1 Петра 2:4–5)
В этом духовном доме, который Бог строит для того, чтобы он стал Ему вечным жилищем, мы с вами и все остальные верующие являемся «живыми камнями»! Из всех нас строится окончательный, вечный дом, который Бог изначально задумал, а все предыдущие места Его обитания, описанные в Ветхом Завете, были лишь его прообразами и образцами.
Я много лет провел в Иерусалиме, где строить дома разрешено только из камня. Во многом именно благодаря этому до сих пор сохранилось уникальная красота и атмосфера Иерусалима. В Иерусалиме все официально одобренные здания построены из камня, взятого из одной каменоломни, которая находится где-то на севере страны. В 1940-х годах я жил в городе к северу от Иерусалима и часто проезжал мимо того места, где добывали камни, которые затем привозили в Иерусалим. Помню, я видел камень, который по пути в город упал с самосвала и остался лежать на обочине. Его никто не поднял, и он там и остался. Я подумал про себя: «Этот камень лежит там, как эгоистичный и упрямый индивидуалист. Этого камня никогда не коснется долото. Он навсегда останется таким, какой сейчас, но никогда не окажется в здании». Верующие, похожие на этот камень, были извлечены из каменоломни, но так и не легли в кладку. Они не заняли своего места в исполнении Божьих целей.
Обратите внимание, что сказано о храме Соломона в 3-й книге Царств:
Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его.
(3-я Царств 6:7)
Удивительно! Размеры каждого камня были заранее определены, и каждый камень был предварительно обтесан согласно этим размерам еще на каменоломне. При самом же строительстве храма не было никакой экстренной доработки молотом или долотом.
Так же Бог поступает и с нами. Он вытесывает нас из этого мира при помощи Евангелия, а затем начинает придавать нам форму, чтобы, когда дело дойдет до того, чтобы положить нас в стену здания, не потребовалось дополнительной работы молотом и долотом. Мы должны быть готовы принять нужную форму именно сейчас. И всем нам необходимо пройти через этот процесс, если мы хотим занять свое место в храме.
Характерная особенность храма и Божье требование к нему
Теперь давайте рассмотрим двойное значение храма. Характерной особенностью этого образа церкви является то, что храм — это Божье жилище. Именно здесь Бог собирается прожить всю вечность. Мы часто думаем о том, как мы попадем на небеса, но главная цель Бога состоит в том, чтобы принести небеса на землю! Последний образ народа Божьего, описанный в Библии, содержится в Откровении 21:1–4. Это прекрасное жилище, сходящее на землю с неба. Изучите как-нибудь этот отрывок о Новом Иерусалиме. Это замечательное описание того, как Божье жилище придет на землю.
Что же требуется от нас? Готовность к тому, чтобы Бог извлек нас из каменоломни, придал нужную форму и обтесал. Нам нужно избавиться от острых краев, чтобы соответствовать заранее определенным размерам, и еще до начала строительства подготовиться лечь в кладку. Для этого нужна огромная преданность, но это принесет нам награду в вечности!
Напомнив верующим о том, что они «храм Бога живого» (2 Кор. 6:16), Павел процитировал некоторые отрывки из Ветхого Завета:
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
(2 Коринфянам 6:17–18; жирный шрифт мой — Д.П.)
Обратите внимание, как близко друг от друга находятся образы семьи и храма, рассмотренные нами в Ефесянам 2:19–22. Храм и семья взаимосвязаны. Бог — Отец Своей семьи, и Он же — Бог, живущий в Своем храме.
И опять в Библии подчеркивается Божье требование святости, ведь следующая глава начинается такими словами:
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(2 Коринфянам 7:1)
Вот что мы должны сделать: очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Я считаю, что «скверна плоти» — это аморальность, пьянство и тому подобное, а «скверна духа» — это, прежде всего, увлечение оккультизмом. Мы должны «совершать святыню в страхе Божьем». В этих словах подчеркивается, что мы должны хранить чистоту в храме и относиться к нему со всем вниманием.
Лично я делаю из этого следующий вывод. Я никогда не хочу причинять вреда семье или церкви. Думаю, это две самые святые вещи на земле. Я искренне желаю и молюсь, чтобы никогда не оскорбить ни ту, ни другую. Помните, что, если вы тронете творение Божье, то вам придется перед Ним отвечать.
8 глава
Образ № 6:
Невеста
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Ефесянам 5:25–27
Теперь мы переходим к шестому образу — невесте. Хотя в Послании к Ефесянам не встречается слово «невеста», все же это понятие конкретно раскрывается в других местах Писания, и оно подразумевается в этом отрывке:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Ефесянам 5:25–32)
Сначала Павел обратился к верующим мужьям по поводу их отношений с женами. По его словам, в этих отношениях должна быть любовь, преданность и забота. Это очень правильный и практичный совет, следовать которому так необходимо и сегодня. Однако не в этом заключается полное значение данного отрывка, потому что затем Павел заявил, что отношение мужа к жене должно развиваться по примеру отношения Христа к Своей церкви. И еще он добавил: «Тайна сия велика (или глубока)». И это так. Я уверен, что эту тайну не в состоянии постигнуть в полной мере ни один человек. Но Павел сказал очень ясно: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Таким образом, мы совершенно четко видим в этом союзе две личности: Христа, Жениха, и церковь, Его невесту.
Прекрасным прообразом этих отношений послужило сотворение Адама и Евы, описанное в первых главах Книги Бытие. Одна из замечательных особенностей сотворения Адама состоит в том, что еще до его появления Бог уже все для него приготовил. Уже существовала необходимая среда для его обитания: растения, животные, погода, небесные тела — все, что ему могло понадобиться.
Это замечательный символ того, как Бог заботится о нас, новых творениях. Когда мы появляемся на свет, нас уже ждет все, что нам может понадобиться. Однако Адаму не хватало одного: помощника. Это не была Божья ошибка. Бог преследовал определенную цель, когда не дал Адаму помощника сразу же. Он хотел, чтобы Адам осознал, что он нуждается в близких отношениях с людьми. Поэтому Он позволил Адаму испытать отсутствие таких отношений, отсутствие помощника. Однако затем Он предоставил Ему такого помощника, что описано в Книге Бытие:
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
(Бытие 2:18, 21–23)
В Библии подчеркивается огромная важность брака. Нам необходимо полностью осознать, какое важное место в Писании занимает брак. История человечества началась с брака, а первым сватом выступил Бог. И Бог до сих пор занимается сватовством! Однажды, подобно тому, как Он представил Еву Адаму, Он представит церковь Иисусу на брачной вечере Агнца (см. Откр. 21:2–3, 9-11). Давайте рассмотрим подробности этого духовного бракосочетания.
Подготовка
История человечества достигнет славной кульминации, когда состоится свадьба церкви (невесты) с Иисусом Христом (Женихом):
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу (затем указывается основной повод для радости); ибо наступил брак Агнца (Иисуса), и жена (невеста) Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
(Откровение 19:6–8)
Брак церкви с Иисусом Христом станет поводом для радости во всей Вселенной.
Интересно заметить, что в обязанности невесты входила подготовка собственной одежды. Виссон или лен всегда символизирует в Библии чистоту. В одном отрывке в Книге Иезекииля описано, как в присутствие Господне не были допущены священники, которые были одеты в шерстяные одежды (см. Иез. 44:15–18). Священники должны были отличаться абсолютной чистотой. Во Второзаконии 22:11 израильтянам было дано повеление не надевать одежды, сделанной из разных материалов, таких как шерсть и лен. Итак, здесь виссон символизирует абсолютную чистоту. Кроме того, здесь сказано, что виссон — это «праведность святых».
Два древнегреческих слова переводятся как «праведность». Одно из них — dikaiosune, а другое — dikaioma. Dikaiosune означает праведность как абстрактное понятие; dikaioma — праведность как действие. Когда мы становимся верующими в Иисуса Христа, нам вменяется Его праведность (dikaiosune), т.е. мы становимся праведными Его праведностью. Когда мы живем по вере, то выражаем эту вмененную нам праведность в dikaioma; это наша праведность, достигнутая делами или наши праведные поступки.
Интересно, что здесь использовано слово dikaioma, точнее — его множественное число, dikaiomata. Виссон — это праведные дела святых. Это очень многозначительное заявление. «Невеста Его приготовила себя». Как? Праведными делами.
Во всех известных мне культурах существует одно общее правило относительно свадьбы. Жених никогда не готовит невесту; невеста всегда готовится сама. Это ее обязанность. В Писании сказано, что невеста Иисуса приготовила себя своими праведными делами. Чтобы явиться на брачный пир, невесте недостаточно иметь лишь вмененную праведность Христа. У нее должна быть праведность, достигнутая делами.
Много лет назад в Иерусалиме мы с женой дружили с одной миссионеркой, которая однажды заболела. Болезнь на долгое время приковала ее к постели, и она думала, что умрет. Однажды ночью Господь дал этой женщине очень яркий сон. Ей приснилось, что она шьет красивое белое платье. Присмотревшись к этому платью, она заметила, что оно еще далеко не готово; предстояло еще гораздо больше работы, чем уже было сделано. Проснувшись утром, она поняла, что это Господь показал ей, что она еще не готова пойти к Нему, поскольку ее работа еще не окончена. Этот случай вспоминается мне всякий раз, когда я слышу стих: «Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». Каждому из нас необходимо приготовить свой свадебный наряд, и мы можем это сделать своими делами праведности и послушания. Это очень важно.
В Послании к Филиппийцам есть параллельное место о праведности, достигнутой делами:
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
(Филиппийцам 2:12–13)
Здесь есть баланс. Сначала Бог производит в вас «хотение», а затем — «действие» по Своему благоволению. Мы как христиане не должны мучиться, делая что-то против своей воли и не имея на это желания. Напротив, Бог производит в нас желание делать то, что Он хочет. Затем Он же дает нам способность это делать.
Бог действует в нас в той мере, в какой мы совершаем то, что Он в нас производит. Бог сможет действовать в нас в той степени, в которой мы совершаем. Итак, это двусторонний процесс. Бог действует в нас, но своим образом жизни (своими праведными поступками) мы совершаем то, что Бог производит в нас. Именно в этом и заключается подготовка невесты. Виссон — это праведные поступки святых, поэтому проверьте, в каком состоянии ваш свадебный наряд.
Отношения между Женихом и невестой
В этом образе Христа как Жениха и церкви как невесты я вижу три основных элемента.
Взаимная, безграничная преданность
Прежде всего, с обеих сторон существует взаимная, безграничная преданность. Иисус целиком и полностью предал Себя за церковь. Он пролил за нее Свою кровь. Именно в этом суть брака. Бог хочет, чтобы даже в браке между двумя людьми было полное самоотречение и преданность друг другу. Никто ничего не должен удерживать для себя. Церковь должна предать себя Иисусу, своему Жениху так же целиком и полностью, как Он предал Себя, чтобы искупить ее на кресте.
Серьезная подготовка
Второй шаг — это серьезная подготовка. Мы рассмотрели, как подготовилась невеста, т.е. церковь. Она приготовила свой наряд, состоящий из праведных поступков. Пришедшей на всех верующих праведности было для этого недостаточно, поэтому невесте пришлось еще долго готовить свой наряд. Именно с этой стороны я часто смотрю на жизнь. Мы готовим свой наряд (светлый и чистый виссон), когда ходим в вере и послушании, исполняя волю Божью и соблюдая Его заповеди.
Плодотворный союз
Третья особенность, которую я вижу в этом образе, это плодотворный союз. Цель и предназначение брака — это союз двух людей. В Писании сказано: «Будут два одною плотью» (Мф. 19:5). Этот союз приносит плод — новую жизнь. Я считаю, что именно такую цель преследовал Бог, когда Он задумал взаимоотношения Христа (Жениха) с церковью (невестой). Я верю, что этот славный союз, который пока еще не заключен, принесет вечный плод. Благодаря союзу Христа и Его церкви раскроются извечные цели Бога для вех последующих поколений.