Давайте рассмотрим два стиха в 1-м послании к Коринфянам, в которых говорится, что характерная особенность невесты состоит в том, чтобы раскрыть славу Христа.
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
(1 Коринфянам 11:3)
В порядке убывания: Бог-Отец — глава Христу, Христос — глава мужу, а муж — глава жене. Существует особый порядок главенства, который начинается на небе и распространяется на каждую семью. В нем существуют обязанности для обеих сторон.
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
(1 Коринфянам 11:7)
Именно мужчина первым был сотворен по образу и подобию Божьему, чтобы явить всему остальному творению Божье подобие и славу. Жена была также сотворена по подобию Божьему, но ее обязанность — отражать славу своего мужа. Подобным образом, и наша обязанность как невесты Христа — отражать Его славу.
Это очень глубокое и практическое учение. Я хочу подробнее остановиться на супружеских взаимоотношениях, потому что они очень похожи на взаимоотношения Христа и Его невесты. Согласно Библии, жена должна повиноваться мужу, и поэтому некоторые женщины думают, что это указывает на то, что они чем-то хуже мужчин. Это не так. Если вы кому-то повинуетесь, то это не означает, что вы хуже. Сам Христос находится в повиновении у Отца, но Он не хуже Отца. Более того, Он сказал: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Повиновение означает не то, что вы хуже, а то, что вы находитесь на своем месте.
Как у мужа, так и у жены есть свои обязанности. Говоря, что жена — моя слава, я подчеркиваю не столько обязанности жены, сколько свои. Это очень ко многому обязывает. Одного известного проповедника однажды спросили: «Какой христианин мистер Смит?» Проповедник ответил: «Я не знаю, ведь я не знаком с его женой!» Это очень мудрый ответ. Если вы хотите знать, какой христианин мистер Смит, посмотрите на миссис Смит. Она — его слава. Поэтому она показывает, какой он на самом деле. Это возлагает на мужа гораздо больше ответственности, чем на жену. Если вы хотите знать, какой я христианин, вам нужно посмотреть на мою жену. Если моя жена спокойна, уверена в себе, радостна и благополучна, то она — моя слава. Но если она неуверенна в себе, расстроена и огорчена, то это многое обо мне говорит. В таком случае она не приносит мне славу. Моя обязанность — защищать ее. В Ефесянам 5:23 сказано: «(Христос) Спаситель тела», т.е. церкви.
Проблемы между супругами, которые мы наблюдаем сегодня, начались тогда, когда первый мужчина не смог защитить свою жену. Чтобы убедиться в этом, необходимо подробно разобрать описание событий в Книге Бытие. Бог поселил Адама в саду, чтобы «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Древнееврейское слово, переведенное как «хранить», означает «защищать». А он не смог защитить сад от проникновения змея. Ему вообще не следовало впускать в сад змея, потому что он был зверем полевым, и ему не место в саду. Затем ошиблась Ева, потому что отошла от мужа и встретила змея своими силами и умом, чего ей не следовало делать. Оба супруга не соблюдали установленный Богом порядок. Конечно же, это указывает на то, что решение всех наших проблем — в соблюдении Божьего порядка.
Жена отражает характер своего мужа, а дети — характер своих родителей. Я езжу с проповедями по разным местам, и я обнаружил, что та или иная супружеская пара может скрыть свое истинное отношение ко мне, но их дети — едва ли. Если я прихожу в дом, где дети проявляют ко мне любовь и уважение, то я знаю, что именно так ко мне относятся и их родители. Но когда дети недисциплинированны и неуважительны, тогда пусть даже родители будут хорошо со мной разговаривать, я все равно засомневаюсь в их искренности. Наши родственники всегда раскрывают наше истинное лицо.
Бог присутствует везде, но Его слава — лишь там, где проявляется Его присутствие; там, где Его присутствие можно увидеть и почувствовать. Многие из нас знают, каково чувствовать славу Божью в наших телах или в атмосфере, или видеть ее на лицах других христиан. И цель Бога в церкви — это проявлять славу Христа (Жениха) в церкви (невесте). Иисус придет не к духовно подкошенной, изможденной, измученной старухе-невесте. Пожалуйста, поймите меня правильно. Я ни в коем случае не говорю неуважительно о пожилых людях. Я лишь указываю на то, что невеста, к которой придет Христос, должна Его прославить.
Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
(Ефесянам 1:12)
Мы должны проявлять Его славу, чтобы вся Вселенная восхвалила Его славу, увидев ее в нас.
Давайте вернемся к нашему основному месту Писания в этой главе:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова… (Ефесянам 5:25)
Я верю, что именно сейчас Христос занимается этим освящением и очищением. Словом «слово» в этом стихе переведено древнегреческое rhema, что означает «произносимое слово». При помощи учения, которое преподается в устной форме, Бог очищает и освящает верующих посредством произносимого слова. Христос искупил церковь Своей кровью, чтобы впоследствии освятить ее Своим словом. Христос пришел водой и кровью (см. 1 Ин. 5:6). Как Искупитель Он пришел кровью, а как Святитель — водой. Он искупает церковь Своей кровью, а освящает ее водой Своего произносимого слова. Церковь станет такой, какой Он ее задумал, только после того как она освятится. Об этом говорится в следующем стихе:
…чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Ефесянам 5:27)
Это значит, что церковь будет пропитана явным присутствием Божьим.
Если вы увидите молодую женщину, которая всем сердцем любит своего мужа, то заметите, что ее лицо буквально светится от любви к нему. Она вся сияет. Бог хочет, чтобы церковь была именно такой: сияющей, без пятна или порока, невероятно прекрасной. Разве не замечательно, что Бог в силах это сделать? И Он это сделает!
Требование к нам как к невесте Христа
Что же от нас, невесты Христа, требуется делать, чтобы развивать с Ним отношения? Мы можем об этом узнать, прочитав то, что Павел написал церкви в Коринфе, которая была плодом его служения:
Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.
(2 Коринфянам 11:2–4)
Верность Иисусу
Чтобы понять этот образ, будет полезно ознакомиться с основными принципами супружеской жизни у евреев, в которой было много обрядов. Первым было обручение, нечто вроде помолвки. Вторым, который обычно проходил через год после обручения, была собственно свадьба, за которой следовал физическое единение мужчины и его невесты. По еврейской традиции обручение представляло собой священный и непоколебимый завет между мужчиной и женщиной. Они пока продолжали жить отдельно друг от друга и не вступали в физические отношения, однако согласно этому завету женщина уже была связана с этим мужчиной. Если в течение этого времени она расторгала свою помолвку, решая выйти за другого или вступая с кем-то в половые отношения, то она считалась прелюбодейкой, и завет официально расторгался посредством развода. Вот насколько серьезной была помолвка.
Все это хорошо видно на примере Иосифа и Марии. Они были обручены, но еще не женаты, и тогда Иосиф узнал, что Мария беременна. Он еще не знал, что она зачала от Духа Святого согласно Божьему плану, чтобы в мир пришел Его Сын. В Писании сказано, что Иосиф «хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19) или развестись с ней.
Подобным образом и мы, становясь христианами, обручаемся с Христом, но наш брак еще не был заключен — свадьба еще предстоит. В этот период между обручением и свадьбой испытывается наша верность Христу. Павел сказал: «Я хочу, чтобы на свадьбе с Женихом вы были чистой девой».
Это замечательное во многих отношениях заявление, ведь христиан в Коринфе как никакую другую группу людей нельзя было назвать «чистой девой», исходя из общепринятых представлений. Среди тех людей были проститутки, гомосексуалисты и пьяницы. Однако они были искуплены и очищены кровью Иисуса и благодатью Божьей, поэтому Бог считал их чистой девой. Их грехов как будто и не было (см. Ис. 1:18; Рим. 4:3–8).
Тем не менее, Павел предупреждает нас, чтобы мы не лишились этой «девственности». Нужна осмотрительность, чтобы не вступить в порочные отношения, из-за которых вы не сможете быть невестой. Это особенно важно в современных условиях.
Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
(2 Коринфянам 11:3)
Павел опасался, как бы дьявол не посягнул на умы этих христиан и не повредил их, отвернув от чистой простоты веры в Иисуса Христа и полной преданности Ему. В следующем стихе он описывает, как это может произойти. Действительно, разве не это мы наблюдаем сейчас по всем церквям в Америке?
Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали…
(2 Коринфянам 11:4)
О каком таком «другом Иисусе» он говорит? Возможно, об Иисусе как о великом учителе или выдающемся гуру, который лишь немного превосходит Будду или Сократа или Платона или Мартина Лютера Кинга, но не как о Спасителе, искупившем человечество. Или об Иисусе, который не был рожден от девы, и поэтому он — не Сын Божий? Таковы примеры «другого Иисуса», о чем говорит Павел.
Затем Павел сказал: «Если бы вы получили иного Духа…» (2 Кор. 11:4). Такими словами он обращался к христианам, крещенным Духом Святым. Неужели они могли получить какого-то другого духа? Очевидно, что да. Как? Приняв неверный образ Иисуса. Другими словами, они могли открыть свой разум для заблуждения, которое, в свою очередь, открыло бы их дух для духа заблуждения.
Затем Павел продолжает: «Если бы вы получили… иное благовестие…» (2 Кор. 11:4). Возможно, в этом благовестии говорится только о любви Божьей, но ни слова — о Божьем суде. Или же благовестие, в котором Бог назван Отцом даже неверующих. Но в Библии неверующие не называются детьми Божьими; они названы в ней детьми дьявола. Но сегодня все это происходит, потому что дьявол стремится отвлечь невесту от верности Иисусу Христу.
Я твердо убежден, что в завершении этого века в христианстве будет всего две группы (не две деноминации, а две группы). Одна — невеста, а другая — блудница. Чем они будут отличаться друг от друга? Способом водного крещения? Говорением на языках? Я так не думаю. Я считаю, отличие будет состоять в верности Иисусу Христу. Невеста останется верна Иисусу, а блудница будет прельщена и не сохранит Ему верность. В Книге Откровение мы видим описание их обеих:
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
(Откровение 17:1–2)
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
(Откровение 21:9)
В этих стихах противопоставляются блудница и невеста. Это делается на основании не их деноминации или доктрины, а их отношения к Иисусу Христу. В современной церкви заметно развиты они обе. Невеста еще достигает совершенства, а блудница, несомненно, уже действует в полную силу.
Мы должны тщательно оберегать наши отношения с Христом. По мнению некоторых, нужно всю жизнь оставаться в одной церкви. Я не хочу ни опровергать, ни поддерживать эту точку зрения. На самом деле у проповедников нет права говорить что-либо подобное тем или иным верующим. Однако будьте внимательны, чтобы не оказаться в церкви-блуднице, ведь многие церкви больше похожи именно на блудницу, чем на невесту.
Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
(Евреям 9:28)
Чтобы увидеть явление Иисуса во спасение, нам нужно быть «ожидающими». Суть этого стиха можно описать словом «ожидание». К ожидающим Его Он придет как Спаситель. К остальным Он придет как Судья.