В 1-м Послании к Коринфянам Павел еще подробнее описал этот образ Тела Христова:
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1 Коринфянам 12:12–13)
В приведенном выше отрывке основное слово — это «одно»: «Составляют одно тело… все мы одним Духом крестились в одно тело… все напоены одним Духом». Во всем этом подчеркивается единство тела. Павел продолжает:
Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
(1 Коринфянам 12:14–21)
Я считаю, что наше отношение друг ко другу лучше всего описать словом «взаимозависимость». Суть учения Павла заключается в том, что любой член нуждается во всех остальных членах. Никто из нас не является независимым; мы не можем обойтись друг без друга. Поэтому мы не можем говорить другим верующим: «Я могу прожить и без тебя. Мне все равно, что с тобой будет. Мне и без тебя хорошо». Такое отношение является недопустимым и неправильным, потому что Бог обладает единоличной властью над Телом. Глаз, несмотря на то, что он является замечательным, сложным и чувствительным инструментом, имеющим более трех миллионов подвижных, работающих деталей, не может сказать довольно прозаичному члену руке: «Ты мне не нужна». И, что еще удивительнее, голова не может сказать ноге: «Ты мне не нужна». Голова находится на самом верху, а ноги — в самом низу, между ними — все тело. Однако очевидно, что они нужны друг другу для того, чтобы тело действовало с максимальной эффективностью.
Замечательно то, что голова в каком-то смысле символизирует Иисуса. Поэтому Иисус не скажет частям Своего Тела, находящимся в самом низу: «Вы Мне не нужны». Напротив, Он нуждается в нас, потому мы составляем Его Тело, мы — орудия, при помощи которых Он действует в этом мире.
Более того, самыми важными членами являются самые слабые. Среди расположенных на внешней стороне тела органов, пожалуй, нет более хрупкого и чувствительного, чем глаз, но при этом он, наверное, и самый важный. Заметьте, как тщательно природа оберегает глаз. Всю эту защиту и внимание он получает не потому, что он сильный, а потому что он слабый. Именно так составлено тело. Сильные должны оберегать слабых. Нельзя игнорировать или презирать какого-либо члена Тела Христова. Это очень важно усвоить.
Когда я служил миссионером в восточной Африке, у моих дверей ежедневно с шести утра до десяти вечера толпились люди. Я уставал напоминать им о том, что я не могу выполнить многое из того, что они просят, даже в тех сферах, в которых я обучен. Иногда, когда я испытывал крайнюю степень раздражения, Господь говорил мне: «Будь внимателен, ведь ты разговариваешь с Моим чадом». И тогда я вспоминал, что не имею права испытывать раздражение, нетерпение или презрение по отношению к какому-либо чаду Божьему. То же самое верно и в отношении членов Тела Христова. Мы нужны друг другу, мы зависим друг от друга, и мы должны почитать друг друга. Когда страдает один член, остальные страдают вместе с ним. Когда прославляется один член, остальные прославляются вместе с ним. Именно так обстоит дело со всемирным Телом Иисуса Христа, церковью.
Все тело
Из Которого (Христа) все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
(Ефесянам 4:16)
В этом стихе описан конечный продукт. Нас держат вместе многие связки и суставы, но все мы, объединенные во Христе, являемся одним телом. Пока мы остаемся в этом органичном единстве, тело созидает само себя. Но будет ли тело созидать само себя, зависит от того, как каждый член будет выполнять свою работу. Один больной член влияет на здоровье всего остального тела.
Что требуется для того, чтобы все члены оставались здоровыми и способствовали развитию наших взаимоотношений с Христом? На ум приходят слова «послушание», «подчинение» и «желание», но я остановлюсь на слове «готовность». Члены Тела должны быть готовы для использования Головой. Какой бы сильной и полезной ни была моя рука, она будет бесполезна для головы, если не будет готова для выполнения того, чего желает голова. То же самое относится к любым другим частям моего тела. Я считаю, что основное качество, которое Бог желает видеть в человеке, это готовность.
И… держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
(Колоссянам 2:19)
«Составы» или суставы — это взаимоотношения между разными членами тела, посредством которых Бог его питает. Мои отношения с вами — это «составы», соединяющие меня с вами. Необходимо понимать, что наши нужды восполняются, благодаря суставам или взаимоотношениям внутри Тела.
«Связи» или связки необходимы для соединения суставов. Связка — это преданная любовь, существующая между сторонами, вступившими в завет; любовь, при которой один человек предан другому, как муж — жене («что бы ни случилось, в болезни и здравии»). Если я не согласен с мнением моей жены, иду ли я искать себе другую жену? Конечно, нет. Когда мужчина предан женщине, состоя с ней в браке, он остается с ней, несмотря на разногласия, трения и проблемы. Если супруги будут преданны друг другу, только когда между ними не будет трений или проблем, то такой брак долго не продержится. Необходимо то, что будет держать этих людей вместе, несмотря на любые трения и проблемы. Что же это? Преданность в завете: полная и постоянная преданность друг другу.
Наши нужды восполняются не благодаря одной только Голове, а посредством системы суставов и связок, расположенных по всему Телу и так или иначе связанных с Головой. Голова может сделать все необходимое для того, чтобы были восполнены все нужды всех членов, но эти нужды смогут быть реально восполнены, только если эти члены будут правильно связаны с другими членами посредством Головы.
Поскольку духовное «питание» обеспечивается посредством и суставов, и связок, мы не можем сказать: «Все, что мне нужно, я получу только от Господа». Господь не так устроил Тело. Он устроил его таким образом, чтобы многие наши нужды восполнялись посредством других членов.
Замечательно то, что на кресте у Иисуса не была сломана ни одна кость. Однако в Библии сказано, что все Его кости рассыпались (см. Пс. 21:15). Именно в таком состоянии пребывает сейчас церковь; но все же по благодати Божьей кости держатся вместе, даже если взаимоотношения членов в Теле оставляют желать лучшего!
Поиск своего места
Необходимо найти свое настоящее место в Теле. Как я уже писал ранее, я считаю, что самая действенная схема, следуя которой можно обнаружить свое место в Теле, описана в 12-й главе Послания к Римлянам:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
(Римлянам 12:1–2)
Давайте рассмотрим четыре шага, изложенных в этих стихах.
1. Представьте свое тело
Опять-таки, в этом отрывке «жертва живая» противопоставляется ветхозаветным жертвам, во время принесения которых жертвенное животное убивали и клали на жертвенник. Этот призыв быть живой жертвой поднимает очень важный вопрос, на который каждый из нас должен ответить: кому принадлежит ваше тело? Определитесь с тем, кто является владельцем вашего тела. Если им владеете вы, значит, не Господь. Если им владеет Господь, значит, не вы. Представили ли вы свое тело Господу, отказавшись от своих притязаний на владение им? Если нет, тогда пора это сделать.
2. Обновите свой разум
Как только вы представили свое тело, следует второй этап поиска своего места в Теле Христовом: вы начинаете мыслить по-новому. Обычный, духовно невозрожденный человек думает, прежде всего, о себе. Он постоянно спрашивает: «Что мне от этого будет? Какая мне от этого польза? Понравится ли мне это? Будет ли мне от этого хорошо?» Но мы не сможем узнать волю Божью, пока полностью не изменится наш образ мышления. В Писании сказано, что плотской человек находится во вражде с Богом, а Он открывает Свою волю не врагам, а только Своим друзьям (см. Рим. 8:7).
3. Познайте волю Божью
После того как обновился ваш разум, вы начинаете познавать волю Божью и постепенно осуществляете Его волю для вашей жизни. Чем больше вы исполняете волю Божью, тем лучше для вас! В этом стихе сказано, что она, во-первых, «благая», т.е. ваш разум воспринимает ее как нечто хорошее. Следующая особенность воли Божьей в том, что она «угодная», — вам легко ее принять. И, наконец, она «совершенная», это значит, что невозможно себе представить ничего более подходящего и приятного!
Волю Божью может постигнуть только обновленный разум. Многие христиане всю жизнь идут на ощупь, не зная воли Божьей, потому что их разум так и не был обновлен.
4. Откажитесь от независимости
По моему мнению, главное, что сегодня хочет сказать народу Божьему Дух Святой, это то, чтобы мы отказались от нашего агрессивного индивидуализма и негативного, неправильного отношения к другим верующим. Опять-таки, никто из нас не может сказать кому-либо: «Ты мне не нужен». Божьи цели не будут достигнуты, пока Тело Христово не будет развито в полной степени, т.е. пока между всеми его членами не будет единства, и все они будут выполнять свою работу. Тогда Тело будет расти здоровым, прославляя Господа.
Я — независимый человек, но не «христианин-одиночка». Где бы я ни жил, я всегда был тесно связан с поместной церковью. Более того, меня пугает сама мысль о том, что бы со мною стало за многие годы, не будь я полноценным членом Тела Христова. В 1970-х годах я состоял в домашней группе, у одного из членов которой в результате несчастного случая утонул ребенок. Когда человек находится в состоянии шока, он даже не может выразить словами, что ему нужно. Я видел, как Тело Христово окружило заботой всю эту семью, восполняя нужды ее членов, даже не спрашивая их об этом.
Конечно, чтобы такое служение было эффективным, все члены Тела должны лично знать страдающего человека, как было в нашей домашней группе, и тогда они сообща смогут выработать и осуществить подходящий план действий.
Я проводил к Господу двух любимых жен. Лидия умерла в 1975 году, а Руфь — в 1998. В обоих случаях я испытал невыразимое горе, но все это мне помогла пережить любовь моих братьев и сестер. Те, кто присутствовал на поминальной службе моей жены Руфи, наверное, помнят первые сказанные мной сквозь слезы слова, которые с тех пор я сам часто вспоминаю: «Я плачу не потому, что мне грустно, а потому что до сих пор я и не знал, что меня так любят во всем мире!» Для меня стали огромным благословением слова утешения и любви, высказанные людьми со всего мира, с которыми я даже не был знаком. А те люди, с которыми я тесно общался каждый день, просто подставили мне плечо и помогли пережить все те скорбные месяцы. Я бы никогда не смог этого пережить сам, и, к счастью, мне не пришлось.
Мне жаль тех людей, которые лишают себя «жизни в теле» из-за бунтарства или стремления к независимости. Они недополучают ту любовь, которую Бог хочет проявлять к ним посредством Тела Христова. Если бы меня не поддержали в горе руки Тела Христова, я бы никогда в полной мере не познал любовь Божью. Не повторяйте ошибку многих людей, оказавшись в одиночестве и без помощи Тела, когда вы в ней будете крайне нуждаться. Не говорите: «Если со мной случится трагедия, я смогу сам ее пережить!» Когда придет беда, будет поздно начинать строить взаимоотношения с членами Тела Христова. Найдите свое место в нем как можно скорее и развивайте тесные дружеские отношения с другими христианами. Не только они нужны вам, но и вы нужны им!
5 глава
Образ № 3:
Творение
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Ефесянам 2:10
Мы уже рассмотрели два образа того, каким Бог хочет видеть Свой народ: собрание Божье и Тело Христово. Мы должны играть значительную роль в правящем собрании, которое на земле осуществляет духовный суд и применяет власть; и мы должны действовать в единстве со своими братьями и сестрами как члены одного Тела. Первая из вышеописанных функций — управление, а вторая — взаимоотношения.
Божий шедевр
Третий образ — творение. В приведенном выше переводе стиха Ефесянам 2:10 далеко не полностью раскрывается суть этого образа. Словом «творение» переведено древнегреческое слово poiema. Латинский аналог этого слова — poema, от которого произошло наше слово «поэма». В переводе «Иерусалимская Библия» здесь использована фраза «произведение искусства». В общем, это слово относится к области искусства и творчества. Мне нравится переводить этот стих так: «Мы — Божий шедевр», что полнее передает смысл, который в него вкладывал Павел.
Если мы задумаемся обо всем, что сотворил Бог, то с замиранием сердца и смирением осознаем, что таких людей, как мы, Бог избрал быть материалом для создания Своего шедевра.
Задумайтесь на минуту о том, как создается то или иное произведение искусства. Возьмем, например, скульптуру. Существует множество прекрасных античных скульптур, созданных в Древней Греции. Если скульптор с умением и терпением будет работать соответствующими инструментами, то его внутренне видение воплотится в осязаемое произведение. Глядя на кусок мрамора, скульптор уже представляет себе, какой образ из него может получиться. Вооружившись долотом и видением того, каким должно быть будущее произведение, скульптор начинает откалывать от камня куски. Постепенно начинают проявляться формы, отражающие внутренне видение мастера.
Когда я совместно с Элизабет Шеррилл работал над книгой моей жены Лидии под названием «Назначение в Иерусалим», то через два года усердной работы я, наконец, принес ей готовую рукопись. Элизабет сказала: «А теперь перечитайте ее и сократите примерно на двадцать процентов». Если вы когда-либо работали над одной книгой в течение двух лет, то вы поймете, что я тогда чувствовал!
Элизабет процитировала мне слова Микеланджело. Он сказал о своих скульптурах: «С каждым ударом долота полнее раскрывается план». Чем больше вы отрезаете, тем лучше раскрывается ваше видение. Подобным образом, когда Бог постоянно от вас что-то «отрезает», вы, возможно, спрашиваете: «Господь, от меня вообще что-нибудь останется?» Но с каждым ударом Его долота еще лучше раскрывается план Мастера.
Кроме того, можно рассмотреть пример живописи. Суть живописи заключается в сочетании в нужных пропорциях форы и цвета с целью изображения сцены или объекта. Когда художник по-своему смешает формы и цвета, мы, возможно, сумеем увидеть такие особенности изображенной сцены или предмета, которых не замечали в натуре. Так и Бог работает над нами, что-то смешивая, формируя и располагая, после чего являет нас миру, который теперь сможет увидеть в нас то, чего не замечал ранее.
Рассмотрим еще один вид творчества, а именно — поэзию. Меня всегда особенно интересовала поэзия. Я даже сам сочинил несколько стихотворений. В сущности, поэзия — это живопись слов. Это смешение слов с целью создать образ, произвести впечатление или оказать воздействие. Каждое слово должно быть тщательно подобрано и расположено так, чтобы оно идеально сочеталось с другими словами. Так же и Бог хочет из всех нас составить «стихотворение», в котором все мы тщательно отобраны и расположены в правильном порядке относительно окружающих нас людей.
Мы — Божья поэма, Его шедевр, «дабы ныне сделалась известною через Церковь (народ Божий) начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10).
Это удивительное заявление Павла. Непостижимо, что Бог избрал нас, Свой искупленный народ, чтобы продемонстрировать Свою многоразличную премудрость всей Вселенной (во времени и вечности), а также в невидимых небесных сферах! Слово «многоразличная» — очень яркое, и я перевожу его «как многосторонняя». Каждый из нас показывает уникальную сторону многогранной мудрости Божьей, и все мы гармонично сливаемся в единое целое!
Куда же Бог отправился за материалами для создания Своего величайшего шедевра, Своей церкви? Он пошел на свалку! К обломкам жизней, разбитых грехом. К куче распавшихся семей, больных тел и порочных душ.
В Ефесянам 2:10 Павел очень ярко, но вместе с тем практично говорит о том, что мы были созданы на добрые дела, которые Бог заранее предназначил нам исполнять. В этом стихе сказано, что мы должны быть не просто для красоты, но и для пользы. Мы должны выполнять определенную функцию. Мы должны не просто стоять как некий интересный с духовной точки зрения объект. Каждому верующему Бог предназначил исполнить доброе дело! Наша задача: узнать, что это за добрые дела и исполнять их.
Здесь неуместна импровизация. Никто из нас не имеет права писать сценарий собственной жизни. Бог его уже написал. Мы же, подчиняясь Богу, находим свое место в этом шедевре. Затем мы узнаем, что нам уже приготовлено дело, о котором, мы возможно, раньше даже не мечтали. Если бы много лет назад мне сказали, что однажды я стану учителем Библии, я бы рассмеялся. А мои друзья смеялись бы еще громче, потому что в то время ничего во мне не предвещало того, каким меня запланировал сделать Бог.
Характерная особенность творения и Божье требование к нему
Характерной особенностью этого «шедевра» (poiema) является демонстрация творческого гения Бога. Бог всегда был и остается Творцом. Он сотворил небесные тела, звезды, моря, горы, животный и растительный мир. Завершив это, Он сказал: «А теперь пора взяться за Мой главный шедевр». Именно мы являемся этим шедевром, конечным откровением о Божьем творческом гении!
Покорность
Все требования к нам как членам Его poiema заключаются в одном слове — покорность. Если каждый из нас является словом в Его поэме, то нам нужно занять свои места. Если мы — кусок глины в руке Горшечника, то мы должны позволить Ему лепить нас. Если мы — часть мраморной глыбы, то мы должны позволить Ему откалывать от нас куски. Мы не должны с Ним спорить или указывать, как Ему выполнять Его работу. Нам не следует спрашивать: «Бог, а Ты уверен в том, что со мной делаешь?» Главное — покорность. Когда мы по собственной воле полностью предадим себя в Его руки, Он сделает из нас Свой удивительный шедевр.
Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
(Исаия 64:8)
После того как мы отдали себя в руки Божьи, Ему решать, что с нами делать.
Соединяемость
Как мы должны относиться друг к другу, чтобы был создан этот образ Божьего шедевра? Чтобы описать нашу задачу, мне пришлось придумать новое слово — соединяемость, т.е. способность соединяться с другими. Это также можно описать такими словами, как смешение или связывание. Не столь важно то, кем мы являемся сами по себе; основной вопрос в том, какими мы будем вместе. Поэтому мы должны быть готовы отказаться от своих индивидуальных особенностей с тем, чтобы лучше смешаться с другими.
Когда Бог желает нас формировать, изменять и образовывать, Он применяет давление. Испытывая на себе это давление, нам хочется сказать: «Бог, я больше этого не вынесу!» Но Он говорит: «Я делаю это для того, чтобы сделать тебя не таким, каким ты хочешь быть, а каким Я хочу, чтобы ты был». В будущем все мы, кто любит Господа, испытают на себе давление Его рук. Темп будет все больше ускоряться. Давление будет усиливаться. Но если мы будем оставаться с Господом и проявлять податливость, то превратимся в угодные Ему сосуды.
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
(Римлянам 9:20)
В 9-й главе Послания к Римлянам содержатся одни из самых сложных с теологической точки зрения идей во всей Библии. Здесь говорится о Божьем предназначении. Павел пишет о горшечнике, делающем один сосуд для низкого употребления (для чего-то нечистого), а другой — для почетного употребления (ст. 21). Суть предназначения состоит в том, что Бог Сам решает, как поступить с тем или иным куском материала. Он решает, сделать ли из него мусорный бак или цветочную вазу. Это не нам решать; здесь решение принимает Бог. Разумеется, это еще не все, что можно сказать по этому поводу, существуют и другие факторы. Мы имеем свободу выбора. Но нам точно не известно, как именно сочетаются наша свобода выбора и предназначение. Бог же знает, какие решения мы примем в будущем.
На своем семинаре об основных проблемах молодежи Билл Готард приводит пример девушки с глубокой душевной раной. Она не могла обрести покой, облегчение и удовлетворение, поскольку гневалась на Бога за то, что Он сотворил ее очень высокой. Именно так зачастую люди относятся к тому, чем не могут управлять сами. Но в таких вопросах у нас нет права последнего голоса, о чем нам напоминает апостол Павел:
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
(Римлянам 9:21–24)
При помощи некоторых сосудов Бог показывает Свой гнев. В 9-й главе Послания к Римлянам Павел использует пример фараона. Бог сказал фараону: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою» (ст. 17).
Если вы узнали, что являетесь сосудом для почетного употребления, то можете сказать: «Слава Богу. Это не моя заслуга. Это Его решение». Ведь «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (ст. 16). Как бы кому ни было трудно с этим согласиться, необходимо вернуться к этой забытой истине Божьей.
Суть этого образа заключается в том, что мы в некотором смысле должны быть пассивными. Глина не может давать указания или принимать решения. Если бы кроме этого образа народа Божьего не было других, то картина была бы неполной. Но и без этого образа наше понимание сущности народа Божьего также будет неполным. Представителям современной западной культуры необходимо иметь более четкое представление о том, что значит быть покорной глиной в руках любящего Горшечника.
Я встречал многих людей, которые не считают себя Божьим творением или шедевром. Но Бог не сможет вас использовать в полной мере, пока вы не начнете воспринимать себя такими, какими вас создал Бог. Просто поверьте, что лучшее у вас еще впереди! Мое служение стало бурно развиваться, только когда мне было уже далеко за пятьдесят. Этому предшествовали несколько десятилетий изнурительного труда, который часто был никому не заметен. Однако я всегда хранил верность призыву Божьему, который я получил много лет назад после следующего истолкования слова на иных языках: я стану «учителем Писания для многих людей в истине, вере и любви, которые есть во Христе Иисусе». И хотя эти «многие люди» появились в моей жизни значительно позже, служение развивалось всегда.
Мы — Божье творение, созданное для особой цели. Мы необходимы для исполнения Его плана и должны быть уверены в том, что Он делает нас такими, какими хочет, чтобы мы были!
6 глава
Образ № 4:
Семья
Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (или члены Божьей семьи).
Ефесянам 2:18–19
В то время как мы продолжаем по вере смотреть в зеркало Слова Божьего, чтобы узнать, какими людьми Он нас видит, Господь жаждет, чтобы мы поняли, насколько мы важны для достижения Его целей на земле.
Теперь мы переходим к четвертому образу, описанному в послании Павла к Ефесянам: семья. В этом списке из семи образов народа Божьего четвертый находится посередине. Я считаю, это неспроста, ведь семья занимает центральное место в правильном понимании того, что такое народ Божий. В Новом Завете Его люди очень редко называются словом «христиане» или даже «верующие». Чаще всего встречается название «братья», которое подчеркивает принадлежность к одной духовной семье.
Потому что через Него и те и другие (иудеи и язычники) имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
(Ефесянам 2:18)
Еще раз обратите внимание, что здесь представлены все три Божественные Личности: через Сына Иисуса мы имеем доступ к Отцу в одном Духе. В следующем стихе раскрываются чудесные последствия этого:
Итак вы уже (имея доступ к Отцу) не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.
Ефесянам 2:19
Слово «свои» было бы лучше перевести «родственные». Благодаря тому, что Христос приобрел для нас доступ к Отцу, мы стали членами Божьей семьи.
Отношения с Отцом
Для семьи Божьей характерны отношения с Отцом. В древнегреческом языке Нового Завета очень похожи слова, означающие «отец» и «семья». «Отец» — это pater, а «семья» — patria, и это слово происходит от pater. Это отношение ясно видно в молитве Павла:
Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество (семья) на небесах и на земле.
(Ефесянам 3:14–15)
Здесь прослеживается прямая связь между словами «Отец» и «отечество». От Бога-Отца (pater) именуется всякое отечество (patria) на небесах и на земле. Отечество происходит от отцовства. Итак, поскольку Бог — наш Отец, то мы — члены Его отечества или семьи.
Эта истину еще полнее раскрывает автор Послания к Евреям:
Ибо надлежало, чтобы Тот (Бог-Отец), для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов (верующих) в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания. Ибо и освящающий (Иисус) и освящаемые (верующие), все — от Единого (Отца); поэтому Он (Иисус) не стыдится называть их братьями, говоря (цитата из Ветхого Завете): возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
(Евреям 2:10–12)
В этом отрывке содержится замечательное откровение. Благодаря Иисусу Бог сделал нас Своими сыновьями, а Сам Иисус — Единородный Сын Бога-Отца. Следовательно Сам Иисус признает нас Своими братьями, потому что у нас есть отношения с Отцом. Иисус никогда ничего не делает без предварительной инициативы со стороны Отца. Иисус назвал нас «братьями» только после того, как Отец назвал нас «сынами». Как только Отец назвал нас сыновьями, Иисус признал нас Своими братьями.
В этом откровении есть две особенности, подчеркивающие идею отцовства. Во-первых, то, что у нас есть общий источник жизни. Когда все мы имеем один и тот же источник жизни, мы являемся членами одной и той же семьи. Источником любой семьи (на земле или на небе) является Отец. Семья — это не какая-то деноминация или название церкви; это не какая-то организация или институт. Семья является таковой тогда, когда у ее членов есть общий источник жизни.
Во-вторых, мы связаны с фактом отцовства Бога в двух измерениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальное — это то, что каждый из нас относится к Богу как к Отцу. Горизонтальное — это то, что все мы связаны друг с другом как члены одной семьи. Вертикальные отношения с Отцом имеют приоритетное значение, однако они же налагают на нас ответственность развивать горизонтальные отношения друг с другом. Мы не можем называться сыновьями Божьими, если не признаем как своих братьев других Его сыновей!
Эти два вида отношений в семье Божьей — вертикальные и горизонтальные — прекрасно описаны в первых словах молитвы «Отче наш»:
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое.
(Матфея 6:9)
В начале этой молитвы есть два очень важных слова: «Отче наш». Такой же порядок слов и в древнегреческом оригинале. Итак, первое слово несет большую смысловую нагрузку — «Отче». Тем самым Иисус говорит: «Помните, что через Меня вы сделались детьми Божьими. Всегда приходите к Богу как к своему Отцу. Приходите к Нему не просто как к Богу, ведь Он является Богом для всех, даже не принимающих Меня. Приходите к Нему как к своему любящему Отцу, с которым у вас теперь правильные отношения».
Второе слово — «наш». Не «мой», а «наш» Отец. Что это значит? Приходя к Богу, как к «нашему» Отцу, мы признаем, что у Него есть много других сыновей. Вы — не единственный ребенок в семье. Все остальные дети Божьи приходятся вам братьями и сестрами. Признавая это, мы освобождаемся от эгоистичных мыслей.
В этих простых вступительных словах молитвы «Отче наш» заключен очень глубокий смысл.
В 14-й главе Евангелия от Иоанна описано, как во время беседы Иисуса с учениками об Отце один из них попросил: «Господи! покажи нам Отца» (ст. 8). Это расстроило Иисуса, и Он ответил:
Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?
(Иоанна 14:9)
Незадолго перед этим в Иоанна 14:6 Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Этот стих часто цитируют, но редко — до конца. Иисус действительно сказал: «Я есть путь», но этот путь — не самоцель. Любой путь бесполезен, если ведет в никуда. Куда же нас ведет наш Путь — Иисус? К Отцу! Если мы всего лишь нашли путь, то тем самым еще не исполнили Божью цель. Нам необходимо найти конец пути! Основная задача Иисуса Христа — это привести нас не к Себе, а к Отцу.
Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных.
(1 Петра 3:18)
Цель Бога состоит в том, чтобы собрать огромную семью сыновей, сотворенных по образу Его Сына Иисуса. Все, что с нами происходит, способствует достижению этой цели: сделать из нас сыновей, преображенных по образу Иисуса Христа.
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он (Сын) был первородным между многими братьями.
(Римлянам 8:28–29)
Основная идея семьи — послушание
Основная идея, которая передается в этих отрывках о наших отношениях с Богом как Отцом, — это послушание.
Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
(Евреям 2:10)
«Тот», о Котором говорится в этом отрывке, это Бог-Отец; «вождь» нашего спасения — это Иисус; а «многие сыны» — это мы, верующие.
Автор Послания к Евреям сказал нам, что вождь нашего спасения стал совершенным через страдания. Иисус был всегда совершенным в нравственном отношении, но Он достиг личного совершенства, только когда Его довел до этого Отец. Он стал образцовым Сыном под руководством и наставлением Отца, Который и развил Его в полной мере как личность. После этого Иисус стал образцом для всех сыновей на пути их личностного совершенствования. И, опять-таки, Он стал совершенным, перенеся страдания.
Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями.
(Евреям 2:11)
Иисус — это «освящающий», а мы — «освящаемые». «Единый», от Которого происходим мы с Иисусом, — это Отец, через Которого мы освящаемся. Все мы проходим через процесс освящения и совершенствования и поэтому получаем право состоять в семье Божьей.
Далее приводится цитата из 21-го Псалма:
Он не стыдится называть их братьями, говоря: «возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя».
(Евреям 2:11–12)
Заметьте: Иисус будет петь посреди церкви!
В церкви станет известно откровение о Боге-Отце, данное Его детям через Сына Иисуса. Именно откровение об отцовстве Бога приведет Его сыновей к совершенству, пусть даже для этого им придется переносить страдания.
Хотя Он и Сын, однако страданиями навык (научился) послушанию.
(Евреям 5:8)
Чтобы лучше понять отношения Бога-Отца и Сына Иисуса, необходимо изучить то, как обычный отец воспитывает своего сына. Иисус стал для нас образцом и первопроходцем. Он никогда не проявлял непослушания. Однако Ему пришлось научиться послушанию. Нам с вами нужно научиться этому тем же способом, что и Он: послушанием! Иначе нельзя. Мы никогда не научимся послушанию, если будем просто сидеть и слушать о нем проповеди. Такие проповеди могут нам помочь и подтолкнуть к действию, но послушанию можно научиться только послушанием.
Самая значимая фраза, свидетельствующая о послушании Иисуса, была: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Каждый шаг послушания в жизни христианина — это шаг самоотречения. По словам Иисуса, если кто хочет идти за Ним, тот должен отречься от себя (см. Мф. 16:24). Это всегда больно, потому что нашему «я» не нравится, когда от него отрекаются. Наше «я» всегда чего-то хочет, а следование за Господом это постоянное самоотречение.